Татьяна Горяйнова: «Донскому региону требуется 700 тысяч мест размещения»
— В 2021 году, в интервью, вы прогнозировали рост турпотока в регионе до 2,5 млн человек к 2030 году. Пришлось ли корректировать эти прогнозы?
— Эти прогнозы скорректированы в сторону увеличения. По данным 2022 года на начало октября число туристов посетивших Ростовскую область превысило 3 млн человек. При этом, примерно такое же количество гостей донской регион принял за весь 2021 год. Четко прослеживается положительная динамика. Закрытые границы сыграли свою роль в увеличении внутрироссийского турпотока. Мы за счет этого тоже получили дополнительное количество туристов. Рискну предположить, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать аналогичную ситуацию.
— Рост турпотока в Ростовской области — явление 2022 года, или положительная динамика наблюдалась и прежде?
— Динамика роста в регионе отмечается с 2018 года. Тогда Ростовскую область посетило свыше 1 млн туристов, в 2019 уже 1,5 млн. За 4 года их число выросло втрое. Интерес к донскому региону подогрел в том числе чемпионат мира по футболу. Были построены новые инфраструктурные объекты, которые привлекали людей. Мы появились в инфополе. Был создан туристический бренд Ростовской области «Вольный дон». Все это работало на имидж, на привлечение к нам гостей.
— Какой была доля туристов-транзитников в этом году?
— Примерно 70% турпотока в 2022 году — это транзитные туристы и туристы выходного дня. Воздушное пространство закрыто, на юг многие едут на своих автомобилях. Ростовская область самая подходящая точка для остановки и отдыха. Особенно для семей с детьми. Мы встречали автотуристов все лето на самых разных локациях — в Ростове, Таганроге, Азове, в хуторе Старозолотовском и так далее. При этом, на обратной дороге, они опять возвращались к нам, но уже осмысленно, понимая что здесь есть где остановиться, вкусно поесть. К тому же, в донском регионе есть на что посмотреть: кому-то интересна историческая составляющая, а кто-то на виноградники поедет. По сути «турист одного дня», становился «туристом двух дней».
— Как изменилась позиция Ростовской области в общероссийском рейтинге по турпотоку?
— Не изменилась. Мы по-прежнему, вот уже третий год, входим в десятку самых популярных направлений. Ростовскую область любят, как и российских лидеров туристических дестинаций — Москву, Питер, Казань. Мы в рейтинге, и нас это радует.
— Какую долю в турпотоке занимают москвичи и питерцы, и как удается привлечь в донской регион привыкших к заграничному отдыху столичных жителей?
— Из тех, кто едет через Ростовскую область на юг, от 60 до 70% это москвичи. Столичных гостей можно условно разделить на две группы. Первая ищет замену тому комфорту, который у них был в зарубежных поездках. Излюбленные места таких туристов — загородные резиденции с люксовой составляющей, такие как — «Уткино» и «Олд хаус». Вторая группа гостей едет за чем-то оригинальным, аутентичным культуре региона. Таких туристов уха сваренная на берегу Дона, с добавлением головешки, водочки, с видом на закат — вводит в совершеннейший экстаз, гастрономический и эмоциональный.
— Одна из «фишек» туристического Дона — виноделие. Она пока не так раскручена, как в Крыму и на Кубани, как будет развиваться это направление?
— У нас пока нет такого масштаба, как в Краснодарском Крае и в Крыму, но при этом, ростовские вина очень высокого качества. Они не уступают, и даже превосходят европейскую продукцию. Это почти волшебство, то что удалось нашим виноделам. Они возродили донские автохтонные сорта: «Цимлянский черный», «Красностоп золотовский», «Пухляковский». Это виноград генетического происхождения, не завезенный. Наше преимущество — аутентичность вина, его история. Наши флагманские винодельни принимали участие в акселераторе промышленного туризма АСИ. Результат — появление стратегии развития винного туризма — «Долина Дона». Мы уже организовали несколько инфотуров, и подали винный маршрут «Долина Дона» на получение статуса национального туристского маршрута России. Сейчас в планах виноделов — строительство отелей, дегустационных залов, музеев вина. Для этого предприятия будут участвовать в конкурсе грантовой поддержки Ростуризма, направленной на развитие туристской инфраструктуры.
— Традиционно Дон позиционировался как регион для туров выходного дня. Как по вашему мнению должен выглядеть фокус развития туротрасли в дальнейшем, нужно ли пытаться «удержать» гостей в регионе на более длительное время?
— Мы не будем уходить от этого позиционирования ближайшие год-два. Дон прекрасная локация для туров выходного дня, это наш основной сегмент туристов. Туры будут становиться более разнообразными, включать в себя новые локации. Надо увеличивать линейку предложений, экономику Ростовской области это устраивает. Что касается увеличения длительности туров, то этого можно достичь, но только с появлением новых инфраструктурных объектов.
— На фоне увеличения турпотока создание инфраструктуры станет главной задачей на ближайшее время?
— Да, действительно фокус у нас смещается с продвижения туров на создание туристической инфраструктуры. Нас любят, знают, у нас есть возвратные туристы. Нужно переходить на следующий этап. Мы уже видим, что недостаточно средств размещения, недостаточно интересных локаций, туристских рекреационных центров. Я надеюсь, что 2023 год, в первую очередь подарит нам новые объекты туристской инфраструктуры, включая новые отели. Мы над этим работаем. Ищем потенциальных инвесторов, вместе с муниципальными образованиями прорабатываем инвестиционные площадки. Приняли участие в конкурсе грантовой поддержки Ростуризма, прошли первый этап конкурса, как регион. Основной фокус сейчас — на инвестиции в туризм.
— Какое место в этой стратегии займет развитие номерного фонда донского региона?
— Номерной фонд состоит из двух составляющих. Первая — коллективные средства размещения (КСР), к ним относятся классифицированные отели, дома отдыха, иные объекты размещения. Вторая — неучтенный большей частью ресурс, в виде сдающихся в аренду объектов недвижимости. Зная объем турпотока в регионе, можно сделать вывод, что почти половина туристов пользуются вторым ресурсов. Номерной потенциал региона — минимум 1,5 млн человек в год. Официально зарегистрированных КСР в Ростовской области примерно 700 тысяч. То есть нам требуется еще примерно такое же количество. Это не значит, что мы должны бороться с неучтенным ресурсом, но нужно выводить его из серых схем. Перспектива — увеличение официальных средств размещения в два раза.
— Президент РФ поручил создать новые крупные всесезонные курорты и активнее использовать побережье Азовского, Балтийского, Каспийского и Черного морей, а также Приморья. Какие перспективы вы видите. Как это направление может развиваться?
— Наши перспективы — это побережье Азовского моря. Там можно создать кластер детского и семейного туризма. Это, в первую очередь, детские лагеря, и семейные дома отдыха, отели, пансионаты. Для этого есть природные ресурсы, есть инфраструктурная база. Конечно, потребуется много работы в этом направлении, и это не может быть реализованы в кратчайшие сроки, как бы нам этого не хотелось. Это работа на перспективу. Программа-максимум.
— Весной 2022 года появилась информация, что туристический кластер «Приазовье» в Таганроге намерена развивать «Группа Синара». В перспективах развитии всесезонных курортов на побережье делается ставка в том числе на крупных инвесторов?
— Да, конечно. Кстати, подобные кластеры могут изменить соотношение «туристов одного дня» и тех гостей, которые приезжают к нам на более длительный срок, в пользу последних. Кластер «Приазовье», который планирует построить «Синара» будет включать в себя вишневую пивоварню, сцену на воде, бассейн инфинити, арт-пространство, и спортивные объекты. Современный туристический комплекс увеличит срок пребывания гостей. Они будут ехать к нам и на семь и на десять дней. Очень ждем появление таких объектов, но пока развиваем туры выходного дня.
— Как можно оценить потенциал развития Таганрога, после включения его в программу комплексного развития? Отмечается ли увеличение туристического потока в этом направлении?
— Отмечается и существенное. В 2021 году Таганрог посетили 250 тысяч туристов. В этом году, за период с января по сентябрь включительно, турпоток в Таганрог уже составил 350 тысяч человек. Это увеличение объясняется в том числе тем, что город активно проявляется в инфополе. Он находится на море и это большой рекреационный плюс. У города богатая история, архитектура, особая аура провинциального городка, в хорошем смысле слова. У Таганрога очень большой потенциал. И то, что было принято решение о его развитии — это, стратегически правильное решение. Оно повлияет не только на развитие туризма в самом Таганроге, но и в регионе в целом. Наличие такой «якорной» локации, уже создает воронку продаж и генерит туристский поток, который распределяется в результате по всему региону.
— Какой главный итог туристической отрасли Ростовской области в 2022 году, и какие перспективы развития вы видите в 2023 году?
У всех отраслей, мы не исключение, в этом году были беспрецедентные проблемы, иначе не скажешь. У нас например — закрытый аэропорт. Скажите, вы готовы развивать туризм в регионе, где в течение года закрыт аэропорт? Так вот, главный итог, главное достижение в том, что эта ситуация была воспринята, как вызов, как некая точка роста. Мы вышли по итогам сезона на турпоток сравнимый с прошлым годом. Не смирились, боролись и выстояли. Что касается перспектив, то весь 2023, а возможно и 2024 год должен пройти под знаменем развития туристической инфраструктуры. Строительство новых объектов размещения, создание новых локаций для привлечения туристов — вот главное направление работы.