Эксперт: Применение новых правил трансфертного ценообразования в РФ до сих пор сопряжено со сложностями
6-8 мая в Сочи состоится 3-я конференция по Трансфертному ценообразованию. Можно ли уже подвести предварительные итоги реализации закона в России? Удалось ли внедрить практику Трансфертного ценообразования на таком уровне, как это предполагалось разработчиками закона?
С момента принятия и вступления в силу Раздела V.1 НК РФ, который регламентирует вопросы контроля цен для целей налогообложения, прошло более трех лет. На протяжении этого времени постепенно начало формироваться понимание применения новых правил на практике. На Х Всероссийском налоговом форуме «Налоговый маневр 2014: взгляд бизнеса и власти» было озвучено, что в ходе контрольно-аналитической работы более 300 налогоплательщиков скорректировали свои налоговые обязательства на сумму более 7 млрд. руб. в связи с применением трансфертных цен. Было исчислено и дополнительно уплачено 1,4 млрд. руб. Еще на сумму около 1 млрд. руб. были уменьшены убытки.
Применение новых правил трансфертного ценообразования сопряжено с определенными сложностями: трудоемкость по заполнению формы налогового уведомления, неопределенность в отношении подходов к контролю рыночности внутригрупповых финансовых сделок и сделок с нематериальными активами.
Принимая во внимание проблемы налогоплательщиков, Министерство финансов России и ФНС России проводят активную разъяснительную работу по различным вопросам, возникающим в связи с применением нового законодательства о трансфертном ценообразовании, проводят конференции и круглые столы с бизнес сообществом, выпускают письма и разъяснения по порядку применения отдельных статей Раздела V.1 НК РФФ.
Какое количество крупных российских компаний изъявили желание подписать соглашения о трансфертном ценообразовании с ФНС? Сколько это в % (долях) по отношению ко всему крупному бизнесу в России? Сколько таких компаний на юге РФ?
Из имеющихся открытых источников «Первопроходцами», заключившими соглашения о трансфертном ценообразовании, стали три крупнейших российских холдинга – «Роснефть», «Газпром нефть» и «Аэрофлот». В целом заключено восемь Соглашений о ценообразовании. Согласно нормам раздела V.I НК РФ, в отношении данных налогоплательщиков будет проверяться лишь соблюдение условий исполнения соглашения, а не подходы к определению рыночности цен. Количество заключенных соглашений не значительно. Это может объясняться и тем, что только Российская организация — налогоплательщик, отнесенный, в соответствии со ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
Кроме того, даже в развитых странах, давно наладивших контроль над внутрикорпоративными ценами, таких соглашений заключается не более 20-30 в год. Например, в США за все время заключено лишь 200 таких соглашений.
Соглашение о трансфертном ценообразовании с ФНС имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Исходя из реальной практики, какие преимущества получили компании, которые подписали соглашение? И с какими трудностями они, напротив, столкнулись?
Соглашение о трансфертном ценообразовании с ФНС России имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Подобный документ освобождает налогоплательщика от регулярного сбора документации и проверок, доначисления налогов и штрафов, однако, делает его зависимым от экономической ситуации на рынке. Кроме того, законодателем выдвинуты высокие требования по обоснованию цены в сделках, по сбору доказательной базы.
Подобное соглашение делает компанию зависимой от экономической ситуации на рынке. Сегодня, когда экономика России находится в очень нестабильной ситуации, не стали ли компании заложниками подписанных соглашений с ФНС?
Подписав соглашение с ФНС России, компания может выбрать, закрепить фиксированную цену или же формулу. Если речь идет о биржевом товаре, то чаще всего компании выбирают формулу с привязкой к ценовому индикативу, который будет меняться в зависимости от тенденций мировых рынков. Выгода соглашения с ФНС России в том, что на определенный период налоговые органы согласны с подходом компании к формированию внутрикорпоративной цены.
Цены сделок, предметом которых являются нефтепродукты, на которые распространяется соглашение ряда холдинговых компаний, будут сравниваться с котировками, например Argus, Platts. Информация, размещенная в информационно-ценовых агентствах, является достаточно близкой к сопоставимой информации о ценах. Привязка к цене невыгодна, компаниям в период спада экономической ситуации на рынке нефтепродуктов, при использовании данных информационно-ценовых агентств о ценах на идентичные (однородные) товары в целях применения метода сопоставимых рыночных цен в соответствии с п. 7 ст. 105.7 НК РФ. Минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен могут признаваться соответственно опубликованные минимальное и максимальное значения цен по сделкам, совершенным в аналогичный период времени до даты совершения анализируемой сделки.
Таким образом, компания, осуществляющая реализацию нефтепродуктов при нестабильной ситуации на рынке обязана исчислить налоговую базу по налогу на прибыль с котировки, имеющей большее значение, чем та, по которой заключена контролируемая сделка.
