Зинаида Неярохина: Мне кажется, я главный оппозиционер гордумы Ростова
Зинаида Неярохина родилась в 1951г. в Ставропольском крае. В 1972г. окончила физико-математический факультет Ставропольского государственного педагогического института, затем более 10 лет проработала в сфере образования.
С 1987 по 1994г. являлась председателем Ленинского районного совета народных депутатов г. Ростова-на-Дону. С 1994 по 2005г. руководила работой гордумы, занимая должность заместителя мэра Ростова по вопросам местного самоуправления. В 2005 и 2010 годах избиралась председателем ростовской Думы, в 2014 и 2015 годах — председателем городской Думы – главой города Ростова-на-Дону.
Зинаида Васильевна, вы возглавляете гордуму Ростова уже 12 лет. В последнее время более или менее регулярно возникают слухи о вашем скором уходе. Как вы к ним относитесь?
- Слухи – это просто слухи. Я на них не ориентируюсь. Пока никуда уходить не собираюсь. У этого созыва гордумы очень интересные 3,5 года впереди. Нам предстоит работать во время чемпионата мира по футболу и президентских выборов.
А на следующий срок пойдете?
- Скорее всего, нет. Поживем – увидим.
Существует стереотип, согласно которому женщине-руководителю работается сложнее, чем руководителю-мужчине. Так ли это в вашем случае?
- Мне вообще не нравится гендерный подход в этом вопросе. Есть руководитель, и совершенно не важно, женщина это или мужчина. Необходимо выполнять определенный круг обязанностей. Тут очень просто: или ты знаешь вопросы, которыми занимаешься, или не знаешь. Если профеcсионально работаешь, какая разница, мужчина ты или женщина?
Но нельзя не отметить, что в представительных органах у нас больше мужчин. Например, в нынешнем созыве гордумы Ростова всего 4 женщины из 40 депутатов.
Тем не менее, руководить приходится женщине...
- Депутатами вообще не нужно руководить. Они, как правило, сами руководят коллективами.
Главная задача – выстроить работу, создать условия и показать депутатам, как можно четко и быстро исполнять свои обязанности. В этом плане у меня достаточно жесткие требования.
Гордума Ростова состоит из представителей различных партий. В ходе работы это как-то ощущается? Есть ли в Думе оппозиция?
- В этом созыве депутатский корпус обновился наполовину. Есть депутаты с опытом, есть молодежь. Есть и представители оппозиции. Правда, их оппозиционные настроения чувствовались, скорее, на первых заседаниях. А потом они включились в общую работу, и стало не до политических разногласий.
Здесь важно понимать, что в Думе многоступенчатый уровень подготовки решений. Их нужно прорабатывать в комиссиях вместе с юристами. После этого проходят депутатские слушания, где мы разбираем всю повестку, говорим о том, что нам неясно. Можем отправить проект решения на доработку.
В ходе депутатских слушаний мне иногда кажется, что я – главный оппозиционер ростовской гордумы. Всегда задаю много вопросов, чтобы вникнуть в суть проблемы, понять нет ли «подводных камней» у того или иного проекта решения.
Вы занимали пост председателя гордумы при мэре Михаиле Чернышеве, при главе администрации Сергее Горбане и сейчас работаете с новым главой администрации Виталием Кушнаревым. С кем из них было комфортнее работать?
- Сложно сказать. Работалось со всеми одинаково. Есть Устав города, и есть российские законы, согласно которым гордума, в том числе, контролирует работу администрации. Вряд ли здесь может идти речь о каком-то комфорте.
Михаил Чернышев был очень демократичным руководителем. Он достаточно долго находился на посту и успел хорошо изучить городские проблемы. С ним был налажен контакт. После него пришел Сергей Горбань, который взялся за работу резко, даже по-военному. Но функции Думы не изменились. Мы по-прежнему контролировали работу администрации, рассматривали текущие проблемы.
Сейчас главой администрации Ростова стал Виталий Кушнарев. У него, как у представителя молодого поколения, очень интересное видение развития Ростова. Но и с ним мы строим отношения на основании контроля Думы за работой администрации, принятия нормативных актов и т.д.
Если сравнивать Ростов в 1990-е и сегодня, какой город вам нравится больше?
