Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Игроки и зрители: Зачем известные ростовчане «замахнулись» на классиков?

Член Общественной палаты Ростова Наталья Сундеева и директор Ростовского государственного цирка Дмитрий Резниченко рассказали РБК Юг о своих театральных проектах, опыте работы на сцене и творческих планах
Фото: фото из личного архива Натальи Сундеевой
Фото: фото из личного архива Натальи Сундеевой

Наталья Сундеева и Дмитрий Резниченко стали инициаторами двух спектаклей с участием непрофессиональных актеров в Ростове. «Мастер и Маргарита» был поставлен в театре им. Горького, оперетта «Принцесса цирка» — на арене ростовского цирка. Первый спектакль был заявлен как благотворительный, деньги планировали передать в помощь ростовской библиотеке, пострадавшей от подтопления.

— Кто был инициатором первой постановки — «Мастер и Маргарита»? Как вы пришли к этому проекту?

Наталья Сундеева: ​— На самом деле, эта идея не новая. Такие проекты проходили в других городах. И в Ростове это придумали не мы. Несколько лет назад у нас ставили спектакль «А зори здесь тихие» к 9 мая, нас с Димой приглашали туда в качестве актеров.


Но поставить «Мастера и Маргариту» — уже моя идея. Мне кажется, сейчас это было очень своевременно, мы пытались привлечь внимание к вечным ценностям. Ведь в романе идет речь о любви, предательстве, самопожертвовании — много о чем.

С постановкой «Мастера и Маргариты» было интересно. Я долго носилась с этой идеей, но все время что-то не складывалось. А потом мы с дочкой отправились на отдых в Судак, где нас к гостинице подвозил таксист. Мы ехали по улице, и вдруг он остановился и начал показывать нам на какие-то кресты. Рассказал, что именно здесь снимали сцену казни Иешуа в недавнем сериале «Мастер и Маргарита». И я в тот момент решила, что это знак.

Дмитрий Резниченко: ​— Мы не остановились на одном спектакле, пошли дальше и поставили «Принцессу цирка». Теперь видим, что в подобных проектах есть потребность: и у актеров, и у зрителей.

— На ваш взгляд, в чем эта потребность заключается?

Н.С.:  Наши актеры — это состоявшиеся, взрослые люди, которым хочется творческой самореализации. Нам кажется, что проекты, которые мы реализуем, нужны именно для расширения кругозора. И нашего кругозора тоже.

До того, как мы начали ставить «Принцессу цирка», я не знала произведений Имре Кальмана, я понятия не имела, что текст «Принцессы цирка» — это либретто. И я уверена, что многие горожане, которые к нам пришли, впервые услышали это произведение и узнали, что существует такой жанр, как оперетта.

— В репертуаре Ростовского музыкального театра есть не одна оперетта. Выходит, вы пытаетесь конкурировать с профессиональным театром?

Н.С.: — Ни в коем случае! У нас нет желания конкурировать, мы привлекаем зрителей оригинальной подачей материала. Например, был очень показательный момент. Буквально в один день с нашей постановкой булгаковского романа в Ростове проходили гастроли московского театра с тем же произведением. И там зал был полупустой, зрители пришли к нам!

— Вы не думали о том, что к вам пошли не из-за спектакля, а из-за известных в Ростове людей, которые были заняты в спектакле?

Н.С.: ​— Правильно! Нам сейчас пишут именно о том, что скоро будут ходить смотреть на Сундееву и Резниченко. Возможно, не все идут с добром, возможно, идут специально, чтобы критиковать. Это не страшно.

Д.Р.: ​— Пускай идут с любыми намерениями. Главное то, что они обратят внимание на постановку, и в тему мы их все равно окунем.

— Кто финансировал постановки?

Н.С.: ​— Источников финансирования два. Первый — это организационный сбор участников, второй — деньги партнеров. Участники платят определенную сумму, но это не значит, что мы продаем роли. Мы предоставляем человеку определенный набор услуг за его деньги — занятия с преподавателями по хореографии, актерскому мастерству. В «Принцессе цирка» были предусмотрены занятия по вокалу.

Д.Р.: ​— В «Принцессе цирка» даже я запел. До этого, когда я пытался петь дома, дети просили меня не делать этого. А когда мою песню из оперетты записали в студии и я включил своим домашним запись, они одобрили.

Н.С.:  Нужно понимать, что мы даем участникам проекта не только набор услуг, мы также даем им возможность эти услуги применить на сцене в спектакле. Вы даже не представляете, какая трансформация может произойти с человеком за 2–3 месяца занятий и после выступления на сцене!

