Менеджер Bonduelle: как иностранная компания переживает российский кризис
ГК Bonduelle в Краснодарском крае принадлежит 2 завода: в г.Тимашевске (ООО «Кубанские консервы», мощность 100 млн усл. банок в год) и в ст.Новотитаровской (ООО «Бондюэль-Кубань», мощность 120 млн усл. банок). По итогам прошедшего производственного года заводы показали рекордные итоги и увеличили выпуск консервов на 5% до 237 млн банок.
Сергей, первый и самый актуальный вопрос: как экономический кризис повлиял на работу компании в России? С одной стороны, Bonduelle в РФ локализовала производство и получает выручку в рублях. С другой, вы закупаете семена и материалы для производства консервов за границей за валюту. Как валютные колебания отразились на экономики компании?
В структуре нашей себестоимости валютная составляющая достигает 70%, потому что цена банки номинирована в евро и привязана к евро. Основная проблема консервной промышленности заключается в том, что большую часть себестоимости (или почти половину) составляет сама банка, а не ее содержимое. Эта банка производится из металла , который выпускается только за рубежом: в России такого металлического листа просто не выпускают.
Дальше переходим к семенам. Это второй фактор по влиянию на себестоимость. Далее - это средства защиты растений и удобрения. Здесь есть российские поставщики, но они также ориентируются на колебания валют и смотрят на ценообразование на экспортных рынках. Все современное оборудование, которое мы сегодня используем, оно также импортное, закупается в валюте.
И в итоге все эти составляющие привели к какому росту себестоимости в этом году?
Порядка 50% с плюсом.
Цену вы также увеличили на 50%?
Нет, конечно. Потребительский рынок не смог бы перенести такое повышение цены. В целом рост цены в сумме не превысил 30%. Мы не можем полностью переложить все свои риски на потребителя, ведь есть порог чувствительности к цене. Нас просто перестанут покупать, не смотря на качественную продукцию и любовь к нам.
После введения продуктового эмбарго стали ли вы чувствовать себя «вольготнее» на полках магазинов? Ушли ли с рынка какие-то ваши конкуренты-импортеры?
Ничего не изменилось. Практически все производители консервной продукции остались в магазинах. Зато эмбарго коснулось замороженной продукции, производимой компанией «Бондюэль» в Польше. Это всего 1% нашего оборота. Но мы сейчас изучаем возможности по инвестированию в замороженный бизнес в России.
Насколько для этих целей подходит Краснодарский край?
Конечно, для нас было бы интересно организовать бизнес по заморозке овощей именно в Краснодарском крае. Если это моделировать на Кубань, можно было бы создать дополнительный цех на одном из наших заводов. Но здесь есть небольшие ограничения с точки зрения климата. Не все овощные культуры, которые «Бондюэль» использует для заморозки, могут легко у нас расти, с чем-то очень трудно. Например, капуста брокколи, цветная капуста, шпинат, зеленая фасоль. А для нас важно всегда иметь стабильную поставку и загрузить производство на максимальный объем. Еще одна проблема: для создания производства должен быть рынок, который готов потреблять эту продукцию. Пока мы его тоже не видим. Так что на сегодняшний день решения нет. Есть виденье, что это необходимо, но вопрос когда и где пока открыт.
А продуктовое эмбарго повлияло на закупку сырья для консервов? Насколько мне известно, раньше вы закупали в Европе фасоль для консервации.
Фасоль мы раньше привозили не из Европы, а из США и Канады. Но после августа 2014г. нам пришлось переключить потоки на страны, которые не попали в «запретный лист». Это Аргентина и Китай. Но в конце концов мы остановились на Китае, потому что он производит сырье лучше по качеству.
Это как-то повлияло на цену?
Мы искали полный эквивалент с точки зрения качества. Но по цене мы даже выиграли. Если сначала китайские производители предполагались как более высокие по цене, то в последствии переговоров и заявленных объемов мы достигли уровня цен США и сейчас эти цены снижаются дальше.
