Глава Don-Plaza: «Гостиничный бизнес - это индикатор состояния экономики»
Андрей, в связи с кризисом некоторые компании заявляли о приостановке своих инвестпроектов. Пришлось ли вам сдвигать сроки реализации своих проектов? Есть ли изменения по проекту строительства отеля Hyatt Rerency Rostov Don-Plaza?
Строительство отеля Hyatt идет по графику. Завершаются фасадные работы, лифты и инженерные системы работают. Мы рассчитываем, что до конца этого года мы выйдем на строительную готовность. Но учитывая жесточайшие и бескомпромиссные требования Hyatt как оператора, открытие произойдет не сразу. По стандартам сети Hyatt, между строительной готовностью и приемом гостей заложен достаточно большой период времени.
Примером в этом случае может послужить сочинский Hyatt, в котором в 2014г. должен был жить международный олимпийский комитет, но он там в итоге так и не остановился. Строительная готовность Hyatt в Сочи была в конце 2013г., к этому времени все системы уже работали, персонал был на месте. Но оператор был не готов разместить свой бренд на фасаде и принимать гостей из-за таких нюансов, как «несовпадения» холодных и теплых оттенков коричневого на мебели и текстиле на стенах, или черно-белой репродукции картины в одном из номеров, вместо оригинала, который был обозначен в контракте.
По стандартам Hyatt, после строительной готовности около 6 месяцев отводится на так называемый период «предоткрытия». В это время оператор подбирает и стажирует персонал и занимается тонкой настройкой всех бизнес-процессов для того, чтобы когда отель откроется, было бы не стыдно принять первых лиц государства. С учетом всего этого, мы рассчитываем, что наш Hyatt будет готов к приему гостей во втором квартале 2016г.
Во время нашей последней встречи вы говорили о том, что вам удалось оптимизировать расходы на проект при проведении некоторых тендеров. Какова реальная стоимость строительства Hyatt сегодня? С учетом роста курса валют и проведенной оптимизацией, удалось ли вам остаться в заявленных ранее границах бюджета?
Изначально нами заявлялся бюджет в $150 млн. Кредит мы привлекали в объеме $100 млн в рублевом эквиваленте, сейчас в переводе на нынешний курс это порядка $40-45 млн. Реализовать проект в этом бюджете трудно, но нам это удается. Мы экономим на всем, на чем только можем с учетом сохранения высокого качества работ.
Благодаря жесткой системе проведения тендеров, нам удавалось снижать стоимость товаров, необходимых для строительства отеля, до 80%. Более того, я могу привести массу примеров того, когда мы умудрялись уменьшись цену больше, чем в 2 раза. Но это не потому, что мы такие хитрые, или предприимчивые, а потому, что рынок стоит. Продаж ни у кого нет, и получить крупный заказ готов любой и каждый. В результате нам предлагают цены, которые покрывают только прямую себестоимость. При чем это относится как к российским производителям, так и к зарубежным.
Так что я в очередной раз пришел к убеждению, что самое лучшее время для новых проектов — это кризис. Во время кризиса можно реализовывать ранее начатые инвестпроекты и успешно выходить с ними на рынок, когда экономика начинает расти.
И все же приходилось ли отказываться от каких-либо планируемых ранее параметров проекта?
В некоторых случаях нам на встречу пошел сам Hyatt. Так, например, нам дали возможность установить в отеле швейцарские лифты Schindler с прямоугольными кнопками, вместо круглых, которые регламентированы сетью. Кроме того, у нас по проекту предполагалась система кондиционирования с учетом самых последних экологических требований, но эта экологическая добавка с учетом изменения курса валют для нас выливалась в окупаемость более 8 лет. Мы, к сожалению от нее отказались. Но при этом нам удалось сохранить инженерные решения по теплоизоляции фасада. Сегодня у нас самый энергоэффективный фасад, который только можно найти в Ростове.
А что сейчас происходит с вашим действующим бизнесом? Как кризис отразился на заполнении действующего конгресс-отеля Don-Plaza?
Гостиничный бизнес в последнее время переживал не лучшие времена. Вторая половина 2014г. и первые 9 месяцев этого года для нас были крайне непростыми. В прошлом году мы росли по сравнению с 2013г., но не так активно, как хотелось бы. Ситуация кардинально изменилась с началом второго полугодия, когда мы не вышли на плановые показатели и сократились по сравнению с 2013г. Эта тенденция у нас сохранялась и все первое полугодие текущего года.
Гостиничный бизнес является индикатором состояния экономики в целом. В этой связи на собственном примере я могу согласиться со словами нашего федерального министра экономики Улюкаева, который заявлял о том, что кризис достиг дна. Ситуация стабилизировалась, Россия ожидает роста. Сегодня наша заполняемость достигла уровня октября прошлого года, и мы даже начали расти. Сейчас мы находимся на уровне 2-3-летней давности. В плане ожиданий это, конечно, плохо, но не так пессимистично, как казалось бы. Потому что 2012-2013гг. были периодом активного развития для Don-Plaza.
На этом фоне чтобы привлечь клиентов вы пошли на снижение тарифов?
В отличает от своих коллег, тариф мы не снижали. Для нас это характерно - Don-Plaza свои тарифы на проживание не снижала практически никогда. Единственным исключением был кризис 2009-2010гг., когда мы немного опустили цены, но увеличили загрузку и за счет этого нивелировали падение. Сейчас мы выбрали другую стратегию. Мы оставили без изменения тариф, у нас сократилась загрузка, но сейчас ситуация стабилизировалась и с началом следующего года мы рассчитываем идти в рост вместе со всей экономикой.
