Часть чего-то большего: как проходит реализация РТК на Дону

Транспортные артерии Ростовской агломерации (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Батайск и Аксай) традиционно являются наиболее загруженными в Ростовской области. Для их разгрузки от транзитного потока и создания условий для надежного сообщения с Краснодарским краем, регионами Донбасса и Новороссии в субъекте реализуется проект «Ростовское транспортное кольцо» (РТК). Два участка РТК, автодороги «Западный обход» и «Северный обход», входят в состав еще более масштабного инфраструктурного проекта «Азовское транспортное кольцо» — скоростной автомагистрали вокруг Азовского моря протяженностью более 1,4 тыс. км с четырьмя полосами движения. РБК Ростов разбирался, на какой стадии строительства сегодня находится ростовская часть крупного дорожного проекта на Юге России и как РТК повлияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет Ростовской области и создание новых рабочих мест.
В состав РТК входят автодороги «Северный обход», «Западный обход», «Южный обход», транспортная развязка дороги А-280 «Ростов-Таганрог», «Западное шоссе» и дорога в обход города Аксай. Формирование Ростовского транспортного кольца предполагает реконструкцию въездов в Ростов-на-Дону. Так, в 2022 году была завершена реконструкция Южного подъезда к городу с устройством 6-полосной автодороги, соединяющей Ростов и Батайск. В 2024 году в рамках реализации инфраструктурного проекта «Строительство Северного радиуса в составе Ростовского транспортного кольца» за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита было завершено строительство двух транспортных развязок взамен существующих кольцевых пересечений (Родионовская и Щепкинская) и начато строительство двухуровневой транспортной развязки в районе СНТ «Гайдары» со сроком завершения работ в ноябре 2025 года. Также, в декабре 2024 года было завершено строительство первого этапа «Западной хорды». Протяженность дороги составила 4,75 километра.
В апреле 2025 года начались работы по реконструкции «Северного обхода» Ростова-на-Дону на участках между транспортными развязками протяженностью 8,45 км. Проектной документацией предусмотрено доведение параметров автодороги до I технической категории с четырьмя полосами движения. Срок завершения работ — ноябрь 2027 года. Отмечается, что для завершения формирования РТК необходима реализация второго этапа автодороги «Западная хорда» протяженностью 7,5 км. В настоящее время осуществляется разработка проектной документации на реконструкцию Щепкинского въезда в донскую столицу. Ее разработку планируют завершить до конца 2025 года, а приступить к реализации — в 2026 году. В дальнейшем предстоит разработать проектную документацию на реконструкцию Северного въезда в Ростов-на-Дону со строительством транспортной развязки в разных уровнях на пересечении пр. Шолохова и ул. Малое зеленое кольцо, а также Темерницкого въезда в Ростов со стороны «Северного обхода».
Министерством транспорта Ростовской области в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности предоставления региону капитального гранта на строительство второго этапа «Западной хорды» в размере 10 млрд руб. из средств федерального бюджета в 2026 году. В Федеральное дорожное агентство подана и в настоящее время находится на рассмотрении заявка на участие в отборе проектов, реализуемых субъектами РФ.
Как сообщили РБК Юг в региональном министерстве транспорта, перераспределение транспортных потоков по новому маршруту увеличит туристическую привлекательность территорий вдоль побережья Азовского моря, а развитие транспортной инфраструктуры позволит сформировать предпосылки для социально-экономического развития региона. После реализации Ростовского транспортного кольца прогнозируется приток инвестиций в регион, увеличение налоговых отчислений в бюджет субъекта и создание новых рабочих мест.
Основная часть транспортного маршрута по территории Ростовской области уже сформирована и проходит по участкам автодорог регионального и федерального значения, в том числе входящих в состав РТК. Это автодорога «Северный обход» протяженностью 33 км, автодорога «Западная обход» протяженностью 12,3 км, а также два участка автодорог федерального значения — М-4 «Дон» и Р-280 «Новороссия». В период 2025 — 2027 годов на участке автодороги Р-280 «Новороссия», входящей в состав «Азовского транспортного кольца», предусмотрено проведение капитального ремонта на участках км 45+000 — км 54+000, км 103+000 — км 108+850 с увеличением числа полос движения с двух до четырех. На участке автодороги М-4 «Дон» км 933 — км 1024, также входящей в состав «Азовского транспортного кольца», планируется приступить к масштабной реконструкции с увеличением числа полос движения с четырех до шести — на участке автодороги Северный обход до 30 ноября 2025 года завершится строительство двухуровневой транспортной развязки в районе СНТ «Гайдары». В апреле 2025 года запланировано начало работ по реконструкции на автодороги на участках между транспортными развязками с двух до четырех полос движения общей протяженностью 8,45 км. Срок завершения работ — ноябрь 2027 года.
Другие материалы читайте в свежем выпуске журнала РБК+Юг и Северный Кавказ