Перейти к основному контенту
PROТуризм ,  
0 
Эксклюзив

Вкус юга: в ЮФО и СКФО цены в сфере гастротуризма выросли на 10-20%

В ЮФО и СКФО цены на гастрономический туризм выросли на 10-20%
В Ростовской области, Краснодарском крае и на Северном Кавказе растет спрос на гастрономический туризм. Одной из визитных карточек для каждого региона стало вино.
Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

В Южном и в Северо-Кавказском федеральных округах набирает обороты гастрономический туризм. Об этом РБК Ростов рассказали эксперты по гастрономическому туризму.

Кубань лидирует

По словам руководителя комитета РСТ по гастротуризму, президента Международного эногастрономического центра Леонида Гелибтермана, Ростовская область — единственный регион, в котором каждый район угощает туристов собственным локальным блюдом. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, на май текущего года в области функционировали 16 лицензированных виноделен. В 2023 году регион посетило более 4,3 млн туристов, как подсчитали в Агентстве по развитию туризма Ростовской области,

Однако в Ростовской области, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ), при наличии всех предпосылок к росту, в 2024 году у туристов возникают объективные сложности с логистикой. При условии более удобной транспортной доступности регион привлекателен для такого вида туризма.

Что касается Северного Кавказа, то по мере повышения уровня сервиса, он также становится перспективным. Сейчас здесь расположены 35 винодельческих районов с собственными климатическими условиями и спецификой. Как отметил Гелибтерман, рост винодельческого производства на Северном Кавказе оценивается примерно в 1,5 раза.

В этом году регион демонстрирует уверенный рост, но лидером все же остается Краснодарский край, в котором активно растет винный туризм. В 2023 году, по данным минсельхоза Кубани, регион занял первое место в РФ по объемам производства тихого и игристого вина. Общая площадь виноградников составляет 34% от всех площадей виноградников в России или 31 тыс. га.

Спрос растет

По словам директора владикавказской сети ресторанов УК «Премьер Крю» Ольги Мищенко, отделить гастротуризм от обычного туризма сложно, потому что только сейчас начали набирать обороты различные гастрофестивали и прочие гастро-events как точки притяжения подобных интересов среди туристов, позволяющие оценить масштаб внимания с их стороны. Кроме того, в ближайшие годы в рамках развития креативных индустрий гастрономия так же определена как одно из приоритетных направлений, что дает возможность выделять и усиливать отдельно культуру именно гастротуризма, как нового направления на стыке привычных туризма и гастрономии.

На Дону спрос на гастротуризм привязан к сезону.

«У нас исторически турпоток прирастает с начала сезона отпусков. Это связано, в первую очередь, с тем, что Ростов — город транзитный. Если раньше люди снимали номера в отелях в основном на одну ночь, то сейчас ситуация стала лучше, и количество бронирований в отелях составляет, как правило, две ночи», — прокомментировал бизнес аналитик и эксперт рынка Horeca, соорганизатор деловой программы ПИР экспо Денис Завалишин, добавив, что достаточно большой объем туристов приезжает в город целенаправленно.

Спрос вырос, возможности уменьшились, считает кубанский шеф-повар и ресторатор The Печь и «Угли Угли» Андрей Матюха. Спрос увеличивается за счет внутреннего туризма, который постепенно начал набирать обороты. При этом возникают определенные трудности, например, в логистике — в некоторые части края попасть тяжелее. Так, добраться в Сочи, где есть аэропорт, гораздо легче, чем в Краснодар.

«На само понятие гастрономический туризм, спрос ежегодно потихоньку растет. Процент туристов летом в ресторанах составляет 50-60%», — подчеркнул он.

Генеральный директор агентства «Город-Парк» Алексей Матвеенко, уточнил, что, объемы гастрономического туризма, рассчитанные на гостей города в достаточно высоком ценовом сегменте по сравнению с прошлым годом, упали или заморозились.

«Очень много переносов, отмен, так как гости не проживающие в Ростове-на-Дону и на юге, тревожно относятся к новостному фону. Им кажется, что это не самое безопасное направление для отдыха, которое может быть сейчас», — добавил он.

Повышение цен неизбежно

Рестораны с начала года поднимали цены дважды, отмечает Завалишин. Это связано с изменениями инфляционной ситуации на рынке. Соответственно, стоимость сырья растет, рестораторы пытаются стабилизировать себестоимость, поэтому поднимают цены. Помимо этого, есть определенный кадровый голод на рынке. В связи с этим рабочая деятельность специалистов стала стоить дороже.

«Мы как город приграничный к территории общепринятого отдыха: к Краснодарскому краю, Черноморскому побережью, каждый год испытываем одну и ту же ситуацию. Из Ростова-на-Дону достаточно большое количество сотрудников уезжает на сезонную работу. Это все, безусловно, влияет на конечную цену в предприятиях, задействованных в структуре гастрономического туризма», — рассказал ресторатор.

По словам Завалишина, в загруженных отелях цены увеличились от 10-20%.

«Рост цен на гастротуризм остается в границах общего роста цен на туристические услуги», — подчеркнул Гелибтерман.

Андрей Матюха также отметил, что в среднем цены выросли на 10%. Это минимальный рост. На некоторые позиции стоимость увеличилась на 20%.

«Входящие продукты дорожают, логистика у поставщиков дорожает, соответственно, рестораторы все это закладывают в цену продуктов. Это неизбежная ситуация», — добавил он.

Матвеенко определяет рост цен в границах 10%.

