«Не коммерсант»: как Герман Стерлигов открывает первый магазин в Ростове
27 января в Ростове на ул.Большой Садовой откроется первый магазин скандально известного российского предпринимателя Германа Стерлигова «Хлеб и соль». Бизнесмен позиционирует его как элитный бутик натуральной еды.
Ранее торговые точки «Хлеб и соль» появились в Москве и других городах России, а в 2017 году три магазина сети открылись в Краснодаре.
Герман Стерлигов прославился тем, что открыл в России первую товарную биржу «Алиса» в начале 90-х годов, баллотировался на пост мэра Москвы, а затем начал проповедовать «возвращение к корням», перебрался в деревню и занялся сельским хозяйством.
Позже Стерлигов создал сеть магазинов «Хлеб и соль», где продаются «самые что ни на есть натуральные продукты», которые производят фермеры в своих домашних хозяйствах.
Дорогое удовольствие
Весь ассортимент магазинов Стерлигова отличается довольно высокими ценами — так, в Краснодаре хлеб стоит от 650 до 1650 руб. за буханку, яйца по 300 руб. за десяток, молоко по 200 руб. за литр и сметана по 300 рублей за пол-литра. Также в продаже есть косметика ручной работы (мыло по 400 руб. и шампунь по 900 руб.за 250 мл) и посуда (например, берестяной стакан за 900 рублей). По словам предпринимателя, прейскурант в Ростове будет примерно таким же, однако точных расценок пока нет.
Как отмечает Стерлигов, спрос на продукцию магазинов «Хлеб и соль» нельзя считать массовым, зато можно назвать устойчивым.
«У нас есть опыт других городов, мы видим, что люди нашей продукцией интересуются. Их не так много, как правило, мы всех наших клиентов знаем в лицо. И приходят они постоянно. Но я вам скажу, что это умные люди, которые заботятся о своем здоровье, а таких, к сожалению, минимум. Остальные люди скупаются в сетях, где в разы дешевле, но и в разы хуже продукция. Вот где опасные для здоровья продукты», — заявил предприниматель.
Несмотря на высокие цены, продукцию своих магазинов Стерлигов считает ориентированной не на «люксовых» покупателей с большими доходами, а на сторонников здорового питания.
«Люди, которые, как принято говорить "прилично зарабатывают", в первую очередь пугаются наших цен и спрашивают: «А что ж так дорого?». Те, у кого зарплаты поскромнее, почему-то таких вопросов не задают. Но те, кто задают этот вопрос, не понимают разницы между действительно натуральными продуктами и продуктами из сетевых магазинов. Могу с уверенностью сказать, что те, кто выбирает наши продукты, питается так, как не питаются миллионеры и миллиардеры. Это вопрос выбора питания, а не цены. Плюс производитель местный, продукция из домашнего хозяйства. Многих это подкупает», — предположил Стерлигов.
По словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, в продуктовой сфере на Дону сформировался устойчивый тренд здорового питания.
«Ряд предпринимателей имеет договоренности с частными крестьянско-фермерскими хозяйствами и осуществляет поставки натуральной продукции. Также можно говорить о том, что население готово платить за натуральные продукты. Однако выяснить, действительно ли продукция является натуральной, можно только после проверки ее качества», — отметила она.
Без прививок, но с документами
Качество продукции — один из важных моментов в кампании по продвижению магазинов «Хлеб и соль». По заявлениям Стерлигова, для хлеба, который выпекается только в традиционных русских печах, используется натуральное зерно из Ростовской области. В продукты не добавляется «никакой химии», а коровы не прививаются от вирусных заболеваний.
«Наша продукция по определению не может быть сертифицирована! Поскольку мы абсолютно не используем химические удобрения, вакцины, комбикорм и не прививаем нашему скоту болезни и не делаем других действий придуманных проклятыми колдунами-учеными», — говорится на официальном сайте предпринимателя.
На основании техрегламентов Таможенного союза поступающая в продажу молочная продукция должна быть выработана только из «сырого молока, полученного от коров, подвергнутых диагностическим исследованиям и вакцинированных против инфекционных заболеваний, в т.ч. общих для человека и животных». При этом ветеринарному законодательству РФ противоречит не только продажа молока от непривитых коров, но и само существование фермы, на которой поголовье не вакцинируется.
Несмотря на это, Стерлигов утверждает, что проверками надзорные органы его магазины «не мучают», поскольку «все необходимые документы» у них есть.
«Я уже неоднократно говорил и не устану повторять, что все документы, которые требует наше законодательство, у нас есть. У нас есть давно действующие магазины в других городах и, как известно, они продолжают работать и по сей день. Так что проблем в этом плане у нас нет», — подчеркнул бизнесмен.
Контролем за качеством продукции занимается «Комитет продовольственной безопасности» Стерлигова, в котором работает его старший сын.
«Товар мы получаем и доставляем в магазин только от поставщиков, которым мы сами доверяем. Мы проводим проверки и при наличии малейшей химии не берем такой товар. В случае с Ростовом продукты поставлять будет мой друг и крестьянин Владимир Савицкий из Константиновского района, у него есть свое хозяйство. Есть и другие поставщики которым мы доверяем, с ними тоже будем работать», — рассказал РБК Юг бизнесмен.
Проверяющие органы, действительно, не докучают подобным проектам на старте работы — в полном соответствии с федеральным законодательством.
«В отношении малого бизнеса, в т.ч. и в сфере животноводства, действует трехлетний мораторий на проверки, поэтому и мы не можем проводить проверку по своей части. Исключение составляет, например, поступившая жалоба. В таком случае мы включаемся в эту работу», — пояснили в пресс-службе Россельхознадзора.
Представитель ведомства также отметил, что в настоящее время на территории РФ действует добровольная сертификация животноводческой продукции, однако с 1 июля она не только поменяет форму (с бумажного документооборота перейдет на электронный), но и станет обязательной.
«При сертификации продукция будет проходить все обязательные процедуры, в т.ч. и проверку на наличие прививок у животных», — добавили в пресс-службе Россельхознадзора.
Каждая торговая точка «Хлеб и соль» является франшизой лишь номинально, следовательно каждый новый магазин — это новое предприятие и мораторий рассчитывается для каждого из них отдельно.
Без местного колорита
По словам Стерлигова, открытие одного магазина «Хлеб и соль» обходится примерно в одинаковую сумму, а незначительные отличия зависят от каждого города.
«В Ростове открытие обошлось примерно в 1,5 млн рублей. В эту сумму входит аренда помещения и его оформление, а также все возможные документы и разрешения на осуществление торговли и ряд других сопутствующих трат», — рассказал он.
Каких-либо локальных продуктов на прилавках ростовского магазина ждать не стоит, отметил Стерлигов.
«Во-первых, продукция по факту будет местной, поэтому подчеркивать колорит просто ни к чему. Во-вторых, мы хотим, чтобы те жители Ростова, которые видели наши магазины в других городах, могли теперь получить продукты того же уровня, и отвечающие нашему подходу — натуральные, насколько это только возможно», — отметил предприниматель.
Планов по открытию нескольких магазинов Стерлигов и его партнеры не строят, поскольку не используют стратегическое планирование.
«Поймите, мы не коммерсанты какие-нибудь, нет у нас задачи сделать больше магазинов и больше денег. Если будет нужен городу и его жителям еще один магазин, то он появится. Поставщики, желающие с нами работать, также есть. Смотреть будем по ситуации, а не заранее планировать», — резюмировал он.