Ингушетия утвердила однолетний бюджет с дефицитом 1,8 млрд рублей
Юнус-Бек Баматгиреевич, этот год стал тяжелым для всей экономики России. Расскажите, как это отразилось на собираемости налогов и наполняемости бюджета республики?
Как и вся страна, республика ощутила кризис. Однако, несмотря на все трудности, Ингушетия сумела сохранить темпы роста по налоговым и неналоговым платежам. Так, на 1 ноября 2015г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 14,1% или 266,5 млн руб.
Кроме этого, в республике вводятся в эксплуатацию промышленные и сельскохозяйственные объекты, которые также вносят вклад в увеличение доходной части казны. Также, этому способствуют и инвесторы, привлекаемые в республику. Несмотря на тяжелый год, ситуация находится под контролем и наблюдается положительная динамика собираемости налоговых и неналоговых платежей.
В этом году вся Россия переходит на годовой бюджет вместо планового. Какие параметры бюджета запланированы на 2016г. в Ингушетии?
Да, действительно, в соответствии с новшествами в бюджетном законодательстве, проекты бюджетов могут составляться и утверждаться на 1 год. Наш бюджет не исключение. Доходы республики в следующем году составят 23 млрд 580 млн руб. Расходы при этом запланированы в объеме 25 млрд 440 млн руб. Таким образом дефицит республиканской казны составит 1,8 млрд руб.
По сравнению с ожидаемыми результатами исполнения бюджета на 2015г., какой рост или снижение планируется по доходам и расходам в 2016г.?
Рост доходов в 2016г. ожидается в размере 691,5 млн руб. В целях увеличения поступлений разработаны антикризисные мероприятия с привлечением ряда территориальных федеральных и республиканских органов исполнительной власти. Их совместная работа дает положительный результат как в увеличении поступлений налоговых и неналоговых платежей, так и в погашении недоимки по налогам. Соответственно, расходная часть бюджета напрямую зависит от поступления доходов.
А каковы источники покрытия дефицита бюджета?
Источником покрытия дефицита в 1,8 млрд руб. предусматриваются кредиты от банков. Но стоит отметить, что указанные параметры бюджета могут быть изменены в течение финансового года вследствие сокращения бюджетных расходов, увеличения поступлений собственных доходов, т.е. появления дополнительных источников финансирования, либо вследствие привлечения дополнительной финансовой помощи из федеральной казны, при благоприятных социально-экономических условиях в стране.
Какой уровень дотационности будет у бюджета-2016г? Как кризис в экономике повлиял на уровень дотационности республиканского бюджета?
Прогнозируемый уровень дотационности бюджета на 2016г. будет составлять 47,9%. (по новой методике, рекомендованной Минфином РФ). Как было отмечено ранее, усиление работы всех органов власти республики в рамках кризиса и выполнение антикризисных мероприятий, привело к смягчению последствий кризиса и практически не отразилось на экономической стабильности в республике.
Федеральные власти в этом году поставили задачу сократить неэффективные бюджетные расходы, в том числе на содержание госаппарата. В разных регионах происходит сокращение расходов на 10-25%. Заложено ли сокращение расходов в бюджет Ингушетии на 2016г.? На сколько процентов?
Конечно же, основная задача не только федерального центра но и регионов, в условиях экономической нестабильности, минимизация неэффективных расходов бюджета. Такая задача стоит не только в период экономического спада. Модель бюджетного устройства, после ее реформирования, подразумевает программный принцип формирования бюджета, оценку эффективности реализации государственных программ и, конечно же, по итогам указанной оценки, принятие решений об исключении неэффективных расходов.
В связи с высокой дотационности республиканского бюджета, и в силу того, что реальные источники бюджета не могут обеспечить всей потребности в выполнении даже первоочередных задач, говорить об неэффективных расходах не приходится. Конечно же, в 2016г. будет продолжена работа, связанная с оптимизацией расходов на содержание органов государственной власти. При этом уже в проекте республиканского бюджета на 2016г. нашло отражение сокращение расходов на содержание органов государственной власти на 10 %, произведенное уже в 2015г.
А есть ли в планах сокращение штата госслужащих?
Могу с уверенностью сказать, что проект бюджета на 2016г., в его действующей редакции максимально ужат и социально ориентирован. Его дальнейшее состояние будет зависеть от улучшения или ухудшения экономической ситуации. Конечно же, планируется сокращение расходов на содержание органов государственной власти путем проведения мероприятий по их реорганизации. Итоги указанной работы будут подведены по итогам 2016г.
Какие важные социальные программы в 2016г. планируется реализовать в рамках бюджетной поддержки?
Бюджет республики направлен на реализацию первоочередных задач социального характера. Бюджет, как и в предыдущие годы, можно обозначить как социально ориентированный (70,1 %). В частности, на развитие здравоохранения планируется направить 24 млн руб. В том числе на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (17 млн руб.), развитие наркологической службы (3 млн руб.), оказание паллиативной помощи (4 млн руб.) На развитие образования будет выделено 224,3 млн руб. В частности, на приобретение учебников 5 – 11 классов (114 млн руб.), обеспечение питания для детей из малообеспеченных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях (91 млн руб.), осуществление выплат ежемесячного пособия детям-сиротам (17,7 млн руб).
Какие средства будут выделяться на поддержку АПК и промышленности? В рамках каких программ?
Основной акцент, в условиях необходимости выполнения задач, связанных с импортозамещением, в республиканском бюджете на 2016г. уделен поддержке сельскохозяйственного товаропроизводителя. В рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрены ассигнования в объеме 295,1 млн руб. В том числе развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства – 225,7 млн руб.; развитие животноводства – 27,9 млн руб.; мясного скотоводства – 4,5 млн руб.; поддержку малых форм хозяйствования – 33,5 млн руб.;техническую и технологическую модернизацию объектов в отрасли – 3,5 млн руб.
Отдельно на развитие малого и среднего предпринимательства предусмотрены ассигнования в объеме 17,7 млн руб., с учетом привлечения в 2016г. софинансирования из федерального бюджета, объем которого будет определен после участия в конкурсе Минэкономразвития России. С условием софинансирования 5/95 ожидаемая поддержка федерального центра составит 336,3 млн руб.