— Получается, что вы стали авторами интересного бизнес-проекта?

Н.С.: ​— Да. Правда, пока этот проект убыточный для нас как для организаторов. Много раз видела, как люди в соцсетях начинали считать, сколько же мы заработали. Человек садится, берет калькулятор и умножает стоимость билета на количество мест в зале. И у него выходит, что мы получаем огромную прибыль, а на деле все совсем не так. Нужно понимать, что весь зал у нас ни разу не продавался.

Д.Р.: — Действительно, проект пока убыточен, но здесь нам важна поддержка каждого: и участников, и партнеров, и, конечно, зрителей. Ведь они покупают билет и тем самым поддерживают нас, актеров.
 У нас была интересная ситуация на «Мастере и Маргарите», к нам обратились ребята-байкеры и попросили продать им первый ряд по 5 тыс. руб. за место. У нас не было таких цен, но они настояли. В спектакле был занят байкер, поэтому они пришли его поддержать.

— Что получают участники ваших проектов? Зачем им это вообще?

Н.С.: ​— В первую очередь, они получают самореализацию. Например, одна из участниц «Принцессы цирка» с детства хотела выступить на арене. Получается, что мы исполнили ее детскую мечту. Разумеется, каждый из участников получает пиар, внимание СМИ. Это тоже важно.

— Чем ваши проекты могут быть привлекательны для крупных финансовых партнеров: банков, компаний?

Н.С.: ​— В первую очередь, это реклама и возможность участия в проекте. И вклад в развитие культуры. Есть понятие меценатства, мы даем возможность компании стать меценатом.

— Сколько стоит поставить качественный спектакль в Ростове?

Н.С.:  Для того, чтобы иметь возможность спокойно начинать реализовывать проект, необходимо иметь около 2 млн руб. Тогда можно набирать команду и начинать работать.

Д.Р.:  Очень дорого стоят декорации, свет, звук, аренда зала. Именно на это направлены основные средства.

Спектакль «Мастер и Маргарита» изначально был заявлен вами как благотворительный. Вы собирали средства на ремонт ростовской библиотеки, которая пострадала от затопления. Сколько удалось собрать?

Н.С.: ​— Нисколько! Расходы на спектакль перекрыли тот доход, который мы в итоге получили. Но мы выполняем те обязательства по ремонту, которые мы на себя взяли, ремонтируем библиотеку за свой счет.

Д.Р.: ​— Мне кажется, мы, в любом случае, сделали очень важное дело — мы озвучили проблему, мы обратили внимание на эту библиотеку. Несколько помещений мы своими силами уже отремонтировали, на это ушло около 400 тыс. руб., но мы доведем ремонт до конца.

Н.С.: ​— Кстати, после того, как мы рассказали об этой библиотеке и приступили к ремонту, мы обратились к главе Ростова Зинаиде Неярохиной. Попросили помощи, потому что поняли, что своими силами можем не справиться. И помощь нам была оказана.

У нас в Ростове как-то неправильно понимают термин «благотворительность». Почему-то считается, что для того, чтобы стать благотворителем, нужно обязательно дать денег. На самом деле, нет. Даже говоря о проблеме, привлекая к ней внимание, мы уже занимаемся благотворительностью. Опять же, на «Принцессу цирка» мы 2/3 билетов просто раздали детям из многодетных и малообеспеченных семей, ребятам, которые занимаются в цирковой студии. Это тоже благотворительность.

— После того, как вы поставили «Мастер и Маргарита» в социальных сетях был настоящий ажиотаж. Многие вас ругали, многие смеялись. Как, на ваш взгляд, стоит относиться к таким проявлениям общественного мнения?

Н.С.: ​— Относиться к этому нужно спокойно. Знаете, есть люди-игроки, есть те, кто делает игру, а есть зрители. Вот те, кто критикует — это зрители. Важно понять, почему они это делают. Вполне возможно, так они пытаются оправдать собственное бездействие. Ребят, которые принимали участие в спектакле, это поначалу сильно сбивало, но я с ними разговаривала, убеждала, в итоге мы смогли выработать у них устойчивое отношение к критике.

Д.Р.: Некоторым, кто особо активно нас критиковал, возможно, было просто скучно. Но та активность, с которой они это делали, поражает. Сколько же надо иметь злобы и ненависти! А в это время мы ставили цель и шли к ней. Мы были спокойны: вокруг птицы поют, трава шумит, а на фоне кто-то лает. Не страшно.

