Русские горки: какие вызовы ставит пандемия перед молочниками Юга
Пока ровно
Молочная отрасль пока не может назвать себя существенно пострадавшей от ограничительных мер в условиях распространения коронавируса — такое мнение выразили приглашенные РБК производители молочной продукции. В частности, директор по коммуникациям PepsiCo в России и СНГ Александр Костиков считает, что представители пищевой отрасли находятся в более привилегированном положении.
«Ситуация внештатная, но что бы ни происходило, люди продолжают есть сами и кормить своих детей. Спрос на базовую линейку — молоко, кефир, творог — у нас вырос. Конечно, компания вынуждена адаптироваться к реалиям — например, необходимо было оперативно оформить пропуска для транспорта, пересмотреть вопрос доставки сотрудников на предприятия, потому что безопасность теперь в приоритете. Все по-максимуму переведены на удаленную работу, на каждом предприятии соблюдается дистанцированием, термометрия, санитарные нормы», — рассказал Костиков.
Коммерческий директор «Казьминского молочного комбината» Денис Гарнага также отметил, что о серьезном влиянии коронавируса на предприятие в настоящий момент говорить не приходится.
«Мы потеряли объемы в бюджетной сфере из-за закрытых детских садов и школ, но заместили потерю ростом продаж у ритейлеров. Нет падения, но нет и возможности и расти — сейчас переговоры ведутся в 2-3 раза дольше, чем это было до самоизоляции. Дальнейшая ситуация зависит от покупательской способности населения и будут ли молочные продукты оставаться в приоритете трат, если самоизоляция продолжится», — поделился Гарнага.
Он также добавил, что в относительно стабильном положении отрасли во время пандемии цены на молочные продукты также остались на прежнем уровне, несмотря на то, что себестоимость производства заметно выросла.
«Не только коронавирус, но и изменение курса рубля и цены на нефть повлияли на стоимость упаковки — она выросла на 14%. Мы обращались к ритейлерам за повышением цены на продукцию еще до пандемии, но когда подошло время, нам все отказали, ссылаясь на текущую обстановку и контроль ФАС», — рассказал Гарнага.
По словам гендиректора Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артема Белова, рост себестоимости в производстве сырья и переработке — это серьезная проблема.
«По нашим оценкам, ослабление рубля на 25% ведет к увеличению себестоимости сырого молока на 5-6%. Похожая ситуация наблюдается и в переработке. Две недели назад мы подготовили письмо на имя Игоря Артемьева (руководитель ФАС — прим. ред.), где детально описали, что будет происходить с себестоимостью — зачастую служба просит поставщиков объяснить свои намерения повысить цену. Мы это объяснение уже дали и попросили распространить письмо по региональным управлениям. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе мало кто имеет возможность повысить цену, в будущем предприятия будут вынуждены вернутся к этому, чтобы не работать в убыток», — сказал он.
Что было дальше
Если в сфере логистики молочная продукция пока не потеряла своих позиций в целом, то в отдельных позициях произошел существенный спад, рассказал директор по региональному развитию компании-перевозчика «Симпл Деливери Груп» Дмитрий Шаров. В частности, по словам эксперта, за последние три недели объем перевозки дорогих йогуртов упал в 2-3 раза.
Как считает заместитель председателя комитета московской промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова, в будущем спрос на дорогую молочную продукцию, включая сыр и сливочное масло, будет только снижаться. При этом, если до пандемии потребительский спрос менялся ежеквартально, то сейчас его структура будет меняться каждые шесть недель, что в свою очередь обяжет производителей оперативно принимать решения по изменению ассортимента.
«Мы сделали две модели сценария по выходу из пандемии — если не будет второй волны заболевания, что маловероятно, и если она случится с окончанием в марте-апреле 2021 года. По нашему мнению, в зоне риска окажутся средние и мелкие производители, поэтому, чтобы удержаться, им необходимо будет задуматься над адекватной экономией и пересмотре ассортимента продукции. Важно понимать, что какие-то направления рынка не будут востребованы в течение ближайшего года. Нас ждут американские горки, и сейчас мы будем съезжать вниз», — считает эксперт.
Артем Белов также выразил мнение, что быстрого выхода из ситуации с пандемией ждать не стоит.