- Город изменился в лучшую сторону, я вижу положительную динамику. Когда мы только пришли, в Ростове было два аварийных моста, раскопанная Большая Садовая и полупустой бюджет. С каждым годом город все активнее развивается, и мне кажется, что жители сами видят это.
На ваш взгляд, оправдала ли себя реформа местного самоуправления, проведенная в 2014г. в Ростовской области, после которой вместо выборной должности мэра появились должности главы города и главы администрации?
- Я считаю, что никогда не нужно ломать то, что работает. Нам важно считаться с тем мнением, которое главенствует на территории, в которой мы работаем. А нас заставили это мнение немного отодвинуть. Я изначально была против проведения реформы.
По моему мнению, главой города должен быть глава администрации, а не председатель Думы. По сути, функции главы города представительские. Но населению это не всегда понятно. Мало кто задумывается о том, что работа главы администрации сложнее. Например, мы в Думе принимаем бюджет, но исполнять его будут уже в администрации.
Какие из решений Ростовской гордумы кажутся вам наиболее удачными? Какие вы, наоборот, можете назвать неудачными?
- Важно, что все они были своевременными. Например, у нас очень качественный устав города. Кроме того, мы в 2007 г. смогли принять генплан развития города. В то время более крупные города только начинали говорить о необходимости подобного документа, а у нас он уже работал.
Некоторые решения нам опротестовала прокуратура. К примеру, мы хотели внести изменения в правила благоустройства и обязать собственников зданий обеспечивать уборку прилегающих территорий. Но прокуратура не пропустила этот документ.
Есть ряд нормативных актов, которые мы приняли, а их реализация начала буксовать. Так было с введением в общественном транспорте Ростова безналичной оплаты проезда. Система платных парковок, которую внедряла администрация, тоже вызывает вопросы у ростовчан. На ближайшем заседании Думы мы будем рассматривать этот вопрос — его исполнение необходимо контролировать.
По первому образованию вы учитель математики. Почему выбрали именно этот предмет?
- Прежде всего потому что математика – это очень интересно. Нам всегда необходимо знать, что дано, что надо доказать и как это доказывать.
Математика помогает вам в нынешней работе?
- Помогает досконально разбираться в проблемах.
Некоторое время вы проработали в школе. Осталась ли привычка учить?
- Скорее, это привычка разъяснять. Да, такое есть. Мои домашние на эту особенность уже не реагируют, а депутаты иногда посмеиваются.
Например, мы достаточно организованно проводим заседания Думы. Никто не кричит, в зале порядок – все работают. Это именно учительский подход. Так что, да, первая профессия отражается на работе и сейчас.
Почему вы ушли из школы?
- Я не уходила из школы по собственной инициативе. Раньше вообще была другая система отбора и продвижения кадров. Не было такого, чтобы я пришла и попросила перевести меня в другое место. Если ты нормально работал, тебя могли заметить и сделать карьерное предложение.
Именно так мне предложили поработать в райкоме партии. Мне это было интересно, тем более, я все равно курировала партработу в школах. Потом предложили поступить в высшую партийную школу.
Вы никогда не хотели вернуться к работе учителя?
- Не успеваю об этом задуматься: постоянно возникает масса дел. Каждый раз думаю, что вот-вот, проведу очередное заседание – и пауза. Но так не получается. Нужно постоянно бежать вперед . Профессия учителя тоже очень интересная. Когда-то мне казалось, что она самая главная на свете.
Часто можно услышать, что в Ростове все делается исключительно к чемпионату мира по футболу. Согласны с этим утверждением?
- В Ростове делается все, что должно делаться. Если бы мы готовились только к чемпионату, кто бы занимался школами и больницами, другими текущими проблемами? Можно сказать, что мы делаем дороги к чемпионату, но мы их делаем каждый год вне зависимости от него.
Если бы мы не занимались вопросами своей компетенции, с нами бы быстро разобралась прокуратура. Мы делаем все, что положено. В том числе и к чемпионату.
Если бы вы не были председателем гордумы, кем бы вы работали?
- Я бы работала в школе учителем математики. Нет других вариантов.
Какая мечта есть у председателя гордумы Ростова?
- Главная мечта – чтобы ситуация в стране и в мире стала стабильнее. Все же, мы живем в очень напряженное время. Хотелось бы, чтобы людям было чуть легче жить. Но это не только моя мечта.