— После выхода первого спектакля было даже несколько рецензий в СМИ. Выходит, вас изначально оценивали как профессионалов, не делая скидку на то, что спектакль играли любители?

Д.Р.:  Это было смешно. Например, пришла женщина, возможно, театральный критик, посмотрела, а потом начала говорить, что Иешуа в спектакле ненатурально дергал глазом. Она понятия не имела вообще, что в ночь перед спектаклем Григория Болдырева, который играл эту роль, частично парализовало! Он пришел, а у него глаз не закрывается и половина лица не двигается. Но при этом она берет и пишет, что Иешуа был не похож. Да она должна выбросить свой диплом!

Н.С.: Режиссер Дмитрий Голубецкий, который ставил нам «Мастера и Маргариту», перед нашей постановкой ходил на гастрольное выступление московского театра. Они тоже привозили «Мастера и Маргариту», главную роль играла Ольга Кабо. Он не досидел до конца представления, потому что это была пародия. Восемь актеров играли все роли в спектакле и периодически меняли друг друга. Вот это был провинциальный чес, а у нас была другая задача.

— Наталья, вы сыграли роль Маргариты в булгаковской постановке. Говорят, что эта роль часто приносит несчастье актерам…

Н.С.: — «Мастер и Маргарита» — это моя настольная книга. Я ее перечитывала много раз, обращалась к ней с вопросами и всегда получала ответы. Роль, которую я сыграла, кардинально изменила мою жизнь в лучшую сторону. Я нашла свое дело, встретила любовь. Так что меня несчастья обошли.

Д.Р.: — То, что мы приняли решение ставить Булгакова именно в 2016 году — это же тоже мистика. Даже не мистика, не люблю это слово. Это была улыбка Вселенной. Позже выяснилось, что в этот год был ряд юбилейных дат, связанных с жизнью и творчеством писателя, к которым мы в итоге и выпустили спектакль.

— Дмитрий, вы играли роль Понтия Пилата. Это один из самых сложных образов в романе. Как герой повлиял на вас?

Д.Р.: — Накануне спектакля я случайно попал в маленькую церквушку на Чкаловском. Не собирался туда, просто ехал мимо и что-то как будто потянуло внутрь. Зашел, там большая книжная лавка, а в ней — служитель. Мы с ним разговорились, я рассказал о том, что мы ставим «Мастера и Маргариту», удивил его. А он, в свою очередь, рассказал мне, что несмотря на неоднозначное отношение Церкви к произведению, есть большой труд одного из святых отцов, который разбирает роман очень подробно и приходит к выводу, что Булгаков не относился к библейскому тексту кощунственно.

Но самое интересное случилось со мной на сцене. Это, действительно, было вне рамок. Когда я вышел к зрителям, у меня моментально пересохло горло и начала болеть голова. А у Пилата, по сюжету, три длинных сцены и воды попить негде, а передо мной еще и Иешуа парализованный, у которого пол-лица перекошено… Мне было натурально, по-пилатовски херово и я, действительно, молился, чтобы доиграть до конца и не подвести актеров и зрителей.

Из работы над ролью я вынес для себя одну мудрость: каждый из нас в повседневной жизни бывает Пилатом, который ежедневно в своем сердце ведет бесконечный диалог с Христом и принимает решение, распять его или принять.

— Вы уже задумывались над следующим проектом? Готовы его реализовывать?

Н.С.: — В первую очередь, это желание есть у тех, кто работал с нами над предыдущими двумя проектами. Они хотят поставить что-то еще. Сейчас мы разрабатываем бизнес-план, будем искать партнеров, возможно, попытаемся получить какие-то грантовые деньги, чтобы развиваться.

Хотим создать свой театр. Мы даже придумали для него название — «Талисман». Мы уже решили, что нам нужно иметь два состава актеров, чтобы выезжать на гастроли. Причем, ездить ведь можно не только по области, можно выезжать и в другие города ЮФО.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Ростов-на-Дону
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00
Число назначенных иноагентам штрафов за год выросло в 20 раз Политика, 00:00
Киносети отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков Технологии и медиа, 00:00
Миранчук помог «Аталанте» впервые в истории выйти в полуфинал еврокубка Спорт, 18 апр, 23:54
Крупнейший банк США подал в суд на ВТБ Финансы, 18 апр, 23:43
В Москву направилась военная техника для участия в параде Победы Политика, 18 апр, 23:41