Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Лида Железняк: «Почему-то у художников всегда спрашивают про заработки»

Художница Лида Железняк рассказала РБК Ростов о своем проекте по росписи ветхих стен, о способах заработка для художника и возможностях сотрудничества с властями
Фото: Лида Железняк
Фото: Лида Железняк

Лида Железняк — 25-летняя художница из Ростова-на-Дону. Окончила художественное училище им.Митрофана Грекова по специальности станковая живопись.

В октябре 2018 года совместно с кофейней «Книжный» запустила проект «Город», в рамках которого расписала старые стены в центре Ростова репродукциями картин великих художников. Три из 12 работ были закрашены.

О «Городе»

— Как возникла идея расписывать стены классическими полотнами?

— Я совершенно случайно познакомилась с ребятами из кофейни «Книжный», когда они только открылись на Кировском. Пообщались, я принесла свои работы и оказалось, что с Женей (Евгений Литвиненко, владелец кофейни — прим. ред.) мы на одной волне. В этом помещении была большая галерея, мы сделали там выставку вместе с моей подругой-скульптором. После этого девушка Женя из команды «Книжного» предложила попробовать сделать в городе что-то похожее на питерские фрески.

Друзья «Книжного» предоставили стену на Кировском, мы нарисовали репродукцию картины Уильяма Бугро, получили положительные отзывы и продолжили.

Адольф-Уильям Бугро «В раздумьях»
Адольф-Уильям Бугро «В раздумьях»

— Городские власти на это как-то отреагировали?

— Нас поддержали. В ноябре 2018 года мы сами связались со знакомыми в администрации Кировского района. Нам обещали обсудить нашу идею с главой района, а при следующей встрече сказали негласное «да». Поддержали без официальной расписки, что нам можно делать все, что только захотим.

— И что было потом?

— Следующую картину закрасили (смеется). Но это была наша ошибка. Мы выбрали купеческий дом на пересечении Кировского и ул.Суворова, не зная, что он является достопримечательностью. Начали рисовать, нас поругали, мы извинились. Поняли, что не везде можно рисовать.

Все работы Лиды Железняк в рамках проекта «Город»:

1. Пр.Кировский, 51. Альма-Тадема Лоуренс «Сапфо и Алкей».

2. Пр.Кировский, 53. Адольф-Уильям Бугро «В раздумьях».

3. Ул.Пушкинская, 176. Караваджо «Лютнист».

4. Ул.Пушкинская, 173. Адольф-Уильям Бугро «Девочка с букетом» (закрашена).

5. Ул.Пушкинская, 132. Жоан Бруль «Ноа с цветами».

6. Ул.Пушкинская, 45. Этьен-Адольф Пиот «Девочка за чтением».

7. Ул.Пушкинская, 118. Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой».

8. Ул.Горького, 166. Жак-Луи Давид «Автопортрет».

9. Ул. Семашко, 55. Иллюстрация к роману «Тихий Дон» (закрашена).

10. Ул. Большая Садовая, 46. Альма-Тадема Лоуренс «Фригидариум».

11. Пересечение пр. Кировский и ул. Суворова. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (закрашена).

12. Ул. Суворова, 36. Караваджо.

— Как обычно происходит процесс появления новой картины?

— Сначала выбираем место. Обычно мы гуляли среди старого фонда, по ул.Пушкинской и Суворова, и выбирали все, что плохо выглядит и где реально что-то нарисовать. Кирпичные стены, например, мы выбрать не можем, они не подходят из-за выемок.

После того, как с местом определились, договариваемся, что встречаемся в 4 утра, берем краски, едем на место вместе с Женей [Литвиненко]. Утром — потому что в другое время много людей, это отвлекает. Я не люблю зевак — у меня и так выплеск адреналина, когда рисую, потому что понимаю, что делаю это немножко незаконно (смеется). На рисунок у меня есть пара часов. Мой рекорд — 1 час 30 минут на картину Караваджо «Лютнист».

Караваджо «Лютнист»
Караваджо «Лютнист»

— Были ли какие-то критичные моменты во время рисования, например, стычка с коммунальщиками?

— Во время самого процесса — нет. Но за этот проект началась война, когда закрасили иллюстрацию к «Тихому Дону» Шолохова на ул.Семашко. Увы, это был не Кировский, а Ленинский район, наша ошибка была в этом. Но я ходила мимо этой стены каждый день и поняла, что мне больше не хочется на нее смотреть. Мы ее почистили, покрасили и нарисовали казаков с цитатой из романа: «Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается и верит в свое дело». Картина продержалась меньше недели.

