ЗАО «Донской табак» выходит на египетский рынок
Ростовский производитель табачных изделий - компания «Донской табак», входящая в «Группу Агроком», подписала соглашение о сотрудничестве с египетской табачной компанией-монополистом «Eastern Tobacco company». В связи с непростыми условиями работы на отечественном рынке, ростовский игрок намерен развивать свое присутствие за рубежом.
«Группа Агроком» планирует ввести ряд торговых марок своей табачной продукции на рынок Египта и стран Северной Африки уже к концу весны 2014г. Для этого предполагается задействовать производственные площадки «Донского табака» и греческой табачной фабрики SEKAP, которая в прошлом году вошла в группу.
Как поясняют в компании, увеличение доли экспортируемой продукции было спровоцировано, главным образом, падением российского табачного рынка в связи с ужесточением закона о табаке. О запланированных объема поставок и товарных марках, которые компания готовится представить на северо-африканском рынке, пока не уточняется.
Как отмечает младший аналитик Инвесткафе Роман Гринченко, основной причиной снижения производства и роста теневого рынка в данном сегменте стало повышение акцизов на табак. По данным эксперта, за 2013 год нелегальный рынок табака вырос на 300% и составил порядка 6% от общего объема продаж. При этом в 2014 году ожидается очередное повышение акцизов, что может привести к еще более существенному сокращению рынка табака. Согласно прогнозам аналитиков, падение может достичь 10%.
«В условиях ограничений, которые сейчас существуют на российском табачном рынке, производителям становится все сложнее работать. По итогам прошлого года объем рынка сократился на 5-8%. ЗАО «Донской табак» не снижал объем продаж и даже немного нарастил показатели производства. Однако, в связи со всеми этими факторами, наши стратегический вектор направлен на усиление экспортного потенциала", - рассказала ИА «РБК Ростов» замгенерального директора "Группы Агроком" по связям с общественностью Татьяна Гордина.
По ее словам, Северная Африка – это стратегическое направление для компании, так как емкость рынка этих стран очень высока, а таких заградительных мер и ограничений как в России, там пока нет. Организуя для себя новый канал сбыта за рубежом, производитель планирует компенсировать для себя падение отечественного рынка.
Как поясняет представитель компании, табачная продукция на 90% состоит из импортных оставляющих и,следовательно, имеет большую зависимость от валютных курсов. Этот фактор также планируется «перекрыть» экспортной выручкой. «Компания и сегодня довольно плотно работает с зарубежными партнерами в Грузии, Украине, Казахстане, Приднестровье, Туркменистане. Также довольно активно компания осваивает рынок табака в Ираке и Греции», - подчеркивает Т.Гордина.
«ЗАО «Донской табак» - крупнейший экспортер табачной продукции, объем экспорта компании за 2012 год составил 6,5 млрд сигарет. Для сравнения, объем экспорта продукции таких крупных производств как Балтийская табачная фабрика и Погарская сигаретно-сигарная фабрика в 2012 году составил 0,4 и 0,1 млрд сигарет соответственно. Также отмечу, что большинство российских экспортеров табачной продукции являются «дочками» зарубежных компаний», - добавляет Роман Гринченко.
«Россия – второй по величине табачный рынок в мире, при этом внутренний рынок табачных изделий последних лет можно назвать стабильным. По данным Росстата в 2012 году индекс оборота розничной торговли табачными изделиями составил 100,5%. Однако, в 2013 году был принят целый ряд нормативных актов, значительно ухудшающих перспективы рынка", – комментирует руководитель отдела социально-экономического прогнозирования компании «Финансовый и организационный консалтинг» Иван Завизион.
Как отмечает эксперт, согласно законодательству минимальная ставка акциза на сигареты будет расти не менее чем на 25% в год. Следовательно, средняя стоимость сигарет в 2014г. вырастет примерно на 20%. Таким образом, сегодня есть все предпосылки к значительному сокращению объемов рынка начиная с 2014 года (по крайней мере – легального рынка). При этом возможности импортозамещения уже практически исчерпаны в последние годы.
«Закон также ограничивает возможности по рекламе табачных изделий, что снижает возможности влияния на рынок конкретных компаний (остается только ценовой фактор). В этой ситуации производители табачных изделий неизбежно будут смотреть в сторону расширения экспорта, особенно в те страны, где регулирование табачного рынка пока не является приоритетом. Альтернатива – сокращение производства», - резюмирует аналитик.
ЗАО «Донской табак» - крупнейший отечественный производитель российского табачного рынка. Доля российского рынка – порядка 8,1%. ЗАО «Донской табак» входит в табачный бизнес-комплекс многоотраслевого холдинга «Группы Агроком», который объединяет предприятия мясоперерабатывающего, агропромышленного комплекса и другие проекты. Табачный бизнес-комплекс «Группы Агроком» имеет три производственные площадки: в Ростове-на-Дону, в Переславле-Залесском и в Ксанти (Греция).
«Eastern Tobacco company» - египетская табачная компания-монополист, 55% акций которой принадлежит государству. Производственная мощность – 80 млрд. шт. сигарет в год.