В условиях, когда цены нестабильны, какие убытки несут предприятия?
В России сейчас происходят глубокие экономические перемены. Условия и принципы функционирования компании, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке. Операционный риск компании характеризуется неустойчивостью доходности в условиях нестабильности, если прибыль компании реагирует на небольшое снижение цены реализации в борьбе за клиентов, повышение стоимости закупок товаров, сырья и материала, участвующих в производстве реализуемой продукции, в такой ситуации все эти факторы могут привести к операционной убыточности бизнеса.
Кроме того, в настоящее время для успешной деятельности компании необходимо своевременное трансформирование оборотных средств из материальной формы в денежную и наоборот. Даже самая эффективная и рентабельная компания не сможет вести хозяйственную деятельность без рационального движения денежных средств. В настоящее время, проблема финансовых потоков становится особо актуальной из-за объективных макроэкономических условий сегодняшнего дня, характеризующаяся систематической задержкой поступлений платежей за реализуемую продукцию при одновременном ужесточении бюджетной дисциплины.
Насколько за период действия закона о Трансфертном ценообразовании удалось ликвидировать все спорные места и "отточить" налоговую практику? Какие еще проблемы остаются сегодня?
В течение действия закона законодательным органам несколько раз вносились изменения в законодательство, выходили ряд разъясняющих писем по действующим нормам, работа в этом направлении проделана большая, и она продолжается. Ведь в законе не пропишешь все жизненные ситуации, следовательно, и в ближайшем будущем эта работа необходима для правильного понимания действия закона.
Например, до настоящего времени, остается существенным препятствием для использования отчетности ряда компаний в качестве сопоставимых данных бухгалтерского учета для применения метода цены последующей реализации и затратного метода. Каким образом определить наличие таких сопоставимых данных бухгалтерского учета по сравнимым компаниям? Для такого анализа потребуется информация, которая не является общедоступной, например, учетная политика сравниваемых компаний.
Что касается практики применения, то об этом еще рано говорить. Закон действует третий год, и практика еще не сложилась. Арбитражные споры только начинают формировать практику применения тех или иных спорных норм законодательства.
В условиях нестабильной экономики, на ваш взгляд, каким наиболее серьезным налоговым рискам подвержен бизнес, особенно малый и средний?
Для представителей среднего и малого бизнеса одним из распространенных способов оптимизации налогообложения является дробление бизнеса, когда крупная компания распадается через классическую реорганизацию (разделение и выделение) на несколько более мелких, либо просто создаются отдельные юридические лица с переносом части оборотов на другую компанию, при этом имея лишь одну цель минимизации налогов. Все они, в свою очередь, переходят на спецрежимы налогообложения - УСН и ЕНВД, в результате чего перестают быть плательщиками налога на прибыль.
Оказывая услуги, реализуя товары друг другу, такие лица не учитывают рыночность цен в сделках для целей налогообложения, при этом получают значительную необоснованную налоговую выгоду.
В данном случае налогоплательщикам следует вернуться к п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и исследовать, получена ли в сделке налоговая выгода и может ли она быть признана обоснованной уже на основании обновленного законодательства, Раздела V.I НК РФ.
Есть ли какие-то "антикризисные прививки" (действия, которые необходимо сегодня предпринять бизнесу), чтобы избежать появления возможных проблем с налоговыми и другими проверяющими структурами?
В связи с реализацией плана по деофшоризации российской экономики, в конце 2014 года в налоговое законодательство РФ внесены существенные изменения в части положений о «контролируемых иностранных компаниях» (ФЗ N 376-ФЗ от 24.11.2014г.).
На этапе разработки законопроект вызвал большую обеспокоенность бизнес сообщества, так как нововведения увеличивали налоговую нагрузку на холдинги и совместные компании.
По объему изменений Закон сравним с поправками в НК РФ о взаимозависимых лицах и контролируемых сделках 2011 года, по значимости же он является беспрецедентным. Изменения в законодательстве РФ вызвали множество вопросов налогоплательщиков по применению новых правил.
Поэтому в настоящее время налогоплательщики рассматривают в качестве альтернативы КИК признание себя в добровольном порядке налоговым резидентом РФ (п.7 ст. 246.2 НК РФ).
Что это означает на практике?
Компании, желающие максимально защитить свою международную коммерческую активность, должны знать все возможности для защиты интересов бенефициаров. Они должны уметь строить оптимальные стратегии управления бизнесом. Для своевременного понимания ситуации все заинтересованные лица должны постоянно обучаться сами, либо иметь квалифицированных консультантов, которые свободно ориентируются в изменениях и имеют практический опыт их применения.