Я была в Москве, когда мне прислали видео, как какой-то дедуля закатывает картину в краску. Мне стало очень больно, даже не оттого, что я потратила много сил, а от отношения — когда хочется сделать лучше, а это никому не нужно. До этого стояла обычная грязная стена, никому не было дела.

Иллюстрация к роману «Тихий Дон»
Иллюстрация к роману «Тихий Дон»

— Интересно, что чувствовал человек в тот момент, когда закрашивал картину.

— У него спросил кто-то: «Что вы делаете? Красиво же!». Он подтвердил: «Ну да, красиво, но мне сказали, я делаю».

В этой ситуации был один плюс — больше людей узнали об этом проекте. Благодаря СМИ и постам в соцсетях мы охватили больше аудитории и еще сильнее заинтересовали администрацию. Сейчас идут разговоры о том, чтобы охватить и Ленинский район, это тоже хорошо.

— Но это не единственная закрашенная работа?

— Да, «Девочку с букетом» Адольфа-Уильяма Бугро тоже закрасили, она самая пострадавшая. Сначала ее просто измазали, я приезжала поправлять, а Женя смеялся, что я как плохой преступник во второй раз вернулась на место преступления. Через месяц ей выцарапали глаза, у меня уже не было сил исправлять. В итоге ее просто закрасили коммунальщики в какой-то непонятный цвет, а потом, видимо, медколледж, который стоит рядом, покрасил в адекватный. Как будто и не было ничего.

Адольф-Уильям Бугро «Девочка с букетом»
Адольф-Уильям Бугро «Девочка с букетом»

— Недавно в своем аккаунте в Instagram вы рассказали о личной встрече с новым главой Кировского района Наталией Симаченко. О чем говорили?

— О том, чтобы находить альтернативные места для росписи и делать это законно, может, даже с какой-то пользой для администрации. Круто, что власти «за», что они поддерживают нашу идею и хотят ее развивать. Во многом это благодаря новому главе района, — она понимающая, очень классная женщина.

Сейчас наше сотрудничество находится на той стадии, когда мы пытаемся понять, как точно находить эти места. Например, в течение этого года нам предлагали забор на Шолохова, забор у дороги на Парамонах, где рисовать невозможно, другие неподходящие поверхности. Понятно, что власти хотят все это украсить, потому что народ недоволен. Но у нас нет ресурсов, чтобы это сделать, — невозможно нарисовать что-то на 20-метровом железном заборе. Там надо просто поставить нормальный забор, а не красить его.

— Вы один из немногих примеров художника, который захотел и смог попасть в кабинеты чиновников. У рэпера Oxxxymiron есть трек «Башня из слоновой кости», где он спрашивает, «может ли творец жить в башне из слоновой кости, вхожим быть во дворец или яро против вельмож или сохранять свой нейтралитет». Как вы бы ответили на этот вопрос?

— Если это полезно и нужно обеим сторонам, то творец может быть вхож во дворец. Упираться и говорить о том, что все плохо и каждый человек во власти плохой — это не моя позиция. Я понимаю, что наша система сейчас не очень хороша, но не нужно всех подводить под одно определение. Представляете, если бы я на вашу просьбу об интервью отказала со словами, что все журналисты одинаковы? Это уже говорит о какой-то неадекватности и неуважении к другому человеку, затрагивает не один только мир искусства, это про в принципе отношения всех людей.

Видимо, у меня такой характер — я могу договориться (смеется). Не люблю категоричность, там, где можно быть мягче. Если бы я пришла в администрацию, а там меня встретила грымза, которая бы меня послала, я бы развернулась и ушла. Но тут я вижу шаг в мою сторону и получается симбиоз. Не все это поддерживают, многие даже скажут, что я не творец.

О жизни

— Как можно описать то, чем вы сейчас занимаетесь? Можно сказать, что вы «работаете художником»?

— Грубо говоря, да. Сейчас я арендую мастерскую и нахожусь на стадии официального оформления ИП, потому что я даю другим людям продукт. Да, он неординарный, необычный, но это продукт.

