Перейти к основному контенту
ПМЭФ: Сила Юга ,  
0 

Роман Карманов: ПФКИ поддержал «южные» проекты на 1 млрд руб.

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов — о том, как развивается креативная экономика в России, и какие тренды в ней задают Юг и Северный Кавказ.
Фото: пресс-служба ПФКИ
Фото: пресс-служба ПФКИ

Креативные индустрии не первый год находятся в сфере пристального внимания властей, бизнеса и общественности, а форум креативного бизнеса становится неотъемлемой частью программы ПМЭФ. Эксперты рассматривают потенциал креативных индустрий как инструмент создания будущего с вполне конкретным экономическим эффектом. За почти три года работы Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), ориентированного на поддержку проектов в сфере креативных индустрий, регионы юга России и Северного Кавказа подали более 7 тыс. заявок на гранты, поддержку получили порядка 650. О том, какие тренды в построении креативной экономики задают Юг и Северный Кавказ, почему здесь так много представителей легкой промышленности и как им поможет Закон о развитии креативных индустрий, объединенной редакции РБК Юг и Северный Кавказ рассказал генеральный директор ПФКИ Роман Карманов.

— Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) был создан три года назад. Как трансформировалась сфера креативных индустрий за это время?

— О креативных индустриях начали говорить примерно за пару лет до создания ПФКИ. Появление фонда стало, как сейчас принято говорить, драйвером развития. Креативная индустрия — это, прежде всего, экономика. Появившиеся деньги влились в экономику, а у людей появилась возможность реализовать свои идеи. Появились те проекты, которые не смогли бы появиться никогда и ни при каких обстоятельствах, если бы не было этих денег. Представители креативных индустрий единодушно признают, что внимание президента очень сильно повлияло на импульсное развитие этого сектора экономики: оно позволило вывести из тени целый пласт активных людей.

— Вклад креативных индустрий в экономику страны — чуть меньше 5%. На ваш взгляд, это много или мало?

— 5% — это очень серьезная цифра, сопоставимая со строительством, например. Она, безусловно, будет расти с учетом того, что впереди нас ждет принятие закона (о развитии креативных индустрий). Появится определение креативных индустрий, их представители станут легитимными участниками экономической деятельности. Главное, это станет единым сигналом для руководителей всех регионов о том, что нужно обращать пристальное внимание на этот сектор. В данный момент оно очень неравномерно: в каких-то регионах главы сами погружены в процесс, а где-то это неизученный пласт работы для губернаторов. Но принятие закона однозначно послужит драйвером, обратит внимание на представителей креативных индустрий. Их и сейчас сложно не заметить, поскольку это люди пассионарные. Появление ПФКИ сыграло очень важную роль. Проект, поддержанный президентом, — это знак качества. Знак того, что нужно помогать, можно доверять команде.

— Как креативные индустрии влияют на облик городов? Эксперты говорят, например, о том, что южный города сильно «замусорены» рекламой, а креативные индустрии непосредственно участвуют в этом процессе. Насколько сильно связаны эти моменты?

— Они связаны напрямую, потому что урбанистика является частью креативных индустрий. В случае с югом гастрономия, виноделие как части креативных индустрий имеют большое значение. Реклама может служить и во вред, и на пользу. К примеру, наружная реклама, используемая во многих регионах, — вещь крайне полезная в торговле. Это один из самых заметных источников информации для людей. Краснодарский край — это не только солнце, воздух и вода. Это гастрономические, музыкальные бренды. Это прекрасные модные бренды одежды, которые уже давно вышли на общероссийский рынок. Красивая одежда, вкусная еда, хорошие продукты — это очень важно, это плюс региону. Об этих возможностях тоже нужно говорить.

— Говоря о креативных индустриях на юге, мы в первую очередь упоминаем легкую промышленность и далее, как следствие, сферу дизайна. Это исторически обусловлено или так сложилось в последние годы?

— В последние годы во многих регионах мода как часть креативной индустрии набирает обороты, это происходит по двум причинам. Во-первых, возник дефицит молодежной одежды, во-вторых, в сфере ритейла возник запрос, освободились торговые площади. И те девушки и парни, которые занимались модной индустрией, наконец, получили шоурумы и внимание со стороны региона. Эта тенденция свойственна не только югу России. Молодые люди у нас в стране очень склонны восстанавливать наследие старших. В советские годы это наследие создавалось, в 90-е годы погибло, а сейчас молодые люди активно пытаются восстановить производство чего бы то ни было на осколках старой инфраструктуры. Здесь просто все сходится: на юге живет очень много молодых активных людей. Молодежная одежда на юге — это, как правило, легкая одежда, с ней проще всего работать. Для молодых людей данная отрасль — это прекрасная возможность для развития.

— ПФКИ был создан на излете пандемии коронавируса. Очевидно, что это сказалось на креативных индустриях, потому что бум фриланса невозможно не ощущать. Насколько сильным является это влияние?

