Код легпрома: южные дизайнеры назвали основные тренды в отрасли в 2025 г.
Основными тенденциями в отрасли легкой промышленности в 2025 году станут автоматизация, конкуренция с маркетплейсами, внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы, экологичность и тренд «на российское». Такое мнение озвучили представители легпрома Юга и других регионов в ходе панельной дискуссии на Международной выставке индустрии моды «МодаФест» в Краснодаре.
Инструменты для развития
Генеральный директор ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в Ивановской области Анна Богаделина выделила сразу несколько трендов, определяющих сегодня развитие отрасли. Среди них автоматизация, цифровизация и использование искусственного интеллекта (ИИ).
«Последний будет активно заходить в нашу жизнь — в профессии, которые касаются административно-управленческого аппарата. Здесь ИИ будет оказывать серьезное давление и может стать инструментом для дальнейшего развития и поиска интересных решений», — рассказала Богаделина.
По словам заместителя генерального директора швейного производства «Бовебум» Дарьи Воробьевой (Краснодар), без автоматизации и цифровизации производств везде, где это возможно, в будущем никак не обойдется. В компании, отметила Воробьева, занимаются реализацией этих процессов по мере финансовых возможностей.
Данный тренд подтвердил и директор компании по производству и продаже одежды «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев (Ростов-на-Дону). Он рассказал, что на фабриках компании сегодня активно применяется автоматизация нескольких процессов.
«У нас работают из ста человек в должности «швея» за машинками работают только 25 человек, всю остальную работу выполняет специализированное оборудование, это касается и отделочного производства. Если брать конструирование, то это такие же серьезные программы по созданию продукта. У нас стоят две системы — американская и немецкая. Совмещая их достоинства, мы достигаем хорошего качества конструкции», — поделился Еремеев.
«Зеленая» повестка и спрос на российское
Еще один тренд, который озвучила Анна Богаделина, заключается во внимании к экологичности и экономике замкнутого цикла. По ее словам, эта повестка сейчас активно поддерживается на всех уровнях правительства и в финансовых институтах.
«На мой взгляд, это направление отразится и на всех трендах легпрома. Рациональное потребление, о котором мы уже давно знаем, будет развиваться. Кроме этого, сегодня в отрасли прослеживается тренд на все российское с акцентом на региональные принты. Истории о людях и традициях будут в перспективе набирать обороты», — подчеркнула гендир ОАО ХБК «Шуйские ситцы».
С мнением обоих экспертов согласилась Татьяна Орган. По ее словам, использование в дизайне русских и российских мотивов сегодня только набирает обороты, и у дизайнеров есть все шансы занять эту перспективную нишу.
«На сегодняшний день есть тренды на экологичность, рациональное потребление и концептуальность. Еще одна тенденция, которая сейчас формируется, и в этом есть большое потенциал — это спрос на все русское. Здесь могут играть такие темы как национальные мотивы, символика страны, патриотизм — тут еще не так много конкурентов, поэтому тот, кто только формирует свои концепции или, возможно, хочет их перестроить, может работать в этом направлении», — сказала Орган.
Создатель и дизайнер российского бренда Levitskiy Олег Левицкий (Краснодар) использует в своем творчестве национальные и региональные элементы. По его словам, российской айдентикой вдохновляются дизайнеры не только в нашей стране, но и за ее пределами.
«Сейчас действительно повсеместно идет тренд на все русское. Все наши березки, кокошники, жемчуга, сарафаны показывают на мировых подиумах, и дизайнеры вдохновляются нашим искусством и культурой», — заметил он.
Дарья Воробьева также отметила, что это тренд в будущем может усиливаться и развиваться. Кроме этого, среди тенденций в текстильной промышленности виден запрос на уникальность брендов.
«Сегодня ярко звучит тема о том, что нужно ценить и любить то, что у тебя есть. «Надень свое, сними чужое» — правильный тренд, я думаю, что он будет усиливаться и развиваться, и это правильно. В моде локальность, понимание своей уникальности — мы все разные, предприятия разные, и у каждого из нас свои смыслы и задачи», — рассказала Воробьева.
Конкуренция с импортом
Сегодня рынок производства и продажи одежды, считает Александр Еремеев, сложен из-за того, что после ухода иностранных брендов многие люди вложили деньги в этот бизнес и стали выпускать одежду. Кроме этого, появились маркетплейсы, которые возродили рынки с большим количеством несоответствующей продукции и подделок. Это, по словам эксперта, приводит к конкуренции со стороны коллег из Узбекистана и Китая, которые снижают стоимость продаваемой в России продукции.
Президент бизнес-сообщества брендов Юга, директор выставки «МодаФест» Татьяна Орган заметила, что сегодня российская легкая промышленность продолжает сталкиваться с проблемой перепроизводства.
«Сегодня наши бренды должны конкурировать со всем миром, с китайскими производителями, что затрудняет динамику развития легкой промышленности в стране», — сказала Орган.
Ранее президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин в интервью РБК ТВ Юг рассказал, что статистика говорит серьезном росте в текстильной и легкой отрасли по всей стране, в том числе и в регионах ЮФО.
«Но на самом деле рост происходит за счет так называемого «серого импорта» — российские фирмы приобретают товары за рубежом, после чего продают их в нашей стране под отечественным брендом. По нашим данным, за последнее время процент приобретенных товаров текстильной и легкой отрасли вырос до 15-16%», — отметил он.
По его мнению, сейчас рынок текстильной промышленности является высококонкурентным, российские зарубежные партнеры развивают отрасль и быстро приспосабливаются к новым условиям. Отечественным производителям необходимо предпринимать все возможные меры поддержки отрасли, в том числе комплексные меры, что позволит улучшить ситуацию с продажами отечественной продукции в России, резюмировал Разбродин.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен