Эксперты отрасли рассказали о последствиях резкого роста пошлин на вино
Результатом резкого повышения пошлин на вино может стать перераспределение потребления и рост серого импорта, рассказали РБК Краснодар представители винодельческой отрасли. Действующих на сегодняшний день ставок, по мнению экспертов, достаточно, и дальнейшее их увеличение должно происходить постепенно.
В России пошлины на вина из недружественных стран были сначала повышены с 12,5 до 20% в августе 2023 года, а затем летом 2024 года — до 25%, но не менее 2 долларов США за 1 л. В марте 2024 года «Ассоциация виноградарей и виноделов России» (АВВР) предложила поднять ввозные пошлины до 200%, а в ноябре вице-премьер Дмитрий Патрушев выступил за повышение до 30 или 50%.
Риск перехода в другие категории
6 июня 2025 года президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов заявил о том, что резкое повышение пошлин может привести к тому, что потребители начнут отдавать предпочтение другим категориям напитков, а не отечественному вину. Он отметил, что повышать пошлины необходимо «поступательно и плавно», каждый раз оценивая влияние на рынок.
С мнением о том, что повышение пошлин повлечет за собой неизбежное перераспределение потребления, согласилась управляющий партнер премиальных винодельческих брендов Mantra estate и Magnatum (Краснодарский край) Стефания Майорова.
«Важно понимать, что запретить — не значит полюбить. Повышение пошлин может освободить полки, но не обязательно сформирует любовь к российскому вину. Чтобы потребитель по-настоящему выбрал отечественное, мы, виноделы, должны предлагать продукт, который вызывает эмоции, доверие и ощущение современности. Только тогда замещение станет осознанным выбором, а не вынужденной мерой», — сказала она.
Руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group Владимир Косенко также считает, что рост пошлин и изменение цен сильно меняют потребительские привычки. В основном покупатель остается в приемлемом для себя ценовом сегменте или переходит в категорию российских вин или других легких алкогольных напитков (пиво, сидр).
Схожую точку зрения выразил исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. По его словам, большинство российских потребителей не являются ценителями именно вина — они, как правило, ориентируются на доступный вариант алкоголя среди прочих категорий.
«Рост пошлин и, как следствие, цен на вино происходил гораздо быстрее, чем на пиво и крепкий алкоголь. В результате соотношение «цена–градус» стало менее привлекательным для массового потребителя. Кроме того, вслед за импортной продукцией постепенно дорожают и российские вина. Это делает их менее доступными, что, скорее всего, приведет к общему снижению потребления вина в стране», — отметил он.
К чему может привести повышение пошлин
Согласно мнению Владимира Косенко, необходимость дальнейшего повышения пошлин может быть оправдана только тем, что российское виноделие здесь и сейчас готово выдавать объемы на замещение тех вин недружественных стран, цена на которые вырастет. При этом, подчеркнул эксперт, есть риск, что часть потребителей уйдет из винной категории.
Стефания Майорова выразила скептицизм в части резких запретительных мер. По ее словам, повышение пошлин до 200% может привести к росту серого импорта и потере потребителя.
«Мы должны говорить не только языком ограничений, но и языком ценностей. Моя позиция — развитие через качество, смысл и культуру, а не через изоляцию», — заявила она.
Вице-президент российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель WineRetail Александр Ставцев придерживается точки зрения, что действующих ставок таможенных пошлин в сочетании с акцизом, который был повышен в три раза, достаточно, чтобы обеспечить конкурентоспособность российскому виноделию во всех ценовых сегментах.
«Прошлый год показал, что объем импорта затормозился, снижать его дальше смысла нет, потому что у нас сложилась ситуация, когда производство российского вина практически равно его продажам. Регуляторика для того и существует, чтобы в трудные моменты поддерживать внутреннее производство, что было сделано достаточно успешно, но в то же время важно не отключить покупателя от вина как от категории в целом», — сказал он.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort высказался против дальнейшего повышения пошлин, так как это сделает вино недоступным для широкой аудитории.
«На рынке практически не останется конкуренции, а у отечественных производителей не будет стимулов к улучшению качества своей продукции. Это может привести к стагнации отрасли, а не к ее росту», — подметил Липилин.
Будущее премиального вина
Увеличение пошлин повысило конкурентоспособность российских вин по соотношению цены и качества, считает Александр Липилин. По его оценке, сегодня наблюдается устойчивый рост спроса на отечественные белые и игристые вина — именно эти позиции часто распродаются в первую очередь.
«За последние годы российские винодельни сделали заметный шаг вперед в вопросах качества, внедрения технологий и развития винной культуры. Тем не менее, уход значительного числа иностранных брендов снижает уровень конкуренции на рынке, а это в долгосрочной перспективе может затормозить развитие отрасли, особенно в сегменте премиальных вин», — сказал он.
Владимир Косенко подтвердил, что последние несколько лет наблюдается увеличение спроса на российские вина, что мотивирует предприятия увеличивать объемы производства. Из этого следует «безусловный позитив для отрасли» — закладка новых виноградников, наращивание мощностей и появление рабочих мест.
«Что касается премиального сегмента, то это, скорее, перспектива будущего, хотя и не очень далекого. Потребитель данного сегмента готов следовать за растущей ценой, и в основном продолжает пить Шампань, Бордо и Бургундию. Но потребление российских вин начального и среднего ценового уровней создает базу для формирования воронки продаж, которая в течение следующих 5-10 лет будет активно наращивать объем продаж премиальных российских вин», — рассказал руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group.
Рост пошлин создает окно возможностей, особенно для премиального сегмента, отметила Стефания Майорова. Освобождаются ниши, ранее занятые зарубежными винами, и сегодня у отечественных производителей есть шанс показать, что российское вино — это не только «альтернатива», но и полноценный культурный продукт.
«Для устойчивого развития рынка необходимо не только ограничивать конкуренцию, а инвестировать в образование, винный туризм, инфраструктуру и поддержку молодого виноделия», — поделилась Майорова.
Руководитель WineRetail Александр Ставцев, в свою очередь, отметил, что в России сегодня ощущается нехватка вина премиум-сегмента. По его мнению, поддержка отрасли может также заключаться в продвижении начинающих брендов.
«Если мы возьмем премиальное вино «Галицкий&Галицкий», которое выпускается тиражом более 50 тыс. бутылок в год, то его просто нет. Вин от «Усадьбы Дивноморское», «Лефкадии», «Винодельни Ведерниковъ», которые тоже выходят не малым тиражом, просто не найти. Поэтому я бы направил поддержку на молодые бренды, чтобы они могли о себе более эффективно рассказывать и становиться в один ряд с упомянутыми известными марками. Частично эта работа уже делается — благодаря, например, таким площадкам как фестиваль «Виноград» и инициативам Роскачества с их винным гидом», — резюмировал Ставцев.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен