Ростовские бизнесмены готовятся к посткризисному развитию
Кризис на юге оказался менее ощутимым
По мнению директора подразделения компании "Альпари" в Ростове Юлии Харитоновой, инвестиционный климат Ростовской области традиционно считается достаточно благополучным и на фоне глобального сокращения объема инвестиций в последние 20 месяцев ситуация в регионе остается стабильной.
«Если в 2012-2013гг. приток инвестиций в Краснодарский край заметно сократился на фоне ухода капитала, то в Ростовской области произошло перераспределение средств из проектов с высокими рисками и слабыми местами в виде рынков сбыта или кредитного бремени в фундаментальные и стабильно доходные проекты», - сообщила Харитонова. По словам эксперта, возможно, это происходит за счет внедрения в регионе долгосрочной стратегии социально-экономического развития, которая рассчитана на срок до 2020г. и дает бизнесу эффективные преференции.
Генеральный директор авиакомпании «Донавиа» Александр Стеблин согласен с тем, что юг страны более надежно защищен от кризиса. «Юг сегодня развивается быстрее, чем регионы России. Об этом говорит и тот факт, что пассажиры здесь летают больше. Так например, при общем спаде пассажироперевозок в РФ на 4%, Юг не потерял своих позиций по сравнению с прошлым годом. У нас есть несколько очень перспективных рейсов, которые уже доказали свою успешность. Это рейсы в Симферополь из Ростова, Краснодара и других городов нашего базирования», - отметил Александр Стеблин.
По мнению управляющего партнера консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Вячеслава Соловьева, экономическая ситуация на юге оказалась лучше, чем в федеральном центре, отчасти благодаря большому количеству частных компаний, в которых собственники оперативны в принятии решений. По его словам, именно гибкость и оперативность дали региональному бизнесу конкурентные преимущества по сравнению с федеральными компаниями, имеющими разветвленную структуру.
«В целом, все успешные компании в кризисные годы, когда рынки были закрыты, обращали внимание на собственную оптимизацию, чтобы потом, воспользовавшись первым же окном, выйти на обновленный рынок, и получить максимальные дивиденды. Сейчас такое время, когда можно посмотреть внутрь себя и подготовиться к новой фазе роста, которая в любом случае придет», - подчеркнул Соловьев.
Апрельская «оттепель»
Как заметил председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков, у большинства заметных ростовских компаний уже есть своя программа посткризисного развития.
«Сегодняшний кризис не первый и не последний, а очередной. Кризис - это просто избавление от вредной привычки получать много, быстро и дешево. Возникает он только в глупых головах и заканчивается, когда есть программа своего собственного развития», - отметил Василий Высоков, добавив, что в апреле ситуация в экономике начала меняться в лучшую сторону по сравнению с тем, что происходило на рынке в декабре прошлого года.
С тем, что в экономике появились позитивные сдвиги, согласна и региональный директор Южного филиала "Росбанка" Евдокия Малогловец. «В апреле банковский сектор по-большому счету преодолел сложности, связанные с ликвидностью, и большинство банков уже продекларировали снижение процентных ставок», - сообщила Малогловец. В целом, по ее данным, статистика января-марта 2015г. по банковскому сектору свидетельствует о снижении кредитной активности: на 1,8% в корпоративном сегменте и на 3,5% в рознице. Драйверами антироста выступили нецелевые кредиты и автокредитование. Лучше складывается ситуация в ипотечном кредитовании.
Апрельскую «оттепель» заметил и руководитель проекта «РОНДО-Европейский квартал» Арменак Деланьян. «Всплеск интереса потребителей строители почувствовали в декабре 2014г., квартиры разлетались, как горячие пирожки. Но уже январь-февраль стали провальными месяцами по отношению к прошлому году. Кроме того, из-за повышения банковских ставок подорожали строительные материалы, что отразилось на себестоимости жилья. Тем не менее, в апреле спрос стабилизировался и вернулся на уровень прошлого года», - рассказал Деланьян.
