«Не ждем чуда»: эксперты рассказали об перспективах донского авторынка
Российский рынок
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) повысила прогноз по российскому авторынку на 2017 год более чем в два раза, сообщает пресс-служба ассоциации. По мнению специалистов, объем продаж автомобилей в стране вырастет на 10,8% по отношению к прошлому году и будет равняться 1,58 млн автомобилей.
Российский авторынок испытывал падение с 2014 года. В частности, 2016 год рынок завершил снижением на 11% — по итогам 12 месяцев в России было продано 1,42 млн автомобилей.
Несмотря на это, в начале января нынешнего года председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер на ежегодной конференции ассоциации заявил, что в 2017 году у российского рынка «есть потенциал» закончить период падения и вернуться к умеренному росту. По его прогнозам, общий объем продаж автомобилей в России в текущем году должен был составить 1,48 млн штук, что на 4% больше показателей прошлого года.
Первые месяцы 2017 года рынок начал со слабого падения в 4–5%. Но уже в марте впервые за три года вырос на 9,4%, что немного улучшило итоги первого квартала (+1%). С мая российский рынок показывал двузначные темпы роста и по итогам первого полугодия продажи выросли на 7%. При этом прогноз Шрайбера на 2017 год остался прежним — рост не выше 4–5%.
В сентябре продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли на 17,9% по сравнению с сентябрем 2016 года и достигли 148,4 тыс. штуки, следует из отчета АЕБ. Всего в январе—сентябре было продано 1,02 млн автомобилей, что на 10,6% выше, чем в аналогичный период прошлого года.
Йорг Шрайбер отметил двузначный рост продаж по итогам 9 месяцев 2017 года и сообщил, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Таким образом, прогноз ассоциации по объему российского авторынка вырос вдвое — до 10,8%.
Региональный рынок
Несмотря на оптимистичные ожидания Ассоциации европейского бизнеса от продаж на российском авторынке, представители региональных дилерских центров более сдержаны в своих прогнозах.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль отмечает, что рост объема продаж в каждой конкретной компании связан с направленной работой их руководителей на развитие бизнеса, а не общими тенденциями и закономерностями на рынке.
«Если говорить о прогнозах АЕБ, я, мягко говоря, не верю в их статистику. Тем более, в их прогнозы. Я бы не стал говорить, что есть какой-то средний рынок, который растет. Рынок в целом неоднородный, каждый регион растет по-разному», — сказал Мигаль.
По его мнению, повторить докризисный уровень объема продаж 2012–2013 годов невозможно, потому что объемы производителей далеки от докризисных.
«Весь рост нынешнего года связан с тем, что у нас сформировался отложенный спрос за 2015 и 2016 года. Те, кто откладывал покупку в связи с кризисом, сейчас возвращается к своим старым планам. Я считаю, что в следующем году на рынке будет такая же стагнация и, возможно, небольшой рост. Если говорить про 2019 год, нас ждет тяжелая волатильность и смена курса на снижение рынка. Никаких основания для роста рынка я не вижу: доходы населения не растут, социальная обстановка такая же, „стоимость жизни“ дорожает, средств на предметы роскоши все меньше и меньше», — заявил Денис Мигаль.
Директор по маркетингу «ААА Моторс» Елена Кикоть, напротив, рассказала, что компания наравне с АЕБ повысила прогнозы продаж во второй половине года — с 8–10% до 11%. На это решение в том числе повлияло увеличение объема продаж в компании — по итогам 9 месяцев нынешнего года рост составил 16% при среднем показателе на рынке 10,6%.
«На выход авторынка из затяжного кризиса повлияли несколько факторов: снижение ключевой ставки, госпрограммы поддержки авторынка и программы производителей, стабильный курс рубля. Сейчас мы ожидаем, что уровень продаж автомобилей в Ростовской области будет расти на общероссийском уровне», — рассказала она.
Директор отдела продаж новых автомобилей «Тойота Центр Ростов-на-Дону Юг» Алексей Куринной обращает внимание на то, что статистика АЕБ основана на приросте «массовых» брендов, стоимость которых не превышает 1 млн руб.
«В нашем регионе в большинстве случаев продажа новых автомобилей в ценовой категории от 1 млн руб. до 3,5 млн руб. во многом зависит от сельхозпроизводителей и аграриев (цена зерна и т.д.). К сожалению, к докризисному уровню в следующем году мы вряд ли вернемся, да и в 2019 году мы не ожидаем такого чуда. Цены на машины поднялись минимум на 30–40%, поэтому говорить о докризисных временах пока очень рано», — сообщил Куринной.
Вместе с тем, по его словам, в 2018 году в «Тойота Центре» ожидается прирост продаж на уровне 15–20%.
«Тойота» во второй половине 2017 года сильно сократила производство автомобилей — с июля наблюдалась нехватка автомобилей. Кризис сидит у нас в голове. И сейчас перед нами стоят цели, которые значительно ниже тех, что были в 2014 году. До конца года мы также ожидаем дефицит автомобилей, но по прогнозам наш дилерский центр все же превысит результат продаж 2016 года», — сказал Алексей Куринной.