Локальные продукты

Президент национальной ассоциации представителей ресторанного бизнеса индустрии туризма и отдыха «Объединение гостеприимства Северного Кавказа» Сефижат Магомедрассулова рассказала о том, что Кавказ — богатый регион на национальные блюда, на гастрономический туризм, на национальную культуру, поэтому местных блюд здесь много. В Дагестане — это чуду, хинкали, урбеч.

В целом есть локальные продукты, которые характерны только для Северного Кавказа — черемша, джон-джоли, горная облепиха, осетинский домашний сыр, поясняет Ольга Мищенко. Но больше всего популярны не столько продукты, сколько блюда — осетинские пироги, арака, осетинское пиво, которые часто путают с квасом, европейские сыры местного производителя, пармезан и белпер. Также регион выделяется за счет местных вин, которые известны в России и входят в популярные винные рейтинги. Особенно Северный Кавказ отличается от других регионов чистой водой.

«В Осетии, точно можем сказать, что в 95 случаях из 100 приезжающие сразу хотят попробовать осетинские пироги, осетинское пиво и выпить нашу воду, это прослеживается очень четко», — сказала она

Ростовская же область, по мнению экспертов, выделяется за счет раков, рыбы, а также вина.

«Мы недалеко ушли от раков и рыбы. Мы все равно крутимся вокруг продуктов реки», — подчеркнул Завалишин.

Он также пояснил, что для отельеров и рестораторов не принято самоидентифицировать себя через какой-то конкретный местный продукт. Ростовская область является многонациональным регионом, где каждая нация создала и внесла какую-то свою поправку в гастрономию, во вкус, в самобытность той кухни, которая сейчас существует.

По словам Завалишина, гастрономия — значительная часть культурного кода региона, а также люди, которые сформировали вкус города и блюд, которые подаются на стол.

«Туристы приезжают за впечатлениями, а не за селедкой и рыбой. Сфера общественного питания и гастрономия давно перестали быть направлением, которое просто кормит людей. Это направление, которое людей развивает, дает им какой-то интертеймент, оставляет особенную эмоцию», — добавил он.

Кроме того, одной из перспективных точек развития гастротуризма Ростовской области является вино. Как отметил Завалишин, выбирают донские вина и ставят их в гастрономических ресторанах, потому что у них есть особая гастрономическая составляющая — сложные сортовые составы, либо моносорта, которые имеют большую гастрономическую ценность за счет своего вкуса и ароматики.

«На мой взгляд, продукт, который в будущем способен стать точкой притяжения является вино «Долина Дона». Я считаю, что на сегодняшний день администрация Ростовской области, представители власти и туризма всячески должны содействовать и помогать виноделам в том, чтобы они могли более ярко быть представлены в туристическом секторе», — заявил он.

Матвеенко также подчеркивает востребованность донского вина, которое со временем перестает быть для путешественников новостью. Вино, раки и рыба — стали олицетворением региона.

«У нас вся южная кухня с элементами и Северного Кавказа, и даже Средней Азии. Ростов и Ростовская область имеют мультинациональную кухню, которая представлена с донским акцентом. Ростов — один из современных гастрономических мегаполисов, потому он может выделяться, в первую очередь, даже не блюдами, а сезонными продуктами», — отметил он.

Помимо этого, в Ростовской области к рыбе и ракам присоединяются местные малосольные кавказские сыры, мясные деликатесы, овощи, местное жареное масло. Также одной из визитных карточек города является шашлык.

По мнению экспертов, Краснодарский край отличает молочная продукция, мясо и птица. Это связано с их высоким качеством, убежден Андрей Матюха.

Ранее РБК сообщал о том, что на гастротуризм приходится порядка 10% от всех приобретаемых экскурсионных туров, спрос на дегустационные поездки растет на 17% в год. К следующему году должны появиться примерно 100 региональных продуктов в сфере такого вида туризма.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 28 декабря
EUR ЦБ: 105,95 (+2,65)
Инвестиции, 27 дек, 19:15
Курс доллара на 28 декабря
USD ЦБ: 100,53 (+1,3)
Инвестиции, 27 дек, 19:15
Все новости Ростов-на-Дону
Путин учредил президентскую стипендию за высокие спортивные результатыСпорт, 19:15
Юань по итогам 2024 года подорожал к рублю на 8%Инвестиции, 19:07
Российский рынок акций по итогам 2024 года снизился почти на 7%Инвестиции, 19:00
Ивлеева рассказала, как в ее дом забрался голый мужчина с битойОбщество, 18:56
На Украине в четыре раза вырастут тарифы на прокачку газаПолитика, 18:50
Путин обязал нелегальных мигрантов урегулировать статус или уехатьОбщество, 18:31
Возвращение российских военных из украинского плена. ВидеоПолитика, 18:14
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
«Милан» возглавил тренер, выигравший с «Порту» три чемпионских титулаСпорт, 18:12
Голоса кибербезопасности: «Газинформсервис» наградил лучших экспертовРБК Компании, 18:00
Рублев и Хачанов вышли в четвертьфинал турнира в Гонконге в парахСпорт, 17:49
Экс-министра обороны Армении отпустили из полиции после задержанияПолитика, 17:47
Что такое концепция Digital Employee Experience и почему она важнаОтрасли, 17:44
Мы открываем бизнес: как предприниматели работают в регионахТренды, 17:40
Россия и Украина обменялись пленными по формуле 150 на 150Политика, 17:32