"КСК" планируют внедрить на Кавказе модель европейских лыжных курортов
«Эталонные курорты» — точки роста, на которых имеется необходимая и достаточная инфраструктура для привлечения частных инвестиций и обеспечения туристического потока. Кроме того, все площадки туркластера обязаны соответствовать следующим требованиям: 4 канатные дороги общей протяжённостью от 8 до 15 км, 40 и более км горнолыжных трасс и не менее 2 тыс. мест в гостиницах.
Второй этап предполагает последовательное развитие курортов первого этапа и создание новых точек роста в зависимости от внешней и внутренней конъюнктуры проекта туркластера. «Мы намерены реализовать все площадки, предусмотренные проектом», - отметили в пресс-службе КСК.
В КСК также подчеркнули, что подготовительная фаза создания курорта занимает не менее 5-6 лет. Она включает мероприятия по созданию особой экономической зоны (ОЭЗ), проведению землеустроительных работ и передаче земельных участков в управление оператору туркластера, разработку градостроительной документации и проектирование курорта. Причем только последний сегмент подготовительной фазы может занять до 2 лет.
Ближайшие на очереди — осетинский курорт «Мамисон» и уже упоминавшийся проект «Ведучи» в Чеченской Республике. В настоящее время уже согласован с Минэкономразвития России план обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной ОЭЗ «Ведучи». В начале 2015 года завершится проектирование объектов внутренней инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для работы курорта. После синхронизации с ООО «Ведучи» — резидентом площадки — и республиканским правительством графика финансирования и строительства внешней инфраструктуры, а также определения перечня объектов, финансируемых резидентом, ОАО «КСК» приступит к строительству.
Со своей стороны, республиканское правительство до конца 2015 года должно построить сети электро- и газоснабжения, реконструировать высокогорную автомобильную дорогу. В этом обещана поддержка на федеральном уровне: на встрече с Рамзаном Кадыровым премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал выделение межбюджетного трансферта на строительство магистрали Грозный — Шатой — Ведучи, ведущей к всесезонному горнолыжному курорту «Ведучи».
Для курорта «Мамисон» проект планировки территории также уже разработан и утвержден правительством Республики Северная Осетия — Алания. Сейчас документ рассматривается в Минэкономразвития России. Следующим шагом в его реализации станет утверждение плана обустройства и плана перспективного развития особой экономической зоны.
На территории курортов «Армхи» и «Цори» в Ингушетии проведены кадастровые работы, инвентаризационные мероприятия.
Реализация дагестанского сегмента проекта — строительства горного курорта «Матлас» и Каспийского прибрежного кластера — затруднена решением самого сложного — земельного вопроса. Пока в республике ведется подготовительная работа, активно решаются вопросы по передаче в управление и распоряжение земельных участков принадлежащих ряду сельских поселений Хунзахского района, проводятся консультации с бизнес-структурами. С учетом появления в проекте «Матлас» частного инвестора — «Группы Сумма» — можно ожидать более оперативного решения земельного вопроса, после чего ОАО «КСК» как управляющая компания сможет перейти к реализации проекта. По Каспийскому прибрежному кластеру компания завершила формирование земельных участков, планируемых к включению в особую экономическую зону. Проект планировки территории данной ОЭЗ компания намерена разработать в течение 2015-2016 года, определив полный перечень планируемых к строительству объектов, в том числе подъездной автодороги, сетей газо- и электроснабжения.
В «КСК» добавили, что курорты, входящие в состав туристического кластера, будут развиваться по модели европейских горнолыжных курортов Лез Арк, Доломити Суперски, Лаплань и других. Развитие этих и многих других мировых центров зимнего отдыха происходило централизованно. Правительствами стран создавались единые туристические кластеры силами одной управляющей компанией. При этом структура эксплуатации такова, что объекты горнолыжной инфраструктуры находятся в собственности управляющей компании курорта, а объекты инженерной - находятся в собственности муниципалитета. Аналог такой модели уже существует в рамках проекта туристического кластера - это курорт в Приэльбрусье, функционирующий с 70-х годов прошлого века.
«Всегда разумна, на мой взгляд, адаптация чужого опыта. Если модель себя проявит экономически оправданно и рационально, почему нет? К тому же это опыт своего же региона, близкого географически и ментально», - отметила Анастасия Парафило, координатор информационно-выставочного проекта по строительству, эксплуатации горнолыжных курортов в РФ – форум SkiBuild Expo.
«Создание, строительство туристических кластеров – это затратные и долгосрочные проекты, поэтому без помощи государства не обойтись. Особенно важна государственная поддержка при финансировании объектов инфраструктуры, как самой затратной части, но эффективность государственного участия может быть обеспечена только в том случае, если туристический кластер будет развиваться в соответствии с комплексной концепцией территориального развития региона. За соблюдение региональных макроинтересов может и должно отвечать КСК, заказывая экспертную оценку, получая объективную информацию об эффективной стратегии развития туристического кластера и самого региона, в котором он строится, контролируя поэтапное выполнение требований территориального развития», - считает Андрей Прусс, директор Центра по развитию отношений между автономной провинцией Больцано и Россией им. Н. И. Бородиной.
Девять ОЭЗ туристско-рекреационного типа, расположенные на территории Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея, образуют туристический кластер и находятся в управлении ОАО «КСК» - компании, созданной четыре года назад в целях развития горнолыжного туризма на Северном Кавказе.