Онлайн-покупки и облака: телеком-компании Дона о трендах 2021 года
Восстановлению подлежит
Как рассказал коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2 Максим Митькин, в 2021 году рынок телекоммуникационных услуг постепенно начал восстанавливаться после 2020 года: частично вернулись некоторые сегменты бизнеса, например, международный роуминг.
«Мобильный интернет-трафик, который в период ограничений сместился в спальные районы, после смягчения ограничений не пошел на спад. В период хоум-офиса люди привыкли к онлайн-кинотеатрам, киберспортивным играм, онлайн-покупкам и сохранили привычку активного использования цифровых услуг на конец 2021 года. Также многие компании остались на гибридном формате работы при котором все совещания, переговоры и встречи проводятся в онлайн-режиме», — отметил он.
Митькин также подчеркнул, что мобильный интернет в целом постепенно замещает фиксированную связь и этот тренд требует от мобильных операторов поддержания высокого уровня инвестиций в развитие сетевой инфраструктуры.
«С точки зрения конкурентной ситуации мы ожидаем, что тенденции к оздоровлению рынка, наметившиеся к концу текущего года, закрепятся. Это позволит повышать эффективность бизнеса для отраслевых игроков», — добавил коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2.
Одна из главных тенденций, отметил директор Ростовского отделения билайн Рустам Керимханов, — рост потребления мобильного интернета: как в b2b, так и в b2c сегментах.
«Причем ежегодно операторы фиксируют в среднем полуторакратное увеличение–трафика. Эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Поэтому операторы умощняют сети, чтобы справляться в постоянно возрастающей нагрузкой. В этом году также сохранялся высокий спрос на подключение к проводному интернету. Мы, например, расширили сеть широкополосного доступа в интернет в Ростове и Батайске, начали подключать к домашнему интернету жителей Волгодонска и Таганрога по программе FVNO, предусматривающей совместное использование инфраструктуры операторов», — отметил он.
Медиатрафик и онлайн магазины
Отдельным трендом, считает директор по региональному развитию МегаФона на Юге и Кавказе Андрей Левыкин, можно выделить рост потребления видеоконтента, который начался еще в прошлом году в связи с пандемией и самоизоляцией.
«Но даже сейчас, после снятия жестких ограничений, мы видим рост медиатрафика. При этом изменилась модель потребления и запросов пользователей. Отсутствие необходимости сидеть дома смещает спрос в сторону мобильных устройств. И даже те, у кого дома есть телевизор и ноутбук, нередко предпочитают им смартфон с мобильным интернетом. Эти изменения на рынке приведут к тому, что потребители получат доступ к множеству альтернативных источников мультимедиа. Пользователи будут легко и плавно переключаться между множеством разных устройств», — подчеркнул Левыкин.
В числе трендов, которые не только сохранили свою популярность, но и продолжили активно расти — онлайн покупки. По словам директора филиала МТС в Ростовской области Игоря Марьясова, в 2021 году онлайн-сервисы продолжили развиваться с невероятной скоростью.
«Растущий спрос, а также опыт, полученный за время карантина, стимулировали использование в торговле и логистике новых технологий. По итогам 11 месяцев 2021 года число проектов МТС по автоматизации с помощью интернета вещей в Ростовской области увеличилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля ритейлеров в общем портфеле новых подключений достигла 30%. Кроме того, интернет вещей и телематика стали востребованы в таких отраслях, как производство и обработка, финансы и страхование, транспорт, связь», — рассказал он.
По мнению Марьясова, также в следующем году сохранится тренд на оптимизацию ресурсов. «Карантин показал, что какие-то затраты можно сократить, от каких-то вообще отказаться. Например, заказывая товары домой через интернет — магазин, вы экономите и на их стоимости, и на бензине, потому что ездить в торговый центр каждую неделю, как выяснилось, не обязательно», — добавил он.
Возникновение и развитие телеком-трендов невозможно без высокого уровня цифровизации региона. Как отмечает директор Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов, на Дону существенно повысилась доступность цифровых сервисов, в том числе, в сельских территориях.