Несмотря на кризис к Чемпионату мира по футболу сегодня строится значительное количество гостиниц, однако согласно жеребьевке, в Ростове-на-Дону пройдут всего 5 матчей, 4 из них – группового этапа. По мнению некоторых игроков рынка, это не привлечет в Ростов большого количества болельщиков и туристов. Как на ваш взгляд это может повлиять на успешность проекта Hyatt в Ростове?
Чемпионат мира будет длится всего 4 недели, тогда как срок окупаемости проекта длится не менее 15 лет, или 750 недель. Соотношение этих цифр говорит само за себя. Подобные масштабные мероприятия, как ЧМ-2018, безусловно, важны для города, но есть и другие факторы, влияющие на успешность, или неуспешность проекта. В нашей 15-ти летней модели заложен некий рост на 2018г., но он не играет решающей роли.
Тем не менее, в Ростове строится еще один 5-ти звездочный отель Sheraton, который по сути является вашим конкурентом. Не слишком ли много гостиниц премиум-класса для Ростова? Есть ли риски, что заполняемость не оправдает ожиданий?
В своих расчетах мы исходили из макрофактов. В Ростове сегодня проживает более 1 млн человек. В Ростовской агломерации с радиусом 25 км — это уже 2 млн людей, которые неизбежно коммуницируют между собой. Немаловажно и то, что около 55% населения Ростова — это люди, занятые в сфере услуг. Таким образом, при такой структуре определяющим фактором развития гостиничного бизнеса становится транспортная инфраструктура, которая обеспечит эту коммуникацию. В Ростове такой точкой роста стал строящийся аэропортовый комплекс «Южный» пропускной способностью до 8 млн пассажиров в год. Независимо от Чемпионата мира и других вещей - это то, что будет обеспечивать в Ростове бизнес-коммуникации.
К сожалению, последние 15 лет Краснодар пытался «откусить» многие сектора экономики нашего влияния на юге и таким образом перетянуть этот региональный хаб на себя. Но географию не изменишь. Именно ростовское небо является самым загруженным на Юге России. Это и внутрироссийские направления, и полеты из Европы в Азию. Строительство аэропорта, безусловно, предполагает развитие регионального авиасообщения, а это огромный потенциал для гостиничного бизнеса. Кроме того, за годы развития в Ростовской агломерации сформировалось значительное количество компаний, которые сегодня входят в федеральный список лидирующих предприятий с миллиардным оборотом. Именно поэтому помимо Hyatt у нас родилась идея создания здесь Центра международной торговли, который мы представили на форуме «Сочи — 2015».
Расскажите подробнее, что из себя будет представлять Центр?
Центр международной торговли - это глобальный бренд. Это некая неправительственная организация, которая была создана при ООН несколько десятилетий тому назад с целью развития международной торговли. Сегодня в рамках этого начинания по всему миру существует около 300 таких центров. Наш проект ЦМТ предполагает создание некой инфраструктуры на базе Hyatt, которая будет способствовать бизнес-коммуникации между Ростовом и другими городами и странами. Это не только гостиница и аппартаменты, где могут проживать люди, которые приезжают сюда развивать свои бизнес-отношения. Это еще 11 конгрессных залов с отдельными входами и парковками. Ростов заслуживает того, чтобы здесь была такая площадка. Именно поэтому год назад мы подписали соглашение и вступили в международную сеть ЦМТ, а также были инициаторами того, что губернатор подписал соглашение с ТПП РФ о сотрудничестве по развитию этого Центра в Ростове-на-Дону.
Конгресс-отель Don-Plaza уже вышел на обслуживание более 1 тыс. мероприятий, в год. Это говорит о том, что де-факто таким центром мы уже стали. Однако количество заявок, которые к нам поступают от бизнеса, значительно превышают тот объем мероприятий, который мы сегодня можем обслуживать.
В каком состоянии сегодня находится проект туристического кемпинг-парка «Казачья станица», который планировалось построить к Чемпионату мира по футболу 2018 года?
В свое время город обратился к нам с тем, что Ростову нужен кемпинг для размещения болельщиков, которые приедут на Чемпионат мира по футболу. Мы погрузились в этот проект, хотя изначально это не совсем наша специализация. Тем не менее, мы решили пригласить для этого голландских специалистов, изучить опыт Донецка, нашли площадку и запланировали финансирование.
Но как выяснилось позже, нас не включили с этим проектом в программу подготовки к ЧМ-2018, опасаясь, что проект не сможет быть реализован из-за каких-либо сложностей. Тот факт, что власти побоялись взять на себя ответственность за проект, стало для нас аргументом не участвовать в нем. Хотя я был полностью убежден в его эффективности.
Есть ли шанс, что при включении проекта в план подготовки к ЧМ вы вернетесь к «Казачьей станице»?
Этот проект в моем понимании для региона важен стратегически. Привязка его к Чемпионату мира была бы всем полезна и разрешала бы массу проблем в рамках проведения этого мероприятия. В рамках ЧМ-2018 проект не будет реализован, но это не означает, что мы откажемся от него совсем. У нас есть предложения осуществить его на другой площадке в ближайшем окружении Ростова, но уже без привязки к кемпингу, а в классическом исполнении, как тематический парк.
Я убежден, что для привлечения туристического потока Ростову это нужно. Да, в наш тематический парк специально люди бы не летели, но в радиусе 500 км приезжали бы сюда. Это вариант семейного отдыха на выходные дни и каникулы, и это бы работало идеально.