Рестораторы Юга одобрили инициативу по продаже алкоголя навынос
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов и Федерация рестораторов и отельеров направили премьер-министру Михаилу Мишустину письма с предложением позволить предприятиям общественного питания продавать алкоголь навынос по аналогии с магазинами, сообщает РБК со ссылкой на соответствующие документы.
По словам авторов инициативы, подобная практика реализации спиртного распространена во многих странах. Рестораны и бары, чтобы получить лицензию на продажу алкоголя, проходят более строгие проверки, чем магазины. Также в России уже внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая отслеживает каждую продажу и закупку алкогольной продукции.
Не деньгами едиными
По мнению донского бизнес-аналитика, эксперта рынка Horeca Дениса Завалишина, идея Титова обусловлена стремлением систематизировать и сделать более прозрачной продажу спиртного, «переключить внимание потребителей от сомнительных покупок в ночных ларьках на более осознанный выбор».
«Сегодня посетитель также может забрать с собой бутылку алкоголя, покидая ресторан, но предварительно она должна быть открыта сотрудниками заведения. Понятно, что это не всегда удобно, и может стать причиной претензий к ресторану или бару со стороны контролирующих органов», — говорит Денис Завалишин.
Разрешение розничной продажи алкоголя в заведениях общепита не приведет к большому увеличению выручки заведений, считают участники рынка.
«Возможно, такая инициатива создаст дополнительную выручку. В любом случае, это будет не в «минус». Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы попробовать ввести эту меру в заведениях с алкогольной картой. Для них это может стать хорошим подспорьем», — рассказал ростовский ресторатор Сергей Кесельман.
Завалишин отмечает, что стоимость спиртных напитков в кафе и ресторанах выше, чем в сетевых магазинах, что может в определенной мере ограничить спрос.
«Возможно, если инициатива будет все-таки принята, то заведения общепита будут снижать наценки на алкоголь для покупателей, которые будут приобретать продукцию навынос», — рассказал ресторатор.
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Ростовской Области Карина Шатворян положительно оценила инициативу.
«Сегодня стоимость разливного алкоголя выше, чем в закрытой таре, так как некоторые напитки могут портиться достаточно быстро после вскрытия. Если инициатива будет принята, то в условиях свободного формирования цены, думаю, установятся оптимальные наценки на спиртное в кафе и ресторанах», — рассказала Шатворян.
Фокус — на отечественный продукт
Игроки рынка сходятся во мнении, что обращение бизнес-омбудсмена позволит активнее продвигать отечественные вина.
Директор по продажам в канале on-trade «Фанагории» Елена Родик также считает, что в условиях жесткого ограничения рекламы вина на российском рынке любая инициатива, позволяющая дополнительно представить потребителю продукты отечественных виноделен, будет полезна.
«Если это правило будет касаться только российского вина, это даст нам преимущества перед вином импортным. А у рестораторов появится еще один довод в пользу увеличения винной карты отечественных производителей», — рассказала Елена Родик.
«Инициатива будет способствовать популяризации российского вина, узнаваемости бренда, увеличение статусности продукта. А это то, что необходимо сегодня российскому виноделию», — отметили в пресс-службе «Кубань-Вино».
Карина Шатворян отмечает, что еще одним бенефициаром разрешения торговли алкоголем для ресторанов и баров стали бы сезонные заведения, которых сегодня много в Ростовской области.
«Приобретая дорогую лицензию на алкоголь и продавая его по нынешним правилам в течение трех-четырех месяцев, эти кафе и рестораны даже не успевают полностью окупить полную стоимость разрешительных документов. Поэтому я недавно выступила с предложением снизить стоимость лицензий на продажу спиртного для сезонных заведений», — пояснила собеседница РБК Ростов.
Продажи простимулируют бонусами и скидками
По мнению Елены Родик, рестораторам нужно будет дополнительно продумать инструменты, которые сделают покупку вина непосредственно из ресторана более интересной для покупателей.
«Это могут быть особые условия для покупки на вынос, отдельная программа лояльности или система бонусов и скидок», — отметила Родик.
Ресторатор Сергей Кесельман полагает, что разрешение на продажу на вынос может стать особенно актуальным в праздники.
«Сейчас многие рестораны к новогодним праздникам формируют гастрономические подарочные корзины. Было бы здорово, если бы у них появилась возможность дополнять эти наборы алкогольными напитками», — говорит Кесельман.
Шатворян отмечает, что в будущем аналогично можно было бы разрешить торговать небольшими порциями алкоголя алкомаркетам и винотекам.
«Это дало бы покупателю возможность продегустировать напиток, прежде, чем покупать целую бутылку», — полагает Карина Шатворян.
У предложения Бориса Титова нет отрицательных сторон, подчеркнул Кессельман.
«Во-первых, потому, что в ресторанах всегда работает квалифицированный персонал, который сможет предоставить потребителю полное описание продукта и рассказать о вкусовых особенностях и технологиях изготовления. Во-вторых, в ресторанах зачастую представлены более интересные алкогольные и винные карты, позиции из которых не всегда можно найти в рознице. Таким образом, гости ресторана смогут узнать о новых для себя напитках, в том числе и отечественных винах, потому что российское виноделие уже давно не уступает импортному», — резюмировал ресторатор.