То есть вы абсолютно безболезненно перешли на разрешенного поставщика?
В целом да, за исключением той суматохи , которая была в августе. Нам по началу быстрей удалось переключиться на Аргентину, но по нашим тестам и требованиям к качеству, она оказалась достойна бренда «Глобус», а для «Бондюэль» больше подошел Китай.
Фасоль в вашем объеме производства занимает лишь 10%. Еще 60% - кукуруза и 30% - зеленый горошек. С этими культурами возникли какие-то проблемы? Какую часть из них вы производите на месте, а какую - закупаете за границей?
100% кукурузы для наших заводов выращивается здесь, в Краснодарском крае. Более того, мы выращиваем больше, чем продается в России, и даже поставляем свою кукурузу в Казахстан и страны средней Азии, практически во все страны бывшего СССР (кроме Прибалтики и Украины). Собственного горошка у нас примерно 65%. То есть еще 35% мы можем локализовать. Что это означает? То, что мы можем еще инвестировать в мощности по производству гороха и соответственно нам понадобятся дополнительные площади для выращивания.
В перспективе мы планируем перейти на 100%-ную локализацию гороха. Но это не текущий и даже не следующий год. Это может занять до 5 лет. По кукурузе как я уже говорил, мы локализованы на 100%, но дальнейший рост будет зависеть от рынка. Пока что мы видим спад потребительского спроса. Но если будет рост — мы готовы увеличивать и выращивание, и производство.
Для производства дополнительных объемов зернобобовых вы собираетесь привлекать местные хозяйства или же выращивать самостоятельно?
Сегодня мы самостоятельно обрабатываем 10 тыс. га посевов. Еще 1,5 тыс. га - это наши партнерские программы с фермерами. И под новые проекты мы также планируем привлекать наших партнеров-фермеров. В Европе у компании «Бондюэль» большая часть всего сельского хозяйства (99%) — это партнерские проекты. Оставшийся 1% - это скорее какие-то собственные тестовые поля, в том числе для селекционных разработок.
Каковы рынки сбыта продукции, которая производится в Краснодарском крае?
Мы распространяемся по всем регионам. При этом наша главная цель — стоять на полках в любом городе РФ по одной цене. Это не просто. Есть логистическая составляющая — стоимость доставки до потребителя. Вы прекрасно понимаете, что для клиентов Дальнего Востока она тяжелее, чем для Краснодарского края. Конечно, нам выгоднее продавать здесь, чем на Дальнем Востоке. Но так как мы стараемся присутствовать максимально во всех регионах и быть представленными в полном ассортименте, мы просто частично берем затраты на логистику на себя.
А в Крым вы поставляете свою продукцию или принципиально нет?
Хороший вопрос. Я не помню, чтобы у нас были прямые контракты с Крымом. Но я уверен, что там работают наши дистрибьюторы.
Сегодня одна из главных проблем для российского АПК — это отсутствие отечественных семян и гибридов. Есть культуры, по которым на импорт приходится до 100%. Например, сахарная свекла. Как обстоят дела с семенами кукурузы и зеленого горошка?
Сахарная свекла уже сдвинулась с мертвой точки, я знаю хозяйства, которые сейчас над этим работают и уже получают результат. У нас, к сожалению, практически 100% - это импортные семена.
Какие-то перспективы заметь их на отечественные в ближайшие годы есть?
Перспективы есть в горохе. По кукурузе мы таких перспектив, к сожалению, не видим. Весь опыт развития семеноводства кукурузы в России основан на кормовых сортах. По сладкой кукурузе не велось даже никаких разработок. Чтобы их начать, нужна серьезная инициатива и со стороны государства, и со стороны научного сообщества. Горох же выращивали еще в СССР и здесь есть результаты: есть определенные сорта, которые не забыты и развиваются, мы их тоже используем. Но в пропорциональном отношении это не так много — всего 5% отечественных семян. Остальное — импорт. И все же думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что значительная часть семян будет уже отечественного производства.