В Ростовской области замедлился прирост объемов потребрынка
Как следует из отчета, опубликованного региональным правительством, развитие потребительского рынка Ростовской области в 2014г. происходило под влиянием санкций, введенных в отношении России рядом западных стран. Это, в свою очередь, способствовало «разгону» инфляции до 11,8% на конец 2014г. против 6,6% на конец 2013г. При этом прирост потребительских цен на продовольственные товары сложился еще выше - 16,1% к уровню декабря 2013г.
Согласно отчету, замедление роста потребительского рынка Ростовской области фактически шло весь 2014г. Однако особенно сильно эта тенденция проявилась в 4 кв. прошлого года. «В новых экономических условиях отмечалось изменение структуры покупательского спроса. В результате при стабильно высокой насыщенности потребительского рынка товарами объем реализации продовольственных товаров снизился в IV квартале 2014 года на 3,6% к уровню аналогичного показателя 2013 года и в целом за год возрос к уровню предыдущего года на 0,6% (против 2,8% в 2013г.)», - говорится в документе.
Оборот непродовольственных товаров в Ростовской области в 2014г. показал значительно лучший рост — на 4% по отношению к 2013г. снижение динамики по сравнению с предыдущим годом составило всего 0,6 п.п. Не последнюю роль здесь сыграла девальвация рубля в конце 2014г., которая привела к ажиотажному спросу со стороны населения, к примеру, на бытовую технику. Так, прирост оборота непродовольственных товаров в декабре 2014г. по отношению к тому же месяцу 2013г. составил 14,5%.
Если говорить об организованном секторе розничной торговли (91% оборота), то динамика в январе-декабре 2014г. замедлилась вдвое (2,7% против 5,6%). Прирост оборотов крупных и средних организаций в сопоставимых ценах составил 6,3% против 11,3% в 2013 г.
При этом, по мнению властей региона, 2014г. для потребительского рынка в целом закончился неплохо. «В сложной экономической ситуации удалось сохранить положительную динамику основных показателей, характеризующих состояние и развитие потребительского рынка области. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации товаров в сопоставимых ценах возрос на 2,5% (против 3,8% в предыдущем году)», - говорится в отчете.
Что касается перспектив, то, по словам аналитика "Альпари" Анны Бодровой, заметного улучшения потребительского рынка вряд ли стоит ждать раньше 2016г. «До конца второго квартала ритейл будет сообщать о сокращении продаж, хотя темпы этого спада окажутся небольшими, до 3%. Потребители уже адаптировались к новым ценникам, резкого провала в спросе не случится. Начиная с четвертого квартала 2015 года можно рассчитывать на незначительное улучшение спроса в продуктовом ритейле, а не продуктовый сегмент останется на среднегодовых уровнях с ростом на 2-4%», - говорит аналитик «Альпари».