Россия vs Турция: эксперты не увидели рисков для донского бизнеса
По словам заместителя министра экономического развития Ростовской области Любови Жадан, пока что российско-турецкие компании, работающие на территории донского региона, не ощутили на себе никаких ограничений.
«Ситуация осложнилась всего два дня назад. На мой взгляд, шаги, которые предпринимаются российским правительством, верны. Возможно, будут введены ограничения, но сейчас этого нет. И я думаю, что будут приняты дополнительные меры, которые позволят сохранить хорошо работающий бизнес», - отметила Жадан в ходе пресс-конференции, организованной «Бизнес-газетой».
С этой точкой зрения согласилась и старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Она привела в пример ухудшение политических отношений нашей страны с США, которые не отразились на бизнес-связях. В частности, в этом году физические объемы российского экспорта в США с января по сентябрь выросли более чем на 25%.
«Когда против России был введен пакет американских санкций, двусторонний бизнес продолжил работать в прежних рамках. Бизнесмены умеют считать деньги, и время покажет, как последние события отразятся на бизнес-отношениях с Турцией», - отметила Бодрова.
Турция сегодня является основным торговым партнером Ростовской области, на долю которого по итогам 2014г. пришлось 22% внешнеторгового оборота региона, или 1,7 млрд долл. США. При чем экспорт с этим государством составил 31,3%, а импорт — 9,5%.
Кроме того, на территории Ростовской области сегодня работает значительное количество турецких компаний, большая часть из них занята в строительном бизнесе региона. По данным «Альпари», турецкие застройщики сегодня занимают порядка 10% регионального рынка. Однако, по мнению Бодровой, в случае принятия каких-либо ограничительных мер в отношении этого государства со стороны правительства РФ, ощутимых последствий на строительном рынке донского региона мы не увидим.
«Рынок у нас очень подвижный, и региональные застройщики быстро займут освободившиеся ниши. Другое дело, что у турецких строителей есть определенные технологии и материалы, заместить их можно, вопрос только в цене», - считает Бодрова.
Вместе с тем, по мнению заместителя руководителя территориального органа федеральной службы госстатистики по Ростовской области Марины Самойловой, уход турецких подрядчиков со строительного рынка региона может пойти на пользу местным игрокам.
«Это скажется очень хорошо на наших строительных организациях и тех предприятиях, которые занимаются производством стройматериалов. Сейчас, как показывают данные баланса использования мощностей, местные компании не используют своих возможностей в полную силу», - подчеркнула Самойлова. По ее словам, с учетом снижения объемов строительства в кризисный период, уход конкурентов с рынка может поддержать донские компании.
По мнению экспертов, не скажутся российско-турецкие отношения на строительстве Южного хаба, генеральным подрядчиком которого является турецкая компания Limak-Marashstroy.
«Аэропорт «Южный» – это стратегический объект, важный для Ростовской области, и работа по его строительству обязательно будет продолжена, если не мощностями генподрядчика, то субподрядчика», - прокомментировала Бодрова. Эту информацию подтвердила и Любовь Жадан, подчеркнув, что сроки ввода нового аэропорта остаются прежними — четвертый квартал 2017г.
Напомним, обострение российско-турецких отношений началось 24 ноября после того, как ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24. Президент России Владимир Путин заявил, что это «трагическое событие» будет иметь «серьезные последствия» для двусторонних отношений. В четверг, 26 ноября, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству в двухдневный срок выработать ограничительные меры в экономической и гуманитарной сферах в ответ на «акт агрессии» со стороны Турции.