Александр Поповский: «Главная задача «Билайна» на Юге — развитие сети 4G»
— Несколько лет назад вы говорили о том, что старая модель телекома уже несостоятельна, но сложность состоит в том, что новую пока никто не изобрел. Появилась ли она сейчас?
— Честно сказать, нет. Я думаю, что российский телеком стал себя лучше чувствовать в рамках старой модели. Основная критика прежней заключалась в том, что при росте трафика не росла выручка. За это время сформировался консенсус по вопросу, в чем будущее телекома — в технологии «больших данных», Big Data. Правда, пока нет ярких примеров, чтобы у кого-то из операторов это направление занимало бы 20-30% бизнеса.
— Какие тренды появились на рынке в прошлом году?
— В 2017 году произошло много серьезных изменений. Мы сегодня, к счастью, ушли от унылой ситуации середины 2016 года. Телеком-рынок, в целом, вырос, и основные показатели по прошлому году позволяют оптимистично смотреть в будущее. Операторы постепенно ушли от полных тарифных «безлимитов», мы постепенно возвращаемся к такому классическому телекомовскому уравнению, когда вместе с трафиком растет и ARPU (средняя выручка от одного абонента — прим. ред). Кстати, за последние несколько лет 2017 год оказался первым, когда стал увеличиваться ARPU.
Конечно, фундаментальные проблемы отрасли никуда не ушли, надо экспериментировать и искать нестандартные решения, но, по крайней мере, на это теперь есть больше времени. Мобильные операторы нашли финансовый баланс, когда можно получать выручку и развивать сети.
— Одним из основных направлений развития телекома считается построение на базе мобильного оператора большой экосистемы. Насколько это интересно с точки зрения бизнеса?
— Мобильным операторам в какой-то степени легче, чем компаниям из других сфер бизнеса, говорить о том, что можно назвать экосистетемой или market place. Мобильных операторов в России немного, и каждый представляет собой серьезную силу. У нас большая клиентская база, и мы интересны широкому кругу партнеров.
С другой стороны, ни один из операторов не может создать платформу, которая будет доминировать. В этом существенный нюанс. В 2017 году «ВымпелКом» запустил многофункциональную интернет-платформу Veon, это было важным шагом к тому, чтобы нам как оператору понять, какая механика существует в мире платформ, что интересует партнеров, клиентов. Мы очень много узнали, и этот опыт обязательно используем в будущем.
— «ВымпелКом» одним из первых в стране запустил конвергентное предложение для абонентов сотовой связи, объединив в пакете несколько услуг (домашний интернет и телевидение). Довольна ли компания результатом?
— Почти два года прошло после запуска конвергента, и это тарифное предложение по-прежнему пользуется популярностью, на него переходят семьями. Раньше мы предлагали нашим абонентам мобильной связи подключить телевидение и домашний интернет за 1 руб. в месяц, теперь для новых абонентов это бесплатно.
В России этим предложением пользуются около 870 тыс. человек — больше трети наших абонентов домашнего интернета и ТВ. Анализ клиентских настроений показывает высокий NPS – индекс потребительской лояльности. Это означает, что наши клиенты готовы рекомендовать этот продукт своим друзьям и знакомым (а мобильные операторы обычно «славятся» невысоким NPS).
Единственное препятствие для нас — географическая представленность. Не секрет, что мы не являемся крупнейшим оператором домашнего интернета по России. Но готовы решать эту проблему, чтобы донести продукт максимальному числу потребителей.
— Насколько перспективно для «большой четверки» развитие виртуальных операторов сотовой связи (MVNO)?
— Если говорить о западноевропейских рынках, то там достаточно высокая доля виртуальных операторов — более 10%. Это связано с тем, что на этапе развития мобильной связи, когда были высокие цены, появился «зазор», в который смогли попасть MVNO-операторы. Они предлагали цены в разы ниже, чем провайдеры, на сетях которых работали, и благодаря этому набирали популярность. В Восточной Европе, где изначально не было высоких цен у реальных операторов, суммарная доля рынка MVNO составляет около 3%.
Однако сейчас ситуация для MVNO во всем мире достаточно сложная. Одно дело, когда ты предлагаешь голосовые услуги и можешь работать с низкой маржой. Другое дело — мобильный интернет. Если ты будешь отдавать его за 50% розничной цены, это будет нерентабельно. Именно поэтому я считаю, что в России у виртуальных операторов связи нет серьезных перспектив для роста и развития. Разумеется, будут какие-то нишевые проекты, возможно, успешные, но суммарно они займут не более 1–2% рынка.
— По мере увеличения скоростей в сетях операторов широкое распространение получают технологии, позволяющие использовать мобильный счет для оплаты. Есть ли будущее у этой услуги?
— Эта услуга уже есть, у нее существенная аудитория — миллионы пользователей, которые делают небольшие покупки с мобильного счета. Но объективно говоря, в нынешнем формате использование лицевого мобильного счета для оплаты — сервис с ограниченным потенциалом, потому что проникновение кредитных карт высокое, люди все меньше боятся вводить свои данные в интернет.
При этом остается важнейшая роль мобильной коммерции сотового оператора — идентификация пользователей. Согласитесь, зачастую глупо выглядит, когда вас просят несколько раз ввести данные— сначала номер карты, потом пин-код и так далее. Мобильный оператор с самого начала знает, что вы — это вы, это удостоверено фактом SIM-карты, все зашифровано. Мы могли бы во многом «спрямить» и упростить процесс. И в этом направлении мы будем предлагать новые интересные решения.
— Какое место на данный момент занимает Юг России в общей стратегии развития «ВымпелКома»?
— В 2017 году Юг показал хорошие результаты и рос темпами, которые прилично опережали среднероссийские. Особенно нас радует Ростов и Краснодар. Одна из особенностей территории связана с тем, что здесь растет население, растет и уровень его благосостояния. Операторы особенно активно конкурируют в качестве сервиса. Для нас Юг России — очень привлекательная территория.
— Намерен ли «ВымпелКом» расширять абонентскую базу по подключению к домашнему интернету в Ростовской области?
— В 2018 году мы планируем значительно увеличить покрытие сетью ШПД во всех регионах присутствия фиксированного бизнеса на Юге России. Приоритет — подключение новых домов в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Здесь у нас хорошее покрытие, но есть территории, где мы не присутствуем как домашний провайдер.
Рынок ШПД достаточно непростой, с высокой конкуренцией. Вы знаете, что в больших домах иногда присутствует по 5-6 операторов. И приходить шестым или седьмым с экономической точки зрения не очень интересно. Поэтому проблема не имеет простого решения — все застроить. Но мы ищем пути.
— Насколько удалось увеличить зону покрытия мобильной связи на Юге России в 2017 году?
— Компания уделяет большое внимание улучшению качества связи на Юге. При этом мы всегда действуем прагматично, развивая те или иные стандарты связи по мере роста проникновения устройств.
Главный фокус сейчас — увеличение покрытия и пропускной способности сетей 3G и LTE. На конец 2017 года покрытие LTE на Юге уже превысило 60% , мы активно работаем над дальнейшим развертыванием сетей LTE.
— Задумывалась ли компания о развитии сетей 5G?
— Пока рано говорить об этом. Самая главная проблема в России — это получение частот. Наша страна отличается высокой милитаризацией спектра. Сейчас мы ведем диалог с регуляторами, министерством связи и думаем, что уже в будущем году будут проведены первые аукционы частот. После этого мы сможем перейти к проверке готовности оборудования, как сетевого, так и абонентского.
Пока же 5G тестируем в лабораторных условиях, чтобы в нужный момент быть полностью готовыми.