Смена парадигмы: как донскому АПК найти дорогу за рубеж
Пленарное заседание «Экспорт продовольствия: стратегия, тактика и реалии» прошло в день открытия выставки «ЮГАГРО-2018». Представители власти и бизнеса обсудили вопросы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и взаимодействию органов государственной власти с агрохолдингами с целью увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и выхода отечественных производителей на мировой рынок продовольствия.
Новые условия
Как отмечает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, аграрный рынок России активно рос за счет эффекта девальвации рубля, что давало очень мощный импульс для развития — начиная с 1998 года и заканчивая кризисом 2014 года. Однако последний обвал рубля не оказал влияния на сектор АПК.
«Дать такой эффект может смена парадигмы всей государственной политики. До этого момента она была ориентирована на импортозамещение — то есть на насыщение внутреннего рынка, что было оправдано тогда, когда мы были крупнейшими в мире импортерами. Мы прошли этот этап, внутренний рынок насыщен. Нам надо переориентироваться и приоритетом сделать экспорт», — считает эксперт.
Также он подчеркнул, что период бурного роста этого сектора экономики закончился, а значит даже бюджетное финансирование больше не сможет оказывать столь сильное влияние на развитие АПК.
«Сейчас требуется повышать конкурентоспособность продукции, в то время как большинство мер поддержки заключается в выравнивании условий доступа к кредитным средствам. Помимо этого, российские фермеры несут более высокие затраты, например, на перевалку зерновых в портах, хранение продукции на элеваторе», — добавил Злочевский.
По его мнению, в сфере животноводства ситуация с рентабельностью обстоит еще хуже, поскольку на внешнем рынке товары неконкуретноспособны.
Ограниченный экспорт
По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, сейчас главная задача государства перед АПК — формирование конкретных целей и задач для отрасли.
«На уровне страны нет ориентира и прогнозов по рынку, поэтому сельхозпроизводители ориентируются на собственное представление о формировании рынка. В результате, по различным видам продукции возникает то дефицит, то профицит. Сейчас все говорят об экспорте, но он в любом случае ограничен, в частности, внешним спросом и бесконечно его развивать нельзя. Минсельхоз должен четко определиться с целеуказанием — что производить, в каких объемах», — подчеркнул Лисовский.
В качестве примера он привел ситуацию с зерновыми. На уровне производителей уже пришло понимание, что одной монокультурой заниматься опасно, но на уровне госполитики выпуск не регулируется, говорит представитель Совета Федерации.
Хорошим подспорьем для производителей был бы ресурс в Интернете, позволяющий увидеть долгосрочные возможности по экспорту, считает заместитель генерального директора ООО «МЭЗ Юг Руси» Сергей Каменецкий.
«Начать можно с улучшения качества нашей статистики, если говорить о малозатратных методах поддержки. Нет у нас нормальных данных в аграрном секторе, нормы потребления, прогнозов и так далее», — отметил он.
Необходимо не только ставить цели на уровне государства и ориентироваться на экспорт, но и увеличивать роль игроков рынка в принятии законодательных решений, подчеркивает Аркадий Злочевский из РЗС.
«Проблема не в координации, а в том, что у нас отсутствуют механизмы аккредитации бизнеса во власти. Решения все равно принимаются без участия бизнес-сообщества. Более того, они в этом сообществе не освещаются», — пояснил он.
Зерновой вопрос
В Ростовской области отмечается сокращение производства сельскохозяйственной продукции на 10,2% по итогам января-августа 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. С начала текущего года хозяйствами всех категорий произведено продукции на 137,4 млрд рублей. При этом в среднем по России рост этого показателя составляет 2,6%.
Ключевой точкой роста для Ростовской области является экспорт зерна — на него приходится половина поставляемых из региона товаров. Возможности для таких поставок дает не только спрос на продукцию, но и растущие объемы производства зерна, отмечал ранее губернатор Ростовской области Василий Голубев.
«За последние пять лет производство зерна выросло более чем вдвое, до 13,5 млн тонн в 2017 году. Для его реализации необходимо эффективно использовать транспортные ресурсы. Около 50% областного экспорта составляет сельхозпродукция. Сегодня донское зерно и продукты его переработки поставляются больше, чем в 60 стран», — сказал Голубев.
По данным пресс-службы губернатора, в 2017 году грузооборот в границах Азово-Донского бассейна составил 32 млн тонн, при этом экспорт зерновых и масел вырос почти на 40%.
При этом в регионе работают на перспективу — региональные власти убеждены, что при высоком урожае Ростовской области необходимы дополнительные производственные мощности для переработки зерна, отмечал замгубернатора региона Виктор Гончаров.
«В проекте «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» определены приоритетные отрасли инвестирования. Среди них — переработка зерна. Для организации производств по переработке зерна определены как агроиндустриальные полюса роста преимущественно Сальский, Миллеровский, Морозовский районы», — пояснил он.
При этом в «Стратегии 2030» обозначен целый ряд амбициозных задач в сфере АПК: увеличение производства продукции сельского хозяйства планируется в 1,7 раза — до 500 млрд руб. Также запланирован трехкратный рост экспорта продукции агропромышленного комплекса — до 12 млрд долларов США.
Международная выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой продукции «ЮГАГРО» проходила с 20 по 23 ноября 2018 года в краснодарском выставочном комплексе «Экспоград ЮГ» в 25-й раз. В ней участвовали более 650 компаний из 35 стран мира, общая площадь экспозиции превышала 65 000 кв. м.
Отечественные компании составили 72% от общего числа участников. Среди участников выставки — ведущие производители и дистрибьютеры из России, Казахстана, Австрии, Великобритании, Италии, Франции, Чехии, Израиля, Индии и многих других стран. Компании из Германии и Турции были объединены в составе национальных павильонов. Свыше 100 компаний приняли участие в выставке впервые.