Лишь до утра: производители Юга просят разрешить рекламу вина ночью
Текущую ситуацию на рынке производители вин Юга и Кавказа обсудили в рамках круглого стола «Винный туризм: Все дороги ведут на Юг», организованного Медиа Группой РБК Юг и Северный Кавказ.
Законопроект о рекламе виноделен на уличных медиаэкранах в ночное время суток, прошедший первое чтение в Государственной Думе РФ декабре 2023 года, готов к рассмотрению во втором чтении, сообщил депутат Госдумы РФ от Краснодарского края Сергей Алтухов в ходе круглого стола РБК Юг и Северный Кавказ «Винный туризм: все дороги ведут на Юг».
«Я думаю, когда мы вернемся к обычному формату пленарных заседаний, законопроект вынесем на обсуждение всей палаты. Он в целом готов, проработан комитетом и профильными министерствами», — сообщил Сергей Алтухов.
По словам участников мероприятия, сегодня из-за требований закона о запрете алкогольной продукции виноделы крайне ограничены в продвижении собственного продукта в медийной сфере. В текущих условиях виноделы Юга и Кавказа отводят ключевую роль в презентации своего продукта энотуризму и винным ярмаркам.
Продвинуть вино, не показывая его
Сегодня в России, в соответствии со статьей 21 Закона «О рекламе», практически полностью запрещена реклама алкогольной продукции в СМИ и в интернете. Законопроект о рекламе виноделен, предусматривает возможность размещения баннеров, продвигающих продукцию винодельческих хозяйств, вдоль автомобильных дорог общего пользования в тех регионах, где они производятся. Ко второму чтению также было предложено разрешить рекламу винных предприятий на электронных табло на территории всей России в ночное время (с 23:00 до 7:00).
«Есть мнение, что правильно информировать наших граждан о винодельческих хозяйствах не только на территории винодельческих регионов, но и дать возможность в ночное время (с 23:00 до 7:00) размещать информацию о таких хозяйствах на территории всей страны на медиаэкранах», — пояснил депутат Госдумы РФ от Краснодарского края Сергей Алтухов.
По мнению игроков рынка, разрешение рекламы винной продукции является необходимой мерой для более динамичного развития рынка. По словам блогера, создателя проекта «МинВин: Вино и путешествия» Юлии Макаровой, сегодня рассказывать о винодельческих брендах крайне трудно.
«Для того, чтобы выпустить любой материал на федеральном телевидении нужны «танцы с бубнами». Нужно показать вино, не показывая вина. Мы показываем бутылку, не показывая ни одной этикетки. Мне кажется, что от этого надо точно уходить. Хотя бы для российский вин»,— поделилась Юлия Макарова.
Особенно остро проблема стоит перед производителями вин из регионов Юга и Кавказа, которые являются основными винодельческими территориями России.
«Винный туризм — это не только про вино, это про российскую историю, про сельское хозяйство, про российские продукты. Мы на своих экскурсиях все это рассказываем, но рассказать вовне мы об этом не можем. Доходит до абсурда — часть рекламных платформ нас банят, потому что мы на сайте про туризм размещаем информацию про свое вино. То есть получается, мы винодельня, занимающаяся винным туризмом, но про вино рассказать не можем. Не понимаю, как это возможно вообще. Поселок называется у нас Абрау-Дюрсо. Как вы думаете, сколько не вышедших публикаций, из-за того, что поселок одноименный с вином, у нас состоялось? Огромное количество»,— рассказала вице-президент по туризму и спецпроектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова
С ней согласилась и генеральный директор «Ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Елена Куркова, отметившая, что несмотря на формирование хорошего винного сообщества, конечный потребитель пока слишком мало знает о российском вине.
«Если вы спросите среднестатистического россиянина, с чем ассоциируется поездка на Юг, я думаю, что очень маленький процент вам скажет — с винодельнями. И вот здесь нам всем нужно работать, и это действительно большая комплексная работа», — сказала генеральный директор «Ресторанно-дегустационного комплекса «Шато де Талю» Елена Куркова.
Директор ИЦ WineRetail Александр Ставцев также подчеркнул необходимость принятия законопроекта о разрешении рекламы российских вин.
«Это наше пуританство в отношении упоминания слова «вино» не способствует развитию отрасли. Этот закон [о рекламе — прим. ред.]очень нужен. Мы сейчас очень многое сделали для того, чтобы люди перестали пить импорт, подняв цену через акцизы. Но нам нужно сделать еще очень много для того, чтобы люди поняли, что им нужно пить российское вино. А сделать это без правильной пропаганды, без популяризации, будет крайне сложно», — подчеркнул Владимир Ставцев.
Как отметил винный и гастрономический эксперт, бренд-амбассадор крупнейшего донского хозяйства «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко, крайне важно продвигать бренды региона не только среди туристов, но и среди местных жителей.
