Есть, пить и любить: какие тренды повлияли на виноделие Юга в 2024 г
С начала года производство винодельческой продукции в РФ выросло на 14,5% — до 53,5 млн декалитров, сообщил статс-секретарь — заместитель министра сельского хозяйства Максим Увайдов на Международном форуме «Всемирный день качества» в ноябре.
По объемам выпуска лидируют регионы Юга и Кавказа: Краснодарский край и Ростовская область, Крым, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и др. Так, например, по данным министерства сельского хозяйства Краснодарского края, в регионе планируют увеличить производство винодельческой продукции до 23,7 млн дал, что на 3,4% больше уровня 2023 года. Рост производства обеспечен спросом рынка, считают эксперты.
Как рассказал журналу РБК+Юг руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, в течение года доля импортных вин в российских торговых сетях снижалась. Происходит постепенное перераспределение рынка, где российские виноделы осваивают новые ниши.
По мнению виноделов Юга, к числу основных трендов рынка, которые будут определять развитие отрасли и в 2025 году, относится энотуризм, растущий спрос на белые и игристые вина, интерес потребителей к игристым напиткам, а также расширение доли отечественных вин в розничном сегменте.
Туристы потянулись за вином
К концу года количество туристических поездок внутри страны превысит 170 млн, причем 20 млн из них — это поездки по винным маршрутам с посещением виноделен, подсчитали аналитики Россельхозбанка.
«По итогам первых девяти месяцев 2024 года лидерами по количеству энотуристов стали республика Крым (+22%), Краснодарский край (+12%), Ростовская область (+5%) и Ставропольский край (+5%). В ближайшие годы список винодельческих регионов продолжит расширяться», — сообщает пресс-служба банка.
В число самых популярных кубанских предприятий организатор экскурсий Анастасия Джамирзе включила «Шато Андре», «Шато де Талю», «Гай-Кодзор», «Лефкадию» и «Абрау-Дюрсо». При этом сами виноделы подчеркивают, что энотуризм является для них одним из основных драйверов развития.
«Для нашего предприятия значимость энотуризма сложно переоценить: 90% всего производимого вина мы реализуем в нашем магазине при винодельне», — рассказала генеральный директор «Шато Анре» Ольга Войтенко.
Заместитель генерального директора «Шато де Талю» Елена Гереш рассказала, что рост популярности российского вина тесно связан с энотуризмом.
«Российское виноделие завоевывает сердца потребителей. Тренд на российские вина бьет все рекорды в этом году. Укреплять позиции на полках магазинов и в винных картах ресторанов позволяет высокое качество продукта. Также популяризации вина активно способствует энотуризм. Полноценное знакомство с миром вина — от рождения ягоды на поле до готового продукта в бутылке — возможно лишь на винодельне. А это формирует вотум доверия к отечественному производителю», — пояснила Гереш.
Игристые — в моде
Еще один заметный тренд — рост потребления игристых вин. По данным Росалкогольтабакконтроля, продажи игристых (шампанских) вин за 10 месяцев выросли в розничной торговле на 10,9% — до 16,3 млн декалитров. Наибольшую динамику, по данным «РБК Вино», показали Волгоград (увеличение на 40%), Казань (на 34%) и Воронеж (на 31%). Растущий спрос на игристые подтвердил и руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев.
«В торговых сетях во втором полугодии 2024 года мы видим стагнацию спроса на тихие вина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот объем перераспределяется в игристые вина, популярность которых растет», — пояснил эксперт.
Виноделы Кубани также отмечают высокий потенциал игристых. Так, например, «Кубань-Вино» планирует в 2025 году увеличить их выпуск.
Главный энолог ООО «Кубань-Вино» Артем Васильев отметил, что среди игристых вин наиболее востребованы белые и розовые.
«Среди игристых пользуются популярностью белые и розовые вина, произведенные методом Шарма, легкие, понятные, освежающие. Однако, создавая продукты, соответствующие моде и духу времени, не стоит забывать про старую добрую классику: выдержанные в дубовых бочках вина всегда будут актуальны», — отметил Васильев.
