Анна Касьяненко: «Производство молока — развивающаяся отрасль»
По итогам 2018 года Ростовская область стала пятым регионом в стране по производству молока. Как рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Дона Константин Рачаловский, хозяйствами всех категорий было произведено 1 млн 96 тыс. тонн молока. Доля региона в общероссийском объеме производства составила 3,5%, в том числе товарного молока — 2,1%.
По данным управления информполитики правительства Ростовской области, в 2018 году на Дону собрали 10,1 млн тонн зерна. Это на 2,2 млн тонн меньше, чем по итогам 2017 года.
По состоянию на 28 июня текущего года, собрано уже 1,5 млн тонн зерна нового урожая. Как отметил первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров, уже убрано 465 тыс. га, что составляет 14% от всего количества уборочных площадей. Средняя урожайность равняется 33,3 ц/га (на два центнера больше, чем в 2018 году).
О том, как развитие АПК в Ростовской области выглядит не только в отчетах, РБК Ростов рассказала генеральный директор сельскохозяйственной компании «СКВО» Анна Касьяненко.
Несмотря на то, что поголовье крупного рогатого скота незначительно растет, многие эксперты сходятся во мнении, что сейчас на Дону животноводство скорее стагнирует. Вы с этим согласны?
— Действительно, в течение последних нескольких лет производство молока становилось менее рентабельным из-за роста цен на корма и расходов на содержание животных на фоне неизменных цен на готовую продукцию.
Поставки в Россию импортного молока низкого качества по низкой цене вынуждают производителей снижать отпускные цены, что грозит не только снижением рентабельности, но и получением прямых убытков.
В нашем хозяйстве на данный момент молочное производство — это развивающаяся отрасль. Доход пока не настолько высок, как хотелось бы.
Можно ли сказать, что у молочного животноводства на Дону нет особых перспектив?
— Перспективы развития у отрасли, безусловно, есть. Например, на нашем предприятии поголовье крупного рогатого скота растет каждый год — в прошлом году стадо насчитывало 2 тыс. животных, планы на этот год — довести показатель до 2,5 тыс. голов. Основные покупатели — молочные комбинаты Ростовской области и юга России, которые реализуют уже готовую к потреблению продукцию.
Мы стремимся вывести молочное животноводство на стабильный уровень доходности. Производители не могут влиять на цены, но могут влиять на себестоимость продукции. Сейчас работаем именно над этим: пополняем стадо, увеличиваем общий надой, улучшаем условия содержания животных и т.д.
Летом 2018г. было зафиксировано падение цен на пшеницу. Какие прогнозы на этот год — цена продолжит снижаться или может вырасти?
— В настоящий момент, когда урожай только начали убирать, сложно что-либо спрогнозировать. На ценообразование сельхозпродукции влияют различные факторы, начиная от заблаговременного прогноза и заканчивая валютным курсом рубля.
Конечно, мы сотрудничаем с компаниями, анализирующими рынок, но окончательные прогнозы, как правило, складываются после коммуникации с крупными трейдерами. Конкретно говорить, например, что в сентябре цена будет 10 руб., а через месяц — 14, пока рано.
На мой взгляд, цена на зерно будет ниже, чем в прошлом году — здесь прямая корреляция с объемом производства. По некоторым данным, в этом году у производителей будут проблемы с качеством зерна из-за тяжелых погодных условий, которые были зимой и весной.
Прошлым летом в России резко выросла стоимость топлива, из-за чего сельхозпроизводители говорили о необходимости повышать цены на свою продукцию, а кто-то просто подсчитывал убытки. Как на донском АПК отразился скачок цен на топливо?
— Топливо — это, безусловно, проблема, но она относится к разряду тех, с которыми нужно просто научиться работать. Поэтому у себя на предприятии мы пошли по пути централизации наших ремонтных мастерских — построили еще одно ремонтное отделение с целью упрощения логистики по территории хозяйства. Это позволило существенно сократить издержки такого плана. Кроме того, мы приобретаем более мощную и производительную технику, что тоже снижает накладные расходы.
В последние годы активно обсуждалась тема импортзамещения сельхозтехники. На ваш взгляд, насколько это реально?
— Для выполнения основных технологических операций мы приобретаем в основном импортную технику. Да, она дороже отечественной, но и надежней и является более производительной. К сожалению, отечественные поставщики оборудования в целях снижения цен прибегают к снижению качества продукции.
Например, у нас сейчас работают комбайны и тракторы, которые мой отец завез более 20 лет назад, они по сей день в строю. Это американская техника, до сих пор с оригинальными запчастями, с деревянными подшипниками. К сожалению, не вся российская техника может таким похвастаться. Но если так сложится, что надо будет замещать — будем замещать.
При этом нельзя сказать, что у нас все плохо, а за рубежом все хорошо, или наоборот. Если семена подсолнечника мы приобретаем импортные, потому что они генетически более устойчивы к различного вида болезням, то элитные семена пшеницы закупаем у отечественных семеноводов. Каждый руководитель сам определяет с каким набором техники и материалов ему работать — в зависимости от того, какие производственные цели он преследует.
По данным системы СПАРК, СЗАО «СКВО» было зарегистрировано в 1992 году в Зерноградском районе Ростовской области. Основной деятельностью компании является выращивание зерновых культур, а также производство молока и мяса.
Полный текст интервью читайте на РБК+