«Если мы посмотрим на прогнозы медиков, то пик пандемии придется в России на первую или вторую недели мая. Полный выход из эпидемии внутри страны занимает, по статистике, один-два месяца. Плюс стоит вопрос возникновения второй волны, которую мы видим сейчас в Китае. Сейчас ключевая задача бизнеса — повышать собственную эффективность, «наращивать мускулы», искать резервы. Понятно, что кто-то вынужден будет уйти с рынка, но это нормально», — сказал он.
По словам Дениса Гарнаги, «Казьминский молочный комбинат» уже начал меня структуру производства, в частности, отдавать сырье на «долгоиграющие» продукты, например, сыры.
«Я должен принимать сырье — у меня заключены контракты. Если завод может не производить продукт каждый день, то коровы нет. Сейчас нам нужно решать вопросы сбыта продукции, которая осталась на складах после всплеска спроса неделю назад, а также оптимизировать всю логистику», — рассказал директор комбината.
Плюсы и минусы
Участники видеоконференции также рассказали о влиянии пандемии на процесс развития молочной отрасли. Так, по мнению экспертов, режим самоизоляции дал мощный толчок развитию онлайн продаж. Если до коронавируса об этом говорили как о далеком будущем, то сейчас рост онлайна стал реальностью.
«Я думаю, что в течение этого года доля онлайн торговли в общем объеме розничного рынка в России вырастет в разы. Логистика, которая не была готова к такой работе, полностью подстроится через несколько месяцев. Мы не вернемся к той модели покупок, что раньше — не будем раз в неделю ездить в гипермаркеты за продуктами. Мы привыкнем, что это можно будет сделать быстро, доступно и практически не вкладывая дополнительные средства», — сказал Артем Белов.
Марина Петрова добавила, что на рост онлайна оказывает влияние еще и то, что доля людей, которые родились после 1990 года сейчас достигла 54% — потребителям этого возраста комфортен формат онлайна.
Отрицательное влияние самоизоляции на молочную отрасль, по мнению экспертов, заключается в будущем снижении доходов населения, а значит, и покупательской способности, и спроса. Кроме того, представители отрасли спрогнозировали рост фальсификата.
«В прошлом году доля фальсификата сильно сократилась, что привело к тому, что порядка 1 млн тонн сырого молока было дополнительно востребовано предприятиями. Однако к настоящему моменту эффект очищения рынка полностью исчерпан. Вследствие того, что сейчас происходит с доходами и прогнозами по потреблению, можно говорить, что в 2020 году объем фальсификата на рынке может увеличиться, если не будут предприняты дополнительные меры», — считает Артем Белов.
По его словам, фальсификат — общая проблема, но она наиболее характерна для регионов с невысокими среднедушевыми доходами, где основная доля торговли приходится на неструктурированную традиционную розницу. Кроме того, доля фальсификата выше в госзакупках, так как обычно побеждает компания, предложившая минимальную цену за выполнение контракта.
«Это один из ключевых вопросов — задача выявления фальсификата и пресечения его реализации. Нельзя, чтобы ситуация из-за особого режима вышла из-под контроля», — считает Белов.
Какая помощь нужна
Александр Костиков рассказал, что в настоящее время рассматриваются различные направления поддержки производителей в молочной отрасли. В частности, варианты по снижению таможенных пошлин, комплектующим, сырью.
«Есть предложения по стимулированию спроса со стороны потребителей — возможно, здесь есть здравое зерно, потому что для нас потребитель самый главный человек. Если у него есть возможность приобретать, то у нас все будет хорошо. Но, конечно, сейчас любые меры, которые снижают регулятивную нагрузку, приносят пользу, помогают нам более оперативно на все реагировать», — рассказал Костиков.
Марина Петрова поддержала это мнение и добавила, что важной является, к примеру, и направленная поддержка малого и среднего бизнеса.
«Да, пока можно сказать, что пострадал мелкий и средний бизнес, но через месяц-полтора будет жесткая посадка для всех. Молочники говорили о необходимости также налоговых льгот на полгода или до конца текущего года. Через введение продовольственных карточек или чего-то наподобие можно было бы поддержать спрос. Кроме того, надо вывести молочку из-под маркировки, таких затрат отрасль просто не переживет, это невозможно. Давление на бизнес надо ослабить всеми возможными способами», — считает эксперт.