Эксперт: Кризисы уже давно не воспринимаются на Юге России как угроза
Кризисы уже давно не воспринимаются на Юге России как угроза. В отличии от стагнации, когда начальство не знает, что делать, а подчинённые – чем заняться, кризис проходит больно, но быстро. Болезненность связана с ломкой избавления от вредных привычек получать много, быстро и дешево. Даже самый глубокий кризис не бывает всеобщим, возникает в глупых головах и заканчивается как только разработана программа своего посткризисного развития. Текущий кризис затрагивает разные сферы, но для каждой сферы у южан есть свои креативные антикризисные решения.
Кризис спроса и предложения. Кризис - это когда не денег нет, а когда аппетит пропал. Сокращение спроса заставляет искать новую точку равновесия. В начале поиска еще наблюдается нервозность: «хочу импортные товары по рублевым цена и валюту по старому курсу!». Но постепенно продавцы и покупатели учится жить в новой рублевой зоне. Восстановление объемов происходит при новом предложении более дешевых и качественных товаров.
У жителей и гостей Юга аппетит не пропал: по итогам 11 месяцев оборот розничной торговли вырос на 3,4 % (в Российской Федерации +2,2%) при опережающем росте цен на товары и услуги. А вот предприниматели Юга России научились производить больше и дешевле, чем в среднем по стране: объемы промышленного производства растут быстрее (+2,8%), чем в Российской Федерации (+1,5%), а цены производителей промышленных товаров – медленнее: в Ростовской области (+4,8%), Краснодарском крае (4,2%), в Российской Федерации (+5,1%). Такие же тренды наблюдаются с строительстве, сельском хозяйстве, перевозках. Преимущества Юга России в кризисных условиях связаны с диверсифицированной структурой экономики предпринимательским духом: в ЮФО работает 7% всех малых предприятий России, но они инвестируют 13% общем объеме инвестиций малого бизнеса России. Кроме того, в кризис вырастает спрос на отечественные товары, традиционно производимые на Юге России.
Кризис модели банковского бизнеса. Банки должны использовать для инвестиций только сбережения населения. В спекулятивном банкинге на инвестиции в долгосрочные проекты направляют и «временно свободные» остатки средств клиентов. В результате возникает кризис ликвидности у одних игроков, но пострадать могут и другие участники рынка. Далее. В спекулятивном банкинге рост рисков в экономике требует повышения ставок кредитования. В результате клиент берет дорогой кредит для более рискованных проектов, возвращает убытки банку, банк повышает ставки кредитов для новых клиентов. В трансформационном банкинге управление рисками начинается банком до выдачи кредита. Если риски снижены, то кредит можно выдать по более низкой ставке, что стимулирует клиента успешно заверишь проект и вернуть кредит в срок и в полном объеме.
Пока регулятор пытается выжать последние соки из старой модели банковского бизнеса, банки должны самостоятельно принимать на себя более жесткие требования саморегулирования по управлению своей ликвидностью и рисками. Кстати, доля банковских кредитов в объеме инвестиций на Юге России (13,1%) выше чем в среднем по России (9,8%). При этом краснодарские банки берут на себя больше инвестиционных рисков (18,3%), чем ростовские (11,5%).
Кризис денежного обращения. Монетаристы с базовым марксистским образованием нас долго пугали тем, что рост денежной массы ведет к инфляции. Во-первых, инфляция – естественный рыночный механизм изменения структуры спроса и предложения в условиях отсутствия необходимых структурных реформ. Во-вторых, ликвидация барьеров обращения денег и товаров, использование современных платежей и расчетов позволяет сократить потребность в денежной массе. Остатки на счетах клиентов в банке «Центр-инвест» держатся на постоянном уровне уже третий год, а обороты по счетам клиентов выросли за это время в три раза. Опыт расшивки неплатежей в середине 90-х позволил с помощью векселей банка «Центр-инвест» ликвидировать задолженность между бюджетом, предприятиями, организациями и населением на сумму 20 млрд. рублей. В результате сопровождения по цепочке взаиморасчетов сделало вексель банка самой надежной валютой в регионе. Современные технологии позволяют многократно ускорить расчеты между предприятиями Юга России сократить на треть их потребность в оборотных средствах.
Кризис доверия. Не доверяя национальной экономике население в кризис активно скупало валюту. Часть этих средств, обслужив оборот в других странах направляется в международные финансовые институты, которые дают банку «Центр-инвест» кредиты для финансирования инфраструктурных проектов. Если жители Юга России напрямую инвестируют свои сбережения в улучшение условий своей жизни, то кредиты можно сделать дешевле, и жить лучше можно начать чуть раньше. Банк «Центр-инвест» кредитует ремонты многоквартирных домов. За счет снижения рисков и удешевления фондирования ставки по таким кредитам на срок 5 лет составляют 11%.
Кризис инфраструктуры. У клиентов банка «Центр-инвест» есть опыт решения аналогичных проблем и в других секторах так называемых «общественных благ и услуг». Например, в г. Таганроге была проведена полная модернизация ОАО ТЭПТС «Теплоэнерго», в результате которой закрыто 26 старых котельных, построено 12 новых автоматических котельных с дистанционным контролем , заменено 135 насосов, проложено 43 км тепловых сетей по современным технологиям. В результате выполнения программы, потребители получили качественное и безаварийное теплоснабжение. Приведенные примеры убеждают, что на любой кризис всегда найдется креативное решение.