Приспособиться к кризису: 22% жителей Дона стали экономить на продуктах
Согласно данным совместного исследования Института социологии и регионоведения ЮФУ и департамента потребительского рынка Ростовской области, на сегодняшний день 23% населения Дона тратит на еду практически все свои ежемесячные доходы. У 17% жителей региона на пропитание уходит большая часть заработка, 22% дончан на продукты питания тратят около половины доходов. И только 37% респондентов ответили, что на еду у них уходит менее половины, или меньшая часть ежемесячных доходов. При этом в том, что существенно стали экономить на продуктах питания признались 22% опрошенных ростовчан, еще 24% ответили, что экономят на этом незначительно.
Для сравнения в докризисный период структура расходов ростовчан выглядела совершенно иначе, так в 2014г. все свои доходы на продовольственные товары тратили только 1% опрошенных и 16% отдавали за еду большую часть своих финансовых поступлений.
Как прокомментировал заместитель директора Института социологии Антон Сериков, несмотря на удручающую статистику, сегодня по сравнению с прошлым годом ситуация начала меняться в лучшую сторону. Так, в 2015г. практически все свои доходы или большую их часть на еду тратили 47% ростовчан.
«В этом году жители Ростовской области научились конструктивно реагировать на условный кризис. Люди стали экономить за счет мест своих покупок, переместившись в магазины более дешевого сегмента, жители сельской местности переходят на домашние продукты. При этом если сравнивать нас с другими регионами, можно сказать, что помимо экономии, многие ростовчане выбрали адаптационную стратегию и стали искать дополнительные источники заработка», - рассказал Сериков.
Интересно, что несмотря на кризисную ситуацию и режим экономии в текущем году эксперты отмечают рост потребительского патриотизма жителей донского региона. По данным исследования, 39% опрошенных предпочитают приобретать товары российского производства, 43% не обращают внимания на страну изготовителя и только 18% ростовчан отдают предпочтение импорту. Позитивно жители донского региона оценивают и процесс импортозамещения - 59% потребителей ответили, что российские производители полностью, или частично справились с замещением санкционных продуктов, 28% считают, что отечественные производители скорее не справились с этой задачей, и только 7% ответили, что Россия не смогла заместить импорт.
Как сообщила директор областного департамента потребительского рынка Ирина Теларова, потребительский патриотизм распространяется в том числе и на донскую продукцию. По ее словам, около 50% опрошенных готовы отдавать предпочтение товару, сделанному в Ростовской области при равных ценах с его аналогами из других регионов, при этом 10% опрошенных готовы платить за донские товары даже в случае, если импорт обойдется им дешевле.
«Жители региона останавливают свой выбор на местных товарах в том числе и из экономических соображений. Некоторые из опрошенных считают, что, покупая товары, произведенные на Дону, они инвестируют средства в экономику региона, тем самым помогая ему развиваться», - отметила Теларова.
Отметим, что по данным Ростовстата, инфляция в Ростовской области в январе-мае 2016г. достигла 3,2%, в целом по стране рост цен на товары и услуги за указанный период составил 2,9%. При этом, по последним данным статведомства, среднедушевой денежный доход населения области оценивается в 22,5 тыс. руб.