«Белый тренд» на Юге
Доля импортных поставок белых вин в Россию с 2016 по 2023 годы выросла с 37 до 50%, сообщает Wine Retail. Этот растущий спрос на данную категорию в отрасли уже именуют «белым трендом». Юг не остался в стороне: винодельческие предприятия в ЮФО и СКФО готовы увеличивать выпуск этой категории напитков на 2-10% в год.
«С 2020 по 2023 год общий объем производства белых вин в «Кубань-Вино» увеличился на 54% — до 50,9 млн бутылок. При этом в структуре выпускаемой продукции доля белых вин практически неизменна и варьируется от 55 до 62%», — рассказал Евгений Емельянов.
По словам основателя «Семейной винодельни Литавщуков» Дмитрия Литавщука, основным стимулом для постепенного увеличения доли белых вин стал растущий спрос со стороны потребителей, которые предпочитают более легкий алкоголь.
«Мы начали производить оранжи — это белые вина, изготовленные по технологии красных, с выдержкой на дробленой ягоде, стали делать купажи из белых вин. Добавились и новые сорта винограда, например, белый мускат, напитки из которого отличаются легким, элегантным вкусом», — пояснил он.
Путь на полку
Доля отечественного вина в розничных сетях за последние годы значительно выросла. Так, на полках «Ленты» доля вин Юга к октябрю 2024 года достигла 60%, а в кубанском «Табрисе» — 90%.
«Снижение спроса на зарубежные вина обусловлено сокращением предложения: по сравнению с прошлым годом ассортимент импортных вин снизился вдвое. Рост средней розничной цены на вина Европы составил от 20 до 40%, при этом вина России стали дороже в среднем на 7%, что ниже уровня годовой инфляции», — пояснили в «Ленте».
Значительную роль в процессе импортозамещения сыграло решение правительства России увеличить пошлины на вино из недружественных стран с 12,5 до 20% от стоимости, вступившее в силу в августе 2023 года. На рост спроса также влияет повышение качества отечественной продукции, считают эксперты.
«Уже сейчас количество наименований российских вин в отдельных сетях, в гипермаркетах выросло вдвое. Где-то — на 100 наименований, а где-то и больше. Даже в сетях, где более 1-1,2 тыс. наименований вина на полках, доля российской продукции составляет не менее 15%. В следующем году она может вырасти до 20%, что обострит конкуренцию между ритейлерами за наиболее ликвидные позиции», — пояснил Александр Ставцев.
По мнению руководителя «Винного гида России» АНО «Российская система качества» Олеси Буняевой, в 2025 году продолжится увеличение доли российского вина в ассортименте розничных магазинов.
«К концу 2025 года в рознице доля российских игристых вин в продажах в штуках составит 85%, а тихих — 65%. Возможно, рост доли российского вина будет сопровождаться некоторым сокращением объемов всего рынка тихих вин, так как спрос будет перераспределяться в сегмент игристых», — считает эксперт.
С прицелом на экспорт
По данным Роскачества, на экспорт отправляется около 10% произведенной в России винодельческой продукции. Основные поставки осуществляются в страны СНГ, БРИКС, а также страны — партнеры по Евразийскому экономическому сообществу.
Среди предприятий Юга ряд виноделен также расширяет свой экспорт. Так, в рамках выставки FHC CHINA в Шанхае Краснодарский край подписал соглашение о поставке в ноябре 15 тыс. бутылок вина в Китай, о чем сообщила пресс-служба администрации региона. Также власти намерены разместить винодельческую продукцию региона на китайском маркетплейсе.
В июне 2024 года стало известно, что три винодельни из Краснодарского края — «Кубань-вино», «Бюрнье» и «Имение Сикоры» — планируют начать поставки собственной продукции в Таиланд. Компании уже заключили договоры о поставках с местными винными компаниями.
«Таиланд — рынок для «Кубань-Вино» новый, поэтому сейчас ждем оценку потребителей, которые и определят предпочтительные сорта», — рассказали в пресс-службе компании.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен