Александр Стуглев: Деловой туризм сделал курорт Сочи всесезонным
Событийный и деловой туризм в Сочи начал стремительного развиваться после Зимней Олимпиады-2014. О том перспективах этого направления и его значении для региона в интервью РБК Краснодар рассказал председатель правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.
Индустрия впечатлений
— Как именно олимпиада в Сочи повлияла на развитие событийного туризма в Сочи?
— XXII Олимпийские зимние игры в Сочи стали чрезвычайно важным событием для развития событийного туризма: олимпийское наследие стало мощной точкой притяжения туристов со всего мира. Это объяснимо в первую очередь тем, что сам Сочи и прилегающая территория были по сути инфраструктурно «перезагружены».
Была значительно развита инфраструктура и транспортная доступность, расширен номерной фонд и повышен уровень сервиса, построены и отреставрированы туристические объекты. Более того, очень хорошо сработала идеология: приезжая в Сочи, гуляя по Олимпийской деревне, ты сам становишься частью важного исторического события. И данный факт еще раз демонстрирует, что туризм — это индустрия впечатлений, за которыми турист готов ехать в другой регион.
Проведение Олимпиады 2014 позволило реализовать в кратчайшие сроки стратегические планы по превращению Сочи в горноклиматическией курорт международного уровня: была проделана огромная работа по созданию условий для того, чтобы Сочи стал благоустроенным круглогодичным курортом с обновленной̆ инфраструктурой̆ и современными спортивными объектами, возможностью комфортного летнего и зимнего отдыха. Важным шагом стало создание сети коллективных средств размещения различного уровня комфортности, конгрессных, выставочных и деловых центров.
После проведения Олимпиады начал свою работу образовательный центр «Сириус», который сегодня круглогодично принимает различные мероприятия и форумы. Сочи стал не просто городом-курортом, а одним из набирающих популярность тревел-хабов России.
События роста
— Какую роль играет событийный туризм в развитии региона, в чем важность именно этого направления?
— Благодаря этому формату туристический объекты постепенно переходят на круглогодичную работу, постоянно поддерживая необходимый уровень потока. Особенно ярко выражена эта тенденция в работе горнолыжных и горных курортов. Хочу отметить, что переходу на всесезонность способствует не только событийный, но и деловой туризм. Это один из последних трендов отрасли как самый выгодный и перспективный ее вид. Центральную роль в нем играют выставки, конгрессы и другие мероприятия.
Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск партнеров, обучение персонала — все это деловой туризм. Одно из самых главных преимуществ путешествий по рабочим вопросам — выравнивание сезонности, которая присуща большинству направлений туризма.
Деловой туризм — это в первую очередь человеческий и интеллектуальный капитал, развивая который регионы привлекают инвестиции, увеличивается номерной фонд, строятся новые объекты, и, конечно же, увеличивается количество рабочих мест. И это уже не просто развитие туристической отрасли, но и комплексное развитие всей территории в целом, синергия которого влияет положительно на экономическую составляющую, социальную сферу и общее благосостояние местного населения.
— На какие площадки в Сочи заходит Росконгресс для проведения своих мероприятий? И почему выбирает именно эту локацию?
— Для нас Сочи является стратегически значимой площадкой проведения деловых мероприятий — Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ) и Конгресса молодых ученых (КМУ), которые традиционно проходят в ФТ «Сириус». Создавая такие масштабное события, мы стимулируем рост потока деловых туристов и зарубежных делегаций в период, когда основной туристический поток спадает. Более того, реализация таких проектов позволяет инициировать строительство новых конгрессно-выставочных центров.
В 2023 году на площадке ВНОТ прошло более 150 деловых мероприятий, в которых приняли участие порядка 8000 делегатов из России и более 30 зарубежных стран. С каждым годом количество участников становится почти в два раза больше: в 2021 году площадку посетило 2,5 тысячи человек, в 2022 — 5 тысяч. Конгресс молодых ученых тоже «набирает обороты»: в 2022 году мы приняли 4000 участников. В 2023 — 5 тысяч участников из 85 регионов Российской Федерации и 36 иностранных государств», — пояснил Стуглев.
Что может подтолкнуть человека приехать в нецентральный регион России? События, впечатления, комфорт. Всеми этими параметрами обладает Сочи как деловая площадка. Как я уже упоминал, после проведения Олимпиады город стал ассоциироваться с хорошей доступностью и высоким качеством отдыха. Говоря о деловых поездках, я не случайно упоминаю отдых. Как мы знаем, сейчас есть новый тренд — bleasure-командировки, которые являются комбинацией деловых поездок с отдыхом. Такой вариант поездок не требует прерывать работу ради новых впечатлений и активностей.
Bleisure-туристы делятся на две основные категории: те, кто использует несколько дней для отдыха в своих деловых поездках, и те, кто берет с собой друзей или семью и продлевает путешествие.
— Есть ли столь же перспективные площадки для делового туризма в других регионах страны?
— К одной из таких площадок я бы отнес Минеральные Воды. В мае 2023 года мы провели там новое мероприятие — Кавказскую инвестиционную выставку, которая привлекла порядка 3 тысяч человек, включая гостей из 15 зарубежных стран, в Минеральные воды. Более того, мы «вдохнули жизнь» в выставочный центр «МинводыЭКСПО», дали импульс развитию СКФО, который, я уверен, станет еще одной точкой притяжения делового туризма, в том числе и благодаря ежегодному проведению нашего форума.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы у сегмента событийного туризма, учитывая продолжающееся развитие инфраструктуры Сочи?
— В сентябре 2023 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития конгрессно-выставочной деятельности до 2030 года. Это важный этап в нашей работе. Точками притяжения туристов становятся не конкретные места, а мероприятия, и именно они являются драйверами развития туризма. У России есть перспективы стать центром событийной индустрии и создавать собственные мероприятия в регионах, привлекать международные деловые проекты из дружественных стран, что расширит сферу туризма и окажет влияние на общий уровень социально-экономического развития территории.
Сочи как деловая площадка имеет все шансы выйти в топ тревел-хабов России. Помимо деловых мероприятий, будут активно развиваться культурно-зрелищные, гастрономические и спортивные мероприятия, музыкальные, научно-популярные фестивали как точки притяжения не только для туристов из соседних регионов, но и со всей страны. Главная особенность событийного туризма заключается в том, что формат и концепция событий позволят раскрыть туристический потенциал региона через близкое знакомство с местной историей, культурой и традициями. Именно на это необходимо делать ставку: привлекая туриста в регион через эмоции, мы выстраиваем тесную связь, которая будет возвращать его обратно снова и снова. Главное для региона — постоянно двигаться вперед, увеличивать предложение, искать новые форматы и доносить свою ценность и уникальность через события.