Андрей Майер: «Мусорной реформе на Дону требуется донастройка»
— С момента старта работы новой системы обращения с отходами прошло полгода. Что за это время изменилось в этой сфере в Ростовской области?
— С 1 января Ростовская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Для этого была подготовлена законодательная база, отобраны региональные операторы, установлены тарифы и нормативы. В регионе уже приступили к работе шесть региональных операторов в восьми зонах межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров (МЭОК).
Сейчас мы параллельно занимаемся двумя ключевыми направлениями. Первое — организация полного и прозрачного цикла обращения с ТКО от сбора отходов до их захоронения. Второе направление — создание современной инфраструктуры, отвечающей экологическим требованиям.
Строительство инфраструктуры предусмотрено в основном за счет внебюджетных средств — в рамках подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами». Общий объем финансирования составит 6,1 млрд руб.
Уже сейчас можно сказать, что, несмотря на проделанную подготовительную работу, для такой масштабной реформы до конца текущего года системе потребуется «донастройка».
— С какими вопросами регион столкнулся во время реализации «мусорной реформы»?
— На самом деле, в процессе реализации возникло немало вопросов. Но система работает, все возникающие вопросы мы решаем, пусть даже порой и в «ручном режиме».
Например, перед нами стоит вопрос низкого охвата договорными отношениями юридических лиц. Это ведет как к росту объемов отходов на контейнерных площадках (зачастую, за счет отходов юридических лиц), так и к появлению несанкционированных свалочных очагов. Чтобы этого избежать, региональными операторами увеличена штатная численность сотрудников абонентских служб и колл-центров на 88 человек — до 274. Также увеличено количество абонентских пунктов для работы с юридическими и физическими лицами, сегодня на территории области их порядка 70.
Кроме того, организовано взаимодействие между региональными операторами и МФЦ, куда юридические лица теперь могут обращаться по вопросу заключения договоров, а также по вопросам начислений и перерасчета за услуги по обращению с ТКО.
Что касается штрафов, то здесь организовано взаимодействие с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области. Более того, по поручению губернатора Ростовской области формируются инспекционные рабочие группы по пресечению правонарушений в сфере обращения с ТКО.
— Насколько острая проблема сейчас с нехваткой контейнеров для отходов?
— Это также один из вопросов, который мы контролируем «вручную». Причем работа в этом направлении ведется по всей России, не только у нас. Сегодня на уровне РФ проводится мониторинг и формируется база данных по наличию контейнерных площадок и контейнеров с целью определения механизмов и необходимых средств финансовой помощи субъектам из федерального бюджета на проведение этих работ.
Сведения о потребности Ростовской области в контейнерах и контейнерных площадках мы уже направили в министерство природных ресурсов РФ.
— Как известно, определены еще не все участки под будущие МЭОК. Что делается в этом направлении?
— Для реализации объектов создана рабочая группа по вопросам строительства МЭОК. В ее состав вошли отраслевые министерства, курирующие вопросы имущественного характера, обеспечения объектов инженерной инфраструктурой, главы муниципальных образований на территории которых будут построены отходоперерабатывающие комплексы, представители надзорных органов, региональные операторы, а также Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке и еженедельно рассматриваются на заседаниях рабочей группы по строительству МЭОК.
В регионе уже ведется строительство Волгодонского МЭОК, работы будут завершены уже в этом году. По остальным завершить строительно-монтажные работы планируется в конце 2020 года.
Ввод в эксплуатацию всех восьми МЭОК обеспечит достижение показателей регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» в части увеличения доли переработки ТКО с 5 до 35% и долю сортировки ТКО с 10 до 50%, с 2021 года.
— Когда планируется завершить строительство всех восьми МЭОК?
— По двум комплексам — Неклиновскому и Красносулинскому — разработана проектно-сметная документация. построить их планируется в 2020 году. По пяти комплексам возникла необходимость смены земельного участка, при этом все альтернативные земельные участки уже определены.
Для оптимизации сроков начала строительства параллельно с оформлением и переводом земельных участков будут проводиться предпроектные работы и разработка проектно-сметных документов.
— Одна из задач реформы — ликвидация несанкционированных свалок, образовавшихся в прошлые годы. Как и кем будет решаться эта проблема?
— Механизм работы регоператоров в этом направлении заключается в том, что при обнаружении стихийной свалки он выявляет собственника земельного участка и предлагает ему ее ликвидировать.
Если этого не произойдет, регоператор устранит свалку самостоятельно. Но понесенные расходы будут взысканы через суд с собственника земельного участка.
— На каком этапе в Ростовской области находится внедрение раздельного сбора мусора?
— Организация раздельного сбора отходов — это не просто установка разноцветных контейнеров на площадках сбора отходов, а целый комплекс мероприятий технического, агитационного, организационного, нормотворческого характера. От правильной последовательности действий и грамотной стыковки мероприятий на каждом этапе зависит успех или провал всего процесса.
Внедрение раздельного сбора мусора в регионе осуществляется поэтапно. Например, пилотным проектом в этом направлении стал город Шахты. С начала года там региональным оператором ООО «Экострой-Дон» установлено уже 130 специализированных контейнеров. Планируется, что к 2020 году в городе будут установлены еще более 400 контейнеров.
На примере города Шахты мы прорабатываем все организационные вопросы. Полученный опыт поможет другим городам и районам области более плавно перейти на раздельный сбор твердых коммунальных отходов
— Насколько жители Ростовской области к новой культуре раздельного сбора отходов?
— Прежде всего, нам необходимо вернуть культуру бережного отношения к природе и к продуктам производства. Многие помнят, что советский кефир и молоко продавались в стеклянных бутылках, которые сдавались в пункты приема стекла. Более того, молоко по определенным дням возили молоковозы.
В каждой семье были сумки многоразового использования — тряпичные, покупные или самодельные. А знаменитые авоськи! Порой казалось, что они вечные. А сегодня яркие и красивые, но не нужные нам упаковки — это всего лишь маркетинговые ходы для повышения продаж производителей и увеличения наших расходов. А по факту, куда мы несем эту красоту? На мусорку. Каждый день.
Поэтому всем нам стоит задуматься уже сегодня. Надо поменять отношение к данной проблеме. Ведь основная задача, которая стоит перед нами — это добиться максимальной переработки отходов и минимального захоронения.
Необходимо выстроить целую систему, сделать весь процесс обращения с отходами прозрачным и понятным для всех участников процесса.