— Фонд был создан как ответ на пандемию. Было необходимо предметно поддержать творческих, креативных людей. Фриланс в этой сфере — это нормальная практика. Творческому человеку по большому счету без разницы, где находиться. И люди уже выбирают между регионами, где для них созданы лучшие возможности. Конечно, на юге неоспоримым плюсом является климат. Но почивать на лаврах и думать, что если у нас тепло, то к нам-то и поедут, нельзя. Нет, поедут туда, где будут созданы лучшие условия, на это влияют многие факторы. Это молодые специалисты, у них есть дети, которым необходимы детские сады, творческие секции, школы креативных индустрий. Регион должен создавать условия для проживания, развитую инфраструктуру. И в этом смысле власти юга должны анализировать, насколько они конкурентоспособны по сравнению с другими регионами. То, что много людей приезжает, это половина дела. Вопрос, какие люди приезжают, что они делают, что ищут для развития.

— Насколько заметны в работе с креативными индустриями регионы юга и Северного Кавказа?

— Юг и Северный Кавказ — это, конечно, две очень разные истории. Мы сейчас плотно работаем с Северным Кавказом. Недавно во Владикавказе мы открыли проектный офис. У нас большие планы. Мы пытаемся стимулировать Северный Кавказ, людей, которые там живут, потому что это очень богатые культурой регионы. Пока не могу сказать, что Северный Кавказ находится в передовиках, но я вижу огромное стремление. Мы заметили, что чем больше с нашей стороны разговоров непосредственно с людьми, тем сильнее отклик и доверие.

Что касается юга, а это у нас и Краснодарский край, и Ростовская область и так далее, можно сказать, что на все эти регионы приходится порядка 7,1 тыс. поданных проектов. Но с учетом того, что у нас поддерживается примерно каждый десятый проект, это порядка 650 проектов, которые победили. Это чуть больше 1 млрд руб. выделенных средств.

— А какова ситуация по стране в целом? Сколько проектов поддержано?

— Мы провели 11 конкурсов за три года. Это много, потому что предполагалось, что будет два конкурса в год. Но жизнь богаче на сценарии. За эти три года были поддержаны 7202 проекта на сумму 25 млрд рублей, по всей стране без исключения. То есть все 89 регионов, включая новые, получили свои деньги, а их сумма зависела от количества и качества проектов, которые были поданы. Никакого распределения по регионам у нас нет, все одинаково конкурируют между собой за эти средства. В год выделяется 10 млрд рублей.

— В каких сферах больше всего получателей грантов?

На первом месте некоммерческие организации, на втором — муниципальные учреждения и предприятия, на третьем месте коммерческие организации и далее индивидуальные предприниматели. На бизнес приходится где-то четверть грантов. Поскольку такой опыт для бизнеса стартовал всего лишь 3 года назад, 25% — это довольно серьезные цифры. Я считаю, это неплохие показатели, но нам бы хотелось долю эту постоянно увеличивать.

— Как бы вы сформулировали запрос общества на креативные индустрии? Какие креативные индустрии сейчас больше всего нужны?

— У людей очень большой запрос на наше российское кино, на сказки, на детское кино. И этот интерес все нарастает. Большой запрос в сфере моды, на одежду. Это совпадает с тем, чего хотят сами представители креативной индустрии. Я вижу наших новых дизайнеров, которые готовы конкурировать с европейскими и любыми другими. Они так себя и позиционируют: «Мы готовы это заменить вполне, только дайте нам поддержку». С этим работает министерство промышленности — производство растет.

В области гастрономии существует огромный запрос на вкусную еду, связанную с нашими национальными особенностями. При этом не факт, что на Северном Кавказе хотят популяризировать только то, что связано с местной кухней. На Северном Кавказе уже хотят видеть то, что на Дальнем Востоке, а на Дальнем Востоке хотят попробовать то, что едят на Северном Кавказе, и так далее. Такое «перекрестное опыление» среди 193 наших национальностей. Гастрономические фестивали — это тоже часть креативных индустрий.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Дмитрий Левицкий — «РБК Вино»: «Мы строим город, чтобы влюблять в вино»

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 109,78 (-0,42)
Инвестиции, 19:19
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 103,38 (-0,85)
Инвестиции, 19:19
Все новости Ростов-на-Дону
СКА проиграл на своем льду московскому «Динамо»Спорт, 21:55
Потерявший сознание в матче игрок Серии А согласился на дефибрилляторСпорт, 21:53
Путин принял участие в акции «Елка желаний»Общество, 21:49
Чем цифровые финансовые активы интересны инвесторамОтрасли, 21:29
Финансовая свобода: тонкости грамотного обращения с деньгамиРБК и ПСБ, 21:27
Маск заявил, что лишь 1% госслужащих США реально приходит на работуПолитика, 21:26
FT узнала о планах ЕС собрать €500 млрд из-за «Трампа 2.0»Политика, 21:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Вашингтон» опубликовал видео с Овечкиным в полной амуниции на льдуСпорт, 21:12
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 21:09
СК показал нападение подростка из Чечни после критики КадыроваПолитика, 21:06
Чернышенко рассказал о планах заменить репетиторов бесплатными услугамиОбщество, 21:00
Володин сдал положительный тест на COVIDПолитика, 20:55
Гонщик F1 заявил об угрозе Ферстаппена впечатать его головой в стенуСпорт, 20:49
«Хезболла» поддержит сирийскую армию в борьбе с боевикамиПолитика, 20:40