Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Коронавирус-на-Дону ,  
0 

Русские горки: какие вызовы ставит пандемия перед молочниками Юга

Представители молочной отрасли в рамках видеоконференции РБК Ростов рассказали о рисках, трудностях и перспективах бизнеса во время самоизоляции и после нее
Фото: Антон Вергун / РИА Новости
Фото: Антон Вергун / РИА Новости

Пока ровно

Молочная отрасль пока не может назвать себя существенно пострадавшей от ограничительных мер в условиях распространения коронавируса — такое мнение выразили приглашенные РБК производители молочной продукции. В частности, директор по коммуникациям PepsiCo в России и СНГ Александр Костиков считает, что представители пищевой отрасли находятся в более привилегированном положении.

«Ситуация внештатная, но что бы ни происходило, люди продолжают есть сами и кормить своих детей. Спрос на базовую линейку — молоко, кефир, творог — у нас вырос. Конечно, компания вынуждена адаптироваться к реалиям — например, необходимо было оперативно оформить пропуска для транспорта, пересмотреть вопрос доставки сотрудников на предприятия, потому что безопасность теперь в приоритете. Все по-максимуму переведены на удаленную работу, на каждом предприятии соблюдается дистанцированием, термометрия, санитарные нормы», — рассказал Костиков.

Коммерческий директор «Казьминского молочного комбината» Денис Гарнага также отметил, что о серьезном влиянии коронавируса на предприятие в настоящий момент говорить не приходится.

«Мы потеряли объемы в бюджетной сфере из-за закрытых детских садов и школ, но заместили потерю ростом продаж у ритейлеров. Нет падения, но нет и возможности и расти — сейчас переговоры ведутся в 2-3 раза дольше, чем это было до самоизоляции. Дальнейшая ситуация зависит от покупательской способности населения и будут ли молочные продукты оставаться в приоритете трат, если самоизоляция продолжится», — поделился Гарнага.

Он также добавил, что в относительно стабильном положении отрасли во время пандемии цены на молочные продукты также остались на прежнем уровне, несмотря на то, что себестоимость производства заметно выросла.

«Не только коронавирус, но и изменение курса рубля и цены на нефть повлияли на стоимость упаковки — она выросла на 14%. Мы обращались к ритейлерам за повышением цены на продукцию еще до пандемии, но когда подошло время, нам все отказали, ссылаясь на текущую обстановку и контроль ФАС», — рассказал Гарнага.

По словам гендиректора Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артема Белова, рост себестоимости в производстве сырья и переработке — это серьезная проблема.

«По нашим оценкам, ослабление рубля на 25% ведет к увеличению себестоимости сырого молока на 5-6%. Похожая ситуация наблюдается и в переработке. Две недели назад мы подготовили письмо на имя Игоря Артемьева (руководитель ФАС — прим. ред.), где детально описали, что будет происходить с себестоимостью — зачастую служба просит поставщиков объяснить свои намерения повысить цену. Мы это объяснение уже дали и попросили распространить письмо по региональным управлениям. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе мало кто имеет возможность повысить цену, в будущем предприятия будут вынуждены вернутся к этому, чтобы не работать в убыток», — сказал он.

Видео: РБК Юг

Что было дальше

Если в сфере логистики молочная продукция пока не потеряла своих позиций в целом, то в отдельных позициях произошел существенный спад, рассказал директор по региональному развитию компании-перевозчика «Симпл Деливери Груп» Дмитрий Шаров. В частности, по словам эксперта, за последние три недели объем перевозки дорогих йогуртов упал в 2-3 раза.

Как считает заместитель председателя комитета московской промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова, в будущем спрос на дорогую молочную продукцию, включая сыр и сливочное масло, будет только снижаться. При этом, если до пандемии потребительский спрос менялся ежеквартально, то сейчас его структура будет меняться каждые шесть недель, что в свою очередь обяжет производителей оперативно принимать решения по изменению ассортимента.

«Мы сделали две модели сценария по выходу из пандемии — если не будет второй волны заболевания, что маловероятно, и если она случится с окончанием в марте-апреле 2021 года. По нашему мнению, в зоне риска окажутся средние и мелкие производители, поэтому, чтобы удержаться, им необходимо будет задуматься над адекватной экономией и пересмотре ассортимента продукции. Важно понимать, что какие-то направления рынка не будут востребованы в течение ближайшего года. Нас ждут американские горки, и сейчас мы будем съезжать вниз», — считает эксперт.

Артем Белов также выразил мнение, что быстрого выхода из ситуации с пандемией ждать не стоит.

«Если мы посмотрим на прогнозы медиков, то пик пандемии придется в России на первую или вторую недели мая. Полный выход из эпидемии внутри страны занимает, по статистике, один-два месяца. Плюс стоит вопрос возникновения второй волны, которую мы видим сейчас в Китае. Сейчас ключевая задача бизнеса — повышать собственную эффективность, «наращивать мускулы», искать резервы. Понятно, что кто-то вынужден будет уйти с рынка, но это нормально», — сказал он.

По словам Дениса Гарнаги, «Казьминский молочный комбинат» уже начал меня структуру производства, в частности, отдавать сырье на «долгоиграющие» продукты, например, сыры.