Фото: Лида Железняк

— Аренда мастерской — это важное условие для вашей работы? Есть мнение, что художнику не нужен «офис», можно творить и дома.

— Смотря какой художник. Если ты занимаешься миниатюрой, то тебе нужна только комната или просто отдельный стол. Но я люблю масштабы — дома мне было тяжело, пространство меня ограничивало. Сейчас у меня есть отдельное место, где я могу быть собой. Я прихожу в эту атмосферу, настраиваюсь и творю.

— Как именно вы пришли к решению об аренде?

— Сначала я решила работать только на себя — и ушла из фирмы, где проработала около полутора лет. Я работала с человеком, который занимался росписью стен в Ростове. Именно там я получила знания, как работать со стеной, какая должна быть подготовка, что нужно для того, чтобы краска не осыпалась. Но я поняла, что не люблю быть под чьим-то руководством, ушла и кинула себя в океан — нашла мастерскую и подписала договор аренды.

Поняла, что выбора у меня нет, платить деньги надо, жить на что-то надо. И просто сама стала развивать себя. Конечно, сначала это была абсолютная паника, но когда ты себя выдираешь из зоны комфорта, ты начинаешь мыслить по-другому. Ты подписал договор, уже не отвертеться, тебе нужна определенная сумма, ты ее ищешь и находишь. У меня так работает, у кого-то, может, по другому.

Фото: Лида Железняк

— За счет чего вы сейчас зарабатываете?

— Картины и росписи — основной заработок. Заказчики — по всей стране и даже за ее пределами, пара работ есть в Европе.

Почему-то первый вопрос к художнику всегда: «Как у тебя получается зарабатывать?». В начале пути тебе необходимо бывает прогнуться как творческому человеку, чтобы угодить заказчику и заработать какие-то деньги. В начале это было так — я зарабатываю деньги, мне это нравится, но не приносит рост как художнику. А есть то, что рост приносит. И сейчас я плавно передвигаюсь, почти уже передвинулась к тому, чтобы зарабатывать тем, в чем для меня есть самовыражение. Чтобы ко мне приходили за моим стилем.

— Как о вас узнают?

— В основном через Instagram и сарафанное радио. Год назад я не хотела вкладываться в рекламу, думала, что это бесперспективно. Но сейчас я думаю, что если мне будет нужно и я захочу расшириться, то просто настрою таргет в Instagram.

— В Ростове есть арт-тусовка? Насколько она развита?

— Думаю, она в состоянии зародыша. На пальцах можно пересчитать тех, кто есть, потому что город маленький. У меня уже были мысли, что мне достаточно тесно в Ростове, я понимаю, что скоро вырасту. И тут есть два варианта: работать на другие города и страны, находясь здесь, потому что тут мне комфортно, или переехать за новыми ощущениями и заказчиками. В основном все переезжают в Питер, даже у нас в училище была тенденция — после Ростова все сразу уезжали доучиваться.

— Какие у вас планы на будущее?

— Сделать новую выставку в другом городе. Мне интересно ради опыта прощупать эту структуру.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Ростов-на-Дону
В Белгородской области беременная погибла при обстреле Новой Таволжанки Политика, 13:09
Песков обвинил ВСУ в сознательном убийстве военкоров после гибели Еремина Политика, 13:01
Пашинян сообщил, когда российские силы покинут границу с Азербайджаном Политика, 12:58
NYT узнала о допуске китайских пловцов на ОИ в Токио, несмотря на допинг Спорт, 12:51
Где расширить бизнес: топ-11 лучших мировых выставок франшиз в 2024 году РБК Франшизы, 12:43
В Харькове прозвучал взрыв Политика, 12:42
«Страна» назвала имена мужчин, расстрелявших полицейских на Украине Общество, 12:30
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В США умер мужчина, совершивший суицид у здания, где судят Трампа Общество, 12:23
Стало известно расписание заключительных четырех туров сезона РПЛ и Кубка Спорт, 12:22
В Москве в машине вице-президента Федерации бокса Ингушетии нашли оружие Спорт, 12:15
Захарова назвала гибель Еремина местью за исполнение журналистского долга Политика, 12:12
Появились кадры нападения военных на полицейских в Винницкой области Политика, 12:07
Конгресс США одобрил продление закона о слежке за иностранцами Политика, 12:01
СК возбудил уголовное дело об убийстве предпринимателя в Балашихе Общество, 11:48