Работодатели Юга перестали вкладываться в образование сотрудников
Как рассказала PR-менеджер представительства HeadHunter в Южном округе Марина Кудряшова в рамках дискуссионного клуба компании «Альпари», на сегодняшний день только 18% работодателей Юга считают важным наличие дополнительного и бизнес-образования у своих сотрудников. Чуть более 60% работодателей ответили, что не считают этот пункт важным, но все же обращают внимание на его наличие при приеме соискателя на работу. При этом в большинстве случаев на важность допобразования обращают внимание при подборе руководящих кадров и топ-менеджмента (более чем в 50% случаев).
По словам Кудряшовой, эти данные соответствуют общефедеральной статистике, разница прослеживается только по отношению к «раскрученной» программе бизнес-образования МБА. Так, в целом по РФ при подборе кадров на определенные позиции на наличие МБА обращают внимание 46% опрошенных работодателей, тогда как в регионах Юга всего 8%.
При подборе персонала в целом, наибольшее внимание работодатели уделяют курсам повышения квалификации (61%), второму высшему образованию (42%), профессиональной переподготовке (41%) и стажировке в различных компаниях (31%).
Интересно, что по данным HeadHunter, 29% опрошенным работодателям совсем не интересно образование сотрудников, так как они обращают внимание только на результат их работы. Еще 31% ответили, что не имеют доверия к качеству различных программ и курсов по допобразованию.
Как прокомментировала генеральный директор ООО «Профессиональные образовательные технологии» Татьяна Медведева, представленная статистика полностью соответствует реалиям рынка. По ее словам, на сегодняшний день работодатели не спешат вкладываться в дополнительное обучение своих сотрудников, при этом курсы и программы обучения остаются востребованы на рынке, так как люди сами предпочитают инвестировать в свое образование.
«Сейчас большая часть людей обучается за свои личные финансовые средства. Руководитель отправляет учиться только определенные руководящие позиции, когда хорошо знает поставленные перед собой задачи и людей, которые будут ему помогать в их реализации. Все очень индивидуально, и это в общем-то правильно. Качественное дополнительное образование, как тот же МБА, не может быть массовым, это даже вредно», - отметила Медведева, пояснив, что часто люди, которых отправили учиться работодатели, усваивают новые знания гораздо хуже тех, кто решил получить дополнительное образование самостоятельно.
В целом, по словам Медведевой, различные курсы и тренинги для сотрудников компаний являются полезными и нужными, когда их проводит квалифицированный специалист и когда перед этим специалистом поставлена конкретная задача. «Вопрос качества дополнительного образования на рынке пока остается открытым. Тренерами зачастую называют кого угодно – людей которые сами прошли какие-то курсы и теперь считают, что могут преподавать. К сожалению, на этом рынке пока нет стандартов и оценок качества этого образования, которые нужно ввести», – считает эксперт.
По мнению руководителя по подбору и обучению Филиала «Ростовский» АО Альфа-Банк Екатерины Сердюковой, руководитель компании вправе ставить под сомнение полезность дополнительного образования и не отдавать предпочтения тому или иному соискателю только из-за наличия диплома. «Дополнительное образование нужно тогда, когда человек нуждается в конкретных навыках. Мы, например, всегда задаем человеку вопрос о результатах полученного образования и того, как соискатель их применяет», - отметила Сердюкова.
С тем, что дополнительное и бизнес-образование востребовано несмотря на кризис, согласна и директор ростовского филиала компании «Альпари» Юлия Харитонова. «Российская образовательная система не слишком подвижна и строится на академических столпах. Зачастую полученного образования человеку не хватает для эффективного ведения бизнеса и работы. При этом дополнительное образование предлагает нам некий микс сразу нескольких направлений обучения и говорить о его эффективности пока рано, так как это пока еще молодое веяние», - отметила Харитонова, добавив, что к дополнительному образованию нужно подходить индивидуально и с конкретными целями, поскольку именно тогда оно будет давать эффект и увеличивать ценность соискателя в глазах работодателя.
В целом эксперты сходятся во мнении, что до кризиса массовые программы по командообразованию и тренингам сотрудников были более востребованы среди работодателей. Сегодня тенденция смещена в сторону индивидуального подхода, однако к проблеме невостребованности различных курсов и программ обучения на южнороссийском рынке дополнительного образования это не привело.