«С появлением связи в маленькие поселки приходит комфорт, который необходим любому современному человеку в цифровом обществе. В 2020 году мы осуществили самое масштабное в истории региона строительство оптики для частного сектора и многоквартирных домов. Сейчас «Ростелеком» планомерно и целенаправленно увеличивает охват региона оптическими сетями и сотовой связью, — как за счет собственных инвестиций, так и в рамках федеральных проектов», — сообщил он.
Кибербезопасность и интернет вещей
В корпоративном сегменте, как рассказал Рустам Керимханов, четко прослеживается тенденция: бизнес хочет лучше знать своего клиента, его потребности, создавая максимально эффективный алгоритм продаж.
«Развиваются сервисы с использованием технологии больших данных, от различных решений по мониторингу бизнеса до онлайн контроля устройств, растет спрос на геоаналитику и исследования рынка. Сохраняется высокая востребованность решений на базе облачных АТС, комплексных решений для создания удаленных рабочих мест», — сообщил он.
Как пояснил коммерческий директор макрорегиона «Юг» Максим Митькин, тренд, связанный с активным потреблением мобильного интернета в бизнес-сегменте, наметившийся в прошлом году, не потерял актуальности и в текущем.
«Корпоративные клиенты используют 4G-интернет, выбирая тарифные планы с большим объемом гигабайтов и включенными мобильными сервисами. Общий объем интернет-трафика в бизнес-сегменте, показывающий ранее кратный рост месяц к месяцу, стабилизировался: в третьем квартале 2021 года он остался на уровне прошлогодних показателей, число активных пользователей 4G при этом возросло на 20%», — рассказал Митькин.
Директор по региональному развитию МегаФона на Юге и Кавказе Андрей Левыкин отметил, что в 2021 году компании стали уделять больше внимания кибербезопасности, оптимизировать расходы на сотрудников и вкладывать в персонализированную рекламу.
«В прошлом году многие компании перевели своих сотрудников на удаленный режим работы. Некоторые из них и сегодня остаются на дистанционке. Это стимулировало рост спроса на IoT-сервисы, в 2021 году он составил 78% для бизнеса ЮФО. В крупных компаниях с большим штатом возросла потребность в услугах по регулированию деятельности сотрудников в рабочее время. Популярность сервиса «Контроль кадров» по сравнению с прошлым годом увеличилась в 1,5 раза на Юге страны, а запрос компаний на услуги по кибербезопасности вырос в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом», — пояснил он.
По словам директора филиала МТС в Ростовской области Игоря Марьясова, пандемия послужила триггером роста спроса на цифровые услуги среди представителей донского бизнеса, особенно на облачные сервисы. Тенденция сохранился и в 2021 году.
«Наиболее ярко этот тренд прослеживается в донском ритейле. Спрос на облака в этой сфере вырос за 11 месяцев 2021 года на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего облачные решения местные ритейлеры используют для развития онлайн-торговли и улучшения клиентского сервиса. Облака для ритейла — это сокращение ИТ-бюджета, а ввиду высокой роли сезонности в этой сфере, фактор оптимизации расходов очевиден. Облака позволяют апробировать новые инструменты для привлечения и удержания клиентов, оперативно реагировать на резкие скачки спроса. Все это делает процесс покупки более удобным», — рассказал Марьясов.
Кроме того, по его словам, в текущем году заметно рос спрос на системы распознавания лиц. Если несколько лет назад биометрические системы пользовались наибольшей популярностью в ритейле, сфере услуг, а также на производственных и медицинских предприятиях, то в последнее время их активно начали применять финансовые и учебные учреждения.
О резком спросе на облачную инфраструктуру сообщил и директор Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов.
«Виртуальная АТС выросла на 19% абонентской базы, причем рост идет как в натуральных, так и в денежных показателях. Это свидетельствует о максимальной востребованности сервиса, который, кстати, в очередной раз признан лидером рынка, согласно исследованию «ТМТ Консалтинг». В ближайшее время мы прогнозируем еще более существенное увеличение спроса на услугу: «Виртуальная АТС» расширил количество городов присутствия в Ростовской области: таких как Волгодонск, Батайск, Аксай, Шахты, Каменск-Шахтинский», — рассказал он.