Роберт Цизак: «Требования к сельхозтехнике на Юге особенно высоки»
— Насколько выгодно для зарубежных производителей сельхозтехники размещать часть производства в России?
— Представительство Kverneland Group — «Квернеланд Груп СНГ» — работает в России с 2005 года, однако поставки техники начались еще в середине 1990-х годов. В 2006 году мы открыли в России собственное производство. Оно начиналось со сборки лишь нескольких десятков сеялок в год, за минувшие 13 лет расширились и производственные мощности, и объемы выпускаемой продукции. Самый существенный скачок произошел в 2016 году, когда мы вдвое увеличили объем выпускаемой продукции. В 2017 году мы смогли повторить этот результат, а в прошлом году нам удалось сохранить показатели, несмотря на спад рынка в целом.
На сегодняшний день мы создали на заводе 75 рабочих мест, средняя заработная плата — выше, чем на других промышленных предприятиях региона. Мы обеспечиваем заказами десятки российских фирм-производителей. Наш пул поставщиков насчитывает на сегодняшний день свыше 250 российских компаний, несколько десятков из которых являются нашими постоянными партнерами на протяжении нескольких лет.
— В последние годы российские власти много говорят о переориентации на собственное производство и импортозамещение. Как вы оцениваете это решение? Удалось ли вам перестроить производство?
— У нас есть собственная производственная площадка и существенная доля локализованной продукций в линейке, поэтому мы давно считаем себя российским машиностроителем. Приятно, что и профессиональная отраслевая общественность тоже все чаще воспринимает нас именно в этом качестве.
Этапы производства на нашем заводе включают в себя не только сборку и монтаж сельхозоборудования, но также сварку, металлообработку и покраску. И в этих процессах мы все больше используем именно российские компоненты. В целом же уровень локализации по разным машинам варьируется от 10 до 90%.
— Как это сказалось на продажах в России?
— Более 30 позиций из линейки российского завода участвуют в программе государственного лизинга через АО «Росагролизинг», с которым мы сотрудничаем уже 6 лет. За прошедшие два года объемы реализации техники Kverneland в рамках программы федерального лизинга увеличились вдвое, достигнув более 500 тыс. евро. Ожидается, что до конца года эта цифра превысит 1 млн евро.
Мы уверены, что это только начало. В целом в структуре продаж более 40% занимают машины, произведенные в России. Все это позволяет нам с уверенностью смотреть на перспективы дальнейшего развития бизнеса.
На сегодняшний день наша техника представлена в 75 регионах России через дилерскую сеть из 27 компаний. Но исторически сложилось, что наиболее сильные позиции мы имеем в Черноземье — по итогам прошлого года до 70% объемов реализации пришлись именно на этот макрорегион.
— Какую долю в структуре ваших продаж занимает Кубань и Ростовская область? Есть ли у этих регионов какие-то особенности?
— Продажи на Кубани и в Ростовской области составляют около 15% от общих объемов продаж «Квернеланд Груп СНГ» в России. Все регионы страны отличаются, начиная с почвенно-климатических условий и заканчивая менталитетом местных сельхозпроизводителей. Южные регионы в этом плане не исключение. Из-за тяжелых климатических условий — отсутствия осадков и высоких температур весной и летом — почва здесь особенно тяжелая, сухая, поэтому и требования к качеству техники и ее прочности тут особенно высоки.
В Краснодарском крае и Ростовской области мы продаем как агрегаты для внесения удобрений, так и плуги, а также почвообрабатывающую технику, технику для защиты растений и, конечно же, сеялки.
Вместе с тем, мы заметили тенденцию, что стало больше продаваться кормозаготовительной техники. Но нужно быть объективными: из-за сложностей в отрасли мы вряд ли можем говорить об активном росте продаж, хотя они все равно растут, и это радует.
— Кто сейчас чаще всего закупает сельхозтехнику — средние и крупные хозяйства или фермеры?
— Наша техника относится к сегменту высокопроизводительных и высокотехнологичных машин. Еще 8-10 лет назад она была в приоритете только у крупных сельхозпроизводителей и агрохолдингов. Но тенденции, которые складываются последнее время в отрасли, побуждают небольшие и средние хозяйства рассматривать технику Kverneland при обновлении и расширении материально-технической базы предприятий.
Речь идет об ориентире на повышение экономичности и эффективности сельхозпроизводства, фокусе на себестоимости продукции, а не на первоначальной стоимости машин. Поэтому можно сказать, что сейчас основные клиенты — это сельхозтоваропроизводители, которые стремятся правильно расставлять акценты в экономике своих предприятий: они отходят от практики получения выгоды при покупке техники в пользу повышения рентабельности бизнеса в целом.
— Вы уже второй раз будете принимать участие в выставке «ЮГАГРО». Насколько эффективным инструментом являются подобные мероприятия?
— Несмотря на то, что в прошлом наша компания впервые принимала участие в этой выставке, для себя мы отметили главное: с техникой Kverneland на юге знакомы хорошо. Но так как в наших планах дальнейшее укрепление контактов с сельхозпроизводителями этих регионов, то участие в «ЮГАГРО» стало для нас неотъемлемой частью маркетинговой стратегии.
В этом году наш стенд будет в два раза больше, чем годом ранее. На нем мы представим технику как российского, так и европейского производства; будут как бестселлеры в нашей линейке, так и новинки рынка.
Полная версия интервью опубликована в разделе РБК+
«Квернеланд Груп» — одна из крупнейших международных компаний, занимающихся разработкой, производством и сбытом сельскохозяйственной техники. Компания основана в 1879 году, штаб-квартира находится в Осло, Норвегия. Заводы концерна расположены в Норвегии, Дании, Германии, Франции, Нидерландах, Италии и России (Липецкая область).
Представительства «Квернеланд Групп» находятся в 17 странах, а продукция экспортируется более чем в 60 стран.