Совфед предложил масштабировать программу агроклассов в регионах
Совет Федерации выступил с инициативой по расширению программы создания агроклассов в регионах. Как заявил член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Борис Хачиров, эта мера призвана решить проблему острого дефицита квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе (АПК) страны. Заявление прозвучало в рамках пленарного заседания «Будущее села: как обеспечить сельское хозяйство юга России квалифицированными кадрами», организованного Медиа Группой РБК Юг и Северный Кавказ на выставке «ЮГАГРО».
По словам сенатора, агропромышленный комплекс сегодня является одной из самых высокотехнологичных отраслей экономики, и его бурное развитие в последние годы во многом обусловлено активной работой в сфере законодательного регулирования. Однако, несмотря на успехи, вопросы повышения кадрового потенциала АПК остаются в центре внимания комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации.
Борис Хачиров отметил, что на протяжении многих лет в стране наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве, и дефицит квалифицированных специалистов стал одной из ключевых проблем.
«Отрасль становится все более технологичной, требуются прежде всего специалисты высшей категории, способные работать в таких областях, как генетические технологии, селекция, сельскохозяйственное машиностроение, робототехника, органическое сельское хозяйство, биотехнологии и технологии умного земледелия», — подчеркнул он.
В связи с этим сенаторы провели активную работу по вопросу реализации федерального проекта «Профессионалитет» в сфере АПК субъектов РФ, а также проработали вопрос создания новых кластеров в рамках этого проекта. В резолюции комитета Минсельхозу России и исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано активизировать работу в сфере ранней профессиональной ориентации школьников по направлению «сельское хозяйство».
В частности, предложено открывать агротехнологические классы в рамках нового федерального проекта кадров АПК и национального проекта технологического обеспечения продовольственной безопасности. Отмечено, что во многих регионах подобные профильные агротехнологические классы уже успешно функционируют и знакомят учащихся с современными направлениями сельхоздеятельности.
Проект «Профессионалитет» предусматривает создание образовательно-производственных кластеров, где обновляется учебная база, а предприятия и работодатели в тесном контакте с колледжами готовят своих будущих сотрудников.
Однако, по мнению Хачирова, для дальнейшего развития необходимо доработать образовательные программы всех уровней в соответствии с запросами регионов, обновить материально-техническую базу учебных заведений с учетом достижений научно-технического прогресса и внедрения эффективных технологий.
«Невозможно подготовить квалифицированного специалиста без надлежащей практической подготовки. Должны функционировать учебные хозяйства и серьезная современная техника, которая должна быть не только у работодателя, где проходят практику студенты, но и в каждом вузе. Нужно сформировать современную и комфортную техническую среду», — заявил сенатор, добавив, что вопрос финансирования грамотного образования также остается актуальным.
Агротехнологические классы — это специализированные профили для учеников 7-11 классов, где углубленно изучаются предметы (биология, химия, математика, физика и др.), необходимые для поступления в аграрные вузы и колледжи.
Их создание является частью инициативы «Кадры в АПК» Министерства сельского хозяйства России, реализуемой в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».
Главная цель проекта — к 2030 году укомплектовать предприятия агропромышленного комплекса кадрами до 95% и сделать отрасль привлекательной для молодых специалистов с высоким уровнем подготовки.
С 1 сентября 2025 года по всей стране открылись 585 таких классов. Порядок их создания, критерии для выбора школ и список необходимого оборудования определены в методических рекомендациях, разработанных Минсельхозом на основе пилотного проекта, запущенного в восьми регионах в 2024-2025 учебном году.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен