После дождичка кредит: этой осенью аграриев Юга волнует не только погода
Прошедшие на юге дожди не сняли полностью опасения за всходы озимых и будущий урожай. Опрошенные РБК Ростов сельхозпроизводители и эксперты оценили текущие погодные условия и рассказали о волнующих их проблемах в период осенних полевых работ.
Посевные площади на юге под урожай 2025 года сохранились на уровне последних лет. В Ростовской области сев озимых проводится на площади 2,9 млн га, в Краснодарском крае — 1,8 млн га, Адыгее — свыше 100 тыс. га.
Крупные агрокомпании заявляли о готовности к севу еще в августе, в самый разгар засухи. Успешное проведение осенних работ подтвердили РБК Ростов в ГК «Прогресс Агро»: кубанские хозяйства холдинга под озимую пшеницу отвели в этом году 48,5 тыс. га и 4,5 тыс. га — под рапс, еще 3,5 тыс. га занял озимый ячмень. Основной производственной культурой ГК «Степь» также остается озимая пшеница, сообщил гендиректор Андрей Недужко.
До середины октября погодные условия вызывали у аграриев серьезные опасения. Гидрометцентр России указывал на недостаточное количество осадков в южных регионах в течение сентября–октября. В этой ситуации, как отмечал замгубернатора Ростовской области Константин Рачаловский, сроки сева были сдвинуты на «крайние поздние».
Прошедшие к настоящему времени дожди ситуацию «несколько выровняли», однако проблему дефицита влаги в почве полностью не устранили, говорят эксперты и сельхозпроизводители.
«Где-то выпало больше осадков, где-то меньше. Хозяйства, которые посеяли на небольшую глубину — до 4 см, поступили оптимально, почва на эту глубину промочилась, и семена начинают активно прорастать. Те, кто приготовил поля под посев, обработал твердую от засухи почву и выбрал нужную глубину, начали уже получать всходы», — отмечает профессор кафедры растениеводства и садоводства Донского ГАУ Константин Пимонов.
По словам руководителя АККОР Ростовской области Александра Родина, ситуация в полях остается сложной. «Мы разговаривали с районами — далеко не все еще отсеялись, а те, кто завершил работы — сажали в сухую землю. Осадков в ряде районов выпало мало, например, в Егорлыке дожди были очень слабыми», — добавляет он.
Более оптимистично погодные условия оценивает глава фермерского хозяйства и руководитель ассоциации «Народный фермер Адыгеи» Тимур Тес. «После дождей условия для озимых сложились, в принципе, благоприятные, они не препятствуют хорошему урожаю. На следующий год по зерновым ожидаем урожай не хуже, чем в этом. По пропашным, это семечка и кукуруза, сказать пока сложно. Нужно будет проанализировать итоги уборки», — говорит фермер.
Прогнозировать урожай можно будет не ранее весны после возобновления вегетации растений, считает Константин Пимонов. «Сейчас важно говорить о получении всходов и развитии пшеницы пред уходом в зиму. По прогнозам, на юге в ближайшее время ожидается потепление до 15 градусов и чуть выше. Такие периоды с дневной температурой 10-15 градусов — как раз то, что нужно. Если плюсовая температура сохранится еще и в декабре, то пшеница наберет вегетативную массу и углеводов, что позволит ей быть зимостойкой», — поясняет ученый.
Сев взаймы
Не менее погодного фактора аграриев юга и, прежде всего, малый агробизнес, волнует ценовая конъюнктура аграрных рынков и финансовое положение. По словам Александра Родина, из-за отсутствия средств ряд фермерских хозяйств региона в этом году сеяли со своего урожая, то есть использовали те семена, которые попали под заморозки. Качества такого зерна может сказаться на будущей урожайности.
«Кредиты сейчас дорогие, а вопрос о продлении аграриям кредитных каникул на год так до сих пор и не решен. Сейчас сельхозпроизводители имеют право полугодовой отсрочки платежей, крайне важно увеличить льготный период», — считает глава донской АККОР.
Фермеры работают, в основном, на заемных средствах и их доступность напрямую влияет на бизнес, соглашается Тимур Тес. «Правда, мы не сталкивались пока с тем, что фермеры перестали сеять из-за отсутствия денег», — добавляет он.
По словам фермера, в южных регионах, включая Адыгею, в настоящее время активно работают небольшие брокерские компании, которые фактически кредитуют сельхозпроизводителей под будущий урожай.
«У них есть дилерские контракты с поставщиками семян, удобрений, средств защиты растений. Они предоставляют эту продукцию с отсрочкой до полугода. Работать с ними дороже, чем напрямую с производителями, например, тем же «Щелково Агрохим. Это снижает рентабельность, но позволяет фермерам работать и закладывать урожай», — отмечает глава КФХ.