«Местные жители практически не знакомы с этой отраслью. Они не присваивают себе винодельческие ценности своего региона. Многие до сих пор уверены, что существует какой-то мистический винный порошок, из которого делают напитки. Нам необходимо массовое просвещение. В первую очередь нужно, чтобы люди из области приехали на винодельню, поняли, что там работают люди, которые региону приносят добро, приносят налоги, деньги»,— заявил Алексей Матвеенко.
«Мы говорим который год об этом законе, о рекламе. Уважаемые господа законодатели, мы вас просим очень-очень, давайте быстрее двигаться в этом направлении»,— призвала Ирина Гончарова.
Каждой винодельне — свой УТП
По словам участников круглого стола, одним из способов продвижения отечественных вин сегодня является событийный и винный туризм. Популярность этих направлений на Юге и Кавказе растет. Так, один из крупнейших производителей вина на Юге — «Абрау-Дюрсо» — в прошлом году принял около 600 тыс. туристов — это больше половины от всего количества энотуристов, посетивших Кубань. К 2024 году компания планирует увеличить турпоток до 1 млн человек.
«Сейчас каждая винодельня, когда начинает свой путь, становление, сразу закладывает все, что связано с винным туризмом. Это здорово, это правильно. Самое главное — каждой винодельне найти свое УТП — уникальный туристический продукт. У кого-то это сыр, у кого-то улитки, у кого-то все сразу. Для того чтобы турист о вас знал и говорил, вы должны иметь уникальность», — рассказала Ирина Гончарова.
Рост количества туристов фиксируют и другие компании. Так, объекты «Кубань-Вино» в прошлом году приняли чуть больше 20 тыс. гостей.
«В этом году мы ожидаем рост на 5-10%. Но существуют ограничения по логистике — аэропорты юга не работают. Поездки на наши объекты часто совмещают с поездками в Крым. Соответственно, когда на полуостров трудно попасть, то и к нам туристы меньше приезжают»,— рассказал заместитель генерального директора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.
По словам генерального директора «РТК «Шато де Талю» Елены Курковой, на грядущие майские праздники винодельня ожидает роста турпотока относительно уровня прошлого года на 35%. При этом, глубина бронирований достигает пяти месяцев. В текущем году комплекс готовится увеличить турпоток на 50%.
Как сообщила РБК Краснодар директор по маркетингу «Дербент Вино» Юлия Обухова, на предприятии направление энотуризма развивают уже в течение трех лет. За это время поток гостей вырос более, чем в два раза.
«В прошлом году нашу винодельню посетили около 7 тыс. человек. Если в первый год у нас было порядка 3 тыс. человек на винодельне, при том, что мы никак не планировали это направление как отдельный вид деятельности, то сейчас, на 2024 год мы планируем встретить около 15 тыс. человек»,— поделилась Юлия Обухова.
По словам руководителя отдела туризма винодельни «Золотая Балка» Елены Любчик, ежегодно на предприятии наблюдают рост туристического потока - сейчас он составляет не менее 15%.
«Каждый гость, который посещает винодельню «Золотая Балка», знакомится не только с терруаром, в котором растет наш виноград, но и с тем, какие технологические приемы применяют наши виноградари. В рамках винных туров наши гости посещают производственные площадки — винный подвал, линию цеха розлива, а также комплекс первичного виноделия по переработке винограда. Все процессы на винодельне – прозрачны, и каждый гость может увидеть это на экскурсии, а соответственно получить доверие к продукту. Также мы проводим различные мероприятия: дегустации, киносеансы и ужины на виноградниках, прогулки верхом на лошадях и квадроциклах. После экскурсии можно посетить ресторан с панорамным видом на виноградники и остановиться в глэмпинге Api, чтобы полностью погрузиться в эту атмосферу. У нас можно организовать и свадьбу»,— пояснила Елена Любчик.
Ирина Гончарова отметила важность событийной составляющей энотуризма, подчеркнув, что до 85% гостей предприятий в дальнейшем становятся покупателями продукции виноделов. Одним из таких способов событийного продвижения вин является проведение винных ярмарок.
Как рассказал директор Национального агентства маркетинга российского вина (НАМ российского вина) Павел Майоров, в формате ярмарок «Виноград», которые организует агентство, объединяется культура и разные жанры представления регионов виноделия. Сегодня «Виноград» — это самая крупная винная ярмарка в России. З время девятидневного мероприятия в прошлом году его посетили 100 тыс. человек. Здесь было продано 21 тыс. бутылок вина. В текущем году ярмарка пройдет в Анапе, в Великом Новгороде, Пскове и Уфе.
«Мы делаем представление на «Винограде» четырех крупных регионов — это Крым, Кубань, Кавказ и Дон. И каждый регион представлен не только винами, кухней, но и культурой, локальными туристическими продуктами, которые мы соединяем на огромной площадке. <...> Мы таким образом продвигаем и туризм внутренний, потому что через представление регионов в тех регионах, которые традиционно не знакомы с южными винами, гастрономией. Мы продвигаем идею путешествия к нам», — рассказал директор Павел Майоров.