По его словам, принципиальное отличие нынешнего кризиса от 2008г. состоит в том, что стройки региональными девелоперами на этот раз не остановлены. «Это говорит о том, что строители на этот раз оказались менее закредитованы. Многие компании сегодня оптимизируют свои затраты, сокращают персонал, но проекты не останавливают», - добавил Деланьян.
Развитие вопреки сложившейся экономической ситуации выбирают и IТ-компании. «Затраты компании на оборудование, необходимое для обеспечения нашего продукта, значительно возросли, начиная с 4 квартала. В связи с этим нам пришлось найти варианты для оптимизации расходов. Выяснилось, что огромное количество денег мы тратили на аренду земли под наши базовые станции. Сотовый рынок активно и бурно развивался и раньше мы просто не обращали особого внимания на то, сколько мы тратим на каждый квадратный метр. Сегодня мы пересматриваем договоры аренды. Эту программу мы начали с начала прошлого года и за 2014г. нам удалось нивелировать рост затрат на оборудование», - рассказал директор Ростовского-на-Дону филиала ОАО «ВымпелКом» Вячеслав Самойлов.
Труднее оказалось производителям
В более сложном положении в нынешней экономической ситуации оказались производители продуктов питания. По словам самих бизнесменов, несмотря на рост продаж, им приходится замораживать инвестиционные проекты из-за непредсказуемых правил игры, которые сегодня действуют на рынке.
«Наши продажи в этом году выросли, но нам пришлось изменить сроки инвестиционных программ. Говорить о том, что у нас в стране есть импортозамещение, нельзя. Как только закрыли поставки польской и немецкой свинины, российские предприятия взвинтили цены втрое, и сейчас стоимость сырья просто неадекватна. Кроме того, вводить в эксплуатацию новые цеха по производству полуфабрикатов с таким курсом валют сложно, длинные деньги на рынке отсутствуют, а строить бизнес-план со сроком окупаемости 15 лет просто глупо», - рассказал исполнительный директор компании «Мясной Дом» Георгис Асланиди.
Директор по маркетингу и продажам компании «Белый медведь» Денис Афанасьев, представляющий молочную отрасль, напротив, считает, что программа по импорторзамещению уже начинает действовать. «Сегодня в России стали более лояльны к вводу ассортимента отечественных производителей. Исчезла часть импортных поставщиков и нам стало легче продавать продукцию, произведенную из ростовского молока на ростовской земле. Сложнее стало с инвестиционными проектами, но наши инвестпрограммы подкорректированы только во времени», - отметил Афанасьев.
По словам генерального директора «АПК XXI век» Яниса Галаниди, ситуация для производителей сегодня осложнена и давлением на рынок со стороны властей, которые требуют снижения цен.
«К примеру, наша компания в минувший зимний период продавала овощи по прошлогодним ценам - во многом из-за давления контролирующих органов. При том, что для любого бизнеса выгода - главная движущая сила развития. Сегодня бизнес фактически лишен возможности аккумулировать средства на свое развитие посредством обычного рыночного механизма - регулированием цены. Но и доступа к банковским кредитам по адекватным ставкам он тоже лишен. Разумеется, приходится пересматривать свои планы, замораживать проекты. С другой стороны, кризис позволяет оценить степень надежности партнеров - и в этом его неоспоримая польза", - говорит Янис Галаниди.
В целом бизнесмены отмечают, что кризис замедлил развитие компаний, но дал им возможность пересмотреть свои планы в сторону оптимизации.
Организаторами проекта выступили Информационное Агентство «РБК-ЮГ» совместно с Медиа-Холдингом «Эксперт-Юг» и Медиа-Центром «МедиаС». Информационно-аналитический партнер мероприятия - компания "Альпари". Напитки предоставлены винодельней "Вилла Звезда" (Ростовская область).