«Я должен принимать сырье — у меня заключены контракты. Если завод может не производить продукт каждый день, то коровы нет. Сейчас нам нужно решать вопросы сбыта продукции, которая осталась на складах после всплеска спроса неделю назад, а также оптимизировать всю логистику», — рассказал директор комбината.

Плюсы и минусы

Участники видеоконференции также рассказали о влиянии пандемии на процесс развития молочной отрасли. Так, по мнению экспертов, режим самоизоляции дал мощный толчок развитию онлайн продаж. Если до коронавируса об этом говорили как о далеком будущем, то сейчас рост онлайна стал реальностью.

«Я думаю, что в течение этого года доля онлайн торговли в общем объеме розничного рынка в России вырастет в разы. Логистика, которая не была готова к такой работе, полностью подстроится через несколько месяцев. Мы не вернемся к той модели покупок, что раньше — не будем раз в неделю ездить в гипермаркеты за продуктами. Мы привыкнем, что это можно будет сделать быстро, доступно и практически не вкладывая дополнительные средства», — сказал Артем Белов.

Марина Петрова добавила, что на рост онлайна оказывает влияние еще и то, что доля людей, которые родились после 1990 года сейчас достигла 54% — потребителям этого возраста комфортен формат онлайна.

Отрицательное влияние самоизоляции на молочную отрасль, по мнению экспертов, заключается в будущем снижении доходов населения, а значит, и покупательской способности, и спроса. Кроме того, представители отрасли спрогнозировали рост фальсификата.

«В прошлом году доля фальсификата сильно сократилась, что привело к тому, что порядка 1 млн тонн сырого молока было дополнительно востребовано предприятиями. Однако к настоящему моменту эффект очищения рынка полностью исчерпан. Вследствие того, что сейчас происходит с доходами и прогнозами по потреблению, можно говорить, что в 2020 году объем фальсификата на рынке может увеличиться, если не будут предприняты дополнительные меры», — считает Артем Белов.

По его словам, фальсификат — общая проблема, но она наиболее характерна для регионов с невысокими среднедушевыми доходами, где основная доля торговли приходится на неструктурированную традиционную розницу. Кроме того, доля фальсификата выше в госзакупках, так как обычно побеждает компания, предложившая минимальную цену за выполнение контракта.

«Это один из ключевых вопросов — задача выявления фальсификата и пресечения его реализации. Нельзя, чтобы ситуация из-за особого режима вышла из-под контроля», — считает Белов.

Какая помощь нужна

Александр Костиков рассказал, что в настоящее время рассматриваются различные направления поддержки производителей в молочной отрасли. В частности, варианты по снижению таможенных пошлин, комплектующим, сырью.

«Есть предложения по стимулированию спроса со стороны потребителей — возможно, здесь есть здравое зерно, потому что для нас потребитель самый главный человек. Если у него есть возможность приобретать, то у нас все будет хорошо. Но, конечно, сейчас любые меры, которые снижают регулятивную нагрузку, приносят пользу, помогают нам более оперативно на все реагировать», — рассказал Костиков.

Марина Петрова поддержала это мнение и добавила, что важной является, к примеру, и направленная поддержка малого и среднего бизнеса.

«Да, пока можно сказать, что пострадал мелкий и средний бизнес, но через месяц-полтора будет жесткая посадка для всех. Молочники говорили о необходимости также налоговых льгот на полгода или до конца текущего года. Через введение продовольственных карточек или чего-то наподобие можно было бы поддержать спрос. Кроме того, надо вывести молочку из-под маркировки, таких затрат отрасль просто не переживет, это невозможно. Давление на бизнес надо ослабить всеми возможными способами», — считает эксперт.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Ростов-на-Дону
В Демократической республике Конго предотвратили военный госпереворот Политика, 15:34
Сотрудник МЧС умер на соревнованиях по поднятию тяжестей в Тюмени Общество, 15:12
РПЦ поддержала белгородскую епархию в споре о молитвах для защиты от атак Общество, 15:10
Теннисистку обвинили в краже мебели и ковров с виллы под Флоренцией Спорт, 14:45
В Москве нашли тело пропавшей 13-летней девочки Общество, 14:40
Лондон счел причиной отказа Берлина передать Киеву Taurus Крым Политика, 14:39
Купить и продать или купить и сдавать: как подобрать жилье с выгодой РБК и ПИК, 14:30
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Оренбург» и «Урал» забили друг другу по три мяча Спорт, 14:04
МИД выразил соболезнования в связи со смертью посла Гондураса Политика, 13:57
В Екатеринбурге пассажирский самолет наехал на работника авиакомпании Общество, 13:57
Бывший советский санаторий в Кисловодске реконструировали за 4 млрд руб. Ростов-на-Дону, 13:56 
Хиросима и Нагасаки направили протест США из-за «ядерного эксперимента» Политика, 13:51
Минобороны доложило об отражении пяти контратак ВСУ около Волчанска Политика, 13:40
«До величайшего боксера Усику далековато». Что говорят о победе над Фьюри Спорт, 13:33