Спам по SMS стал главным видом нарушения рекламного законодательства в РО
По итогам прошлого года в Ростовской области в два с лишним раза выросло количество заявлений о нарушениях законодательства в сфере рекламы. При этом, по словам заместителя руководителя Ростовского УФАС Константина Кореченко, профессиональные игроки областного рекламного рынка закон нарушают все меньше. Статистику подпортила рассылка спама по SMS.
«В начале 2000-х годов мне в год приходил порядка 5-10 заявлений о ненадлежащей рекламе. Спустя 10 лет таких заявлений было уже 100, а теперь, в 2013 году, их 317, хотя еще в позапрошлом их было 150. Ненадлежащей рекламы на улицах или в прессе как таковой не стало больше, речь здесь идет о SMS-рассылке. 239 из этих 317 заявлений касаются именно мобильного спама», - говорит Кореченко.
Изменение структуры нарушений отразилось и на количестве штрафов. В 2012г. не соблюдающие рекламное законодательство компании решением УФАС были оштрафованы на 5 млн рублей, в прошлом — на 3,5 млн рублей. При этом число самих нарушителей выросло более чем в 2 раза. Реально взыскать удалось лишь порядка 2 млн рублей.
«Специфика тут в том, что ответственность за SMS-спам несет не рекламодатель, и рекламораспространитель. А им является тот, кто послал сообщение. Как правило, чтобы дойти до этого лица, необходимо полгода. То есть мы изначально возбуждаем дело в отношении SMS-центра, через который поступило сообщение. Это может быть и МТС, и «Билайн» и кто угодно из операторов. Центр предоставляет нам договор, что этот номер передан в другую организацию в аренду. В той организации дают аналогичный договор и так далее. В итоге мы гуляем по всей стране, а когда находим последнего субъекта то, как правило, это мелкое ИП, зарегистрированное на умершего или асоциального человека, который потерял паспорт. На ИП штраф уже не 100, а 4-20 тыс рублей. Но тиражировать штрафы на таких лиц бесперспективно, они и первый не заплатят», - поясняет Кореченко.
Второй проблемой в этой сфере является то, что люди всегда уверены, что никому свой телефонный номер не раздавали и подобный спам получать просто не могут. На практике же все оказывается совсем по-другому.
«Все мы думаем, что мы никому не давали предварительное согласие на получение SMS- рекламы. Однако, когда вы оплачиваете мобильные телефоны через платежные терминалы на улице, так называемые «столбики», внимательно смотрите условия, которые написаны мелким шрифтом. Как правило, там сказано, что пополняя счет, вы соглашаетесь на прием сообщений от этой электронной системы и их партнеров. А партнеров у них может быть 3 миллиона. Таким образом, рассматривая по полгода дело о ненадлежащей рекламе, в конечном итоге мы получаем, что абонент давал в том или ином виде свое согласие на получение спама», - говорит заместитель руководителя Ростовского УФАС.
Он также добавил, что по итогам 2013г. в Ростовской области по ненадлежащей рекламе было заведено 166 административных дел, вынесено 79 предписаний об устранении нарушений. Несоответствие этих цифр связано с тем, что многие нарушители еще до получения предписания суда предпочитают убрать спорную рекламу.