Быковская– РБК-Юг: ГЧП решает проблему доступности медицинских услуг
– Татьяна Юрьевна, сегодня мы говорим о государственно-частном партнерстве как мировом тренде в реализации наиболее социально значимых проектов. Расскажите, что представляет собой механизм ГЧП в применении к сфере здравоохранения? В чем состоит участие государства, и в чем — частного инвестора?
– К сожалению, государственно-частное партнерство в том варианте, в котором оно определяется законом, на сегодняшний день не существует, потому что нет закона. Само по себе ГЧП подразумевает выгодные условия взаимодействия государства с частным инвестором. Государство дает инвестору на льготных условиях помещение, или оборудование, либо оказывает какое-то другое содействие для предоставления госуслуг, при этом инвестор, вкладывая деньги в проект, получает определенную прибыль от оказания этих услуг за государственный счет.
В здравоохранении это очень интересно, потому что на сегодняшний день практически любая услуга оказанная в этой сфере — платная. Она оплачивается либо государством, либо работодателем, либо самим гражданином. Благодаря тому, что федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не исключает государственно-частное партнерство в здравоохранении, а ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» раскрыл возможности вхождения частников в систему ОМС, сегодня у нас есть рамочный документ Ростовской области, позволяющий организовывать примерный модуль ГЧП.
Мы быстро подхватили такую возможность и использовали взаимоотношения органов власти с «частниками» для развития тех услуг, которые нам нужны.
– Какие именно проекты уже реализованы в Ростовской области на основе механизма государственно-частного партнерства?
– Долгие годы у нас были проблемы с оказанием услуг по гемодиализу. Мы отдали свои помещения на условиях приемлемых для частника, который очень быстро оснастил их оборудованием и вошел в систему ОМС, теперь через специальный тариф эта медицинская помощь оказывается всем, кому она необходима. Сегодня у нас нет очереди на гемодиализ — и это самое большое достижение.
Другой пример ГЧП — система экстракорпорального оплодотворения. Если раньше мы оказывали эту помощь в своих областных учреждениях, просто привлекая специалистов «Центра репродукции человека» в областной перинатальный центр, то сегодня мы получили возможность включить этот центр в программу обязательного медицинского страхования, выделить им квоты, и на тех площадях, в которых этот центр работает, оказывать женщинам медицинскую помощь.
У нас были проблемы с ранней пренатальной диагностикой пороков развития плода, государство не могло сразу купить необходимые аппараты УЗИ и расширить сеть медицинских кабинетов, в которых эта помощь оказывается. Теперь диагностический центр «Эксперт» в Ростове-на-Дону оказывает эту помощь в рамках ГЧП. По этой системе мы также работаем компаниями «Леге Артис», Интер-ЮНА и многими другими. ГЧП открывает возможности социально-ориентированному бизнесу, который вложил деньги и понимает, что стоимость этой услуги в системе ОМС ниже, чем она могла бы быть, если бы оказывалась платно, но она заказана государством, то есть будет обязательно.
– Любое партнерство предполагает определенную выгоду для его участников. Что получает в таком случае частных инвестор при реализации проектов на основе ГЧП в здравоохранении?
– У частных инвесторов будет постоянный поток потребителей услуги в рамках государственной гарантии. Таким образом, государство получает быструю и качественную услугу, не вкладывая в это деньги, а бизнес получает гарантированные объемы оказания медицинской помощи с отсроченным получением экономического эффекта. Это две составляющие, которые устраивают государство с точки зрения качества получаемой медпомощи, а бизнес с точки зрения применения своих возможностей.
Например, не у всех есть возможность заплатить, чтобы воспользоваться услугами частной сети глазных клиник – кто-то заплатит, а кто-то будет ждать очереди, или получать не высокотехнологичную медпомощь в обычных условиях. При государственно-частном партнерстве частник понимает, что он имеет определенный объем медицинской помощи, при этом и завтра, и послезавтра, и через 10 лет он будет только увеличиваться.
– Какой процент бесплатных, а какой – платных медицинских услуг оказывается в рамках проектов, реализуемых в рамках ГЧП?
В рамках наших проектов все услуги оказываются бесплатно. Мы даем государственное задание на конкретную услугу, количество квот по ЭКО, количество объемов оказания гемодиализной помощи — все нуждающиеся в ней жители Ростовской области получают ее через систему ОМС. Перинатальную диагностику будущие мамы также проходят бесплатно. В случае, когда люди обращаются в частную клинику не в рамках выделенной квоты, это уже не проект ГЧП, а хозрасчетная деятельность самого учреждения.
– Какие проекты на основе ГЧП планируется реализовать в Ростовской области в ближайшее время?
Сейчас мы по поручению Губернатора с главой администрации Ростова-на-Дону Сергеем Горбань обговариваем вопрос привлечения частных инвестиций в строительство Центральной городской больницы№1 им. Семашко. Будет ли это государственно-частное партнерство, или концессионное соглашение, пока не известно. Но в любом случае, это будет взаимоотношение государства и бизнеса по строительству лечебного учреждения, которое будет оказывать помощь как госуслугу.
– А чего не хватает в действующей Центральной городской больнице?
– Там всего хватает, там просто старое здание. На сегодняшний день она по своим санитарно-техническим условиям не отвечает тем требованиям, которые сейчас существуют. Мы ее оснастили хорошим оборудованием, которое покупали в рамках модернизации, и за счет средств города у нас там работают хорошие кадры, оказывающие высокотехнологичные виды медицинской помощи. Но условия, в которых они оказываются, не отвечают требованиям, жители столицы донского региона достойны лучшего. Здесь даже нельзя привести в порядок существующее здание. Корпуса надо перестроить, а поскольку строительство будет стоить от 2 млрд руб., то стали искать частных инвесторов, которые позволят нам это сделать. В любом случае это будет польза для жителей города.
– Как осуществляется процедура выбора государством партнера для реализации того или иного проекта на основе ГЧП? Какие требования предъявляются к самим проектам и их инвесторам?
– Мы еще не отказали ни одному социально-ориентированному представителю бизнес-сообщества, который предложил бы нам хороший проект, в котором заинтересованы жители Ростовской области и который бы сокращал расходы бюджета на оказание того или иного вида помощи. Вопрос не в конкретном объеме инвестиций, а в том, чтобы населению оказывались необходимые услуги. Если бы мне кто-то сказал, что он возьмет и сделает частную скорую помощь и в этом вопросе закроет потребности, мы бы с удовольствием дали объемы по этому проекту.
– Можно ли сегодня выделить какие-то проблемы, с которыми сталкиваются стороны при реализации проектов на основе ГЧП?
Основная проблема — это отсутствие федерального закона о ГЧП. Сегодня благодаря тому, что в области есть региональный закон, поддерживающий государственно-частное партнерство, инвестор спокоен. Но если, например, завтра ситуация изменится – например, поменяется «политическая воля» региональных властей, у инвестора тут же возникнут вопросы. Поэтому основная задача сегодня - это наличие федерального закона, где будут четко определены все правила игры, и от воли какого-то одного конкретного человека ничего не поменяется.
– Отразились ли как-то на планах по реализации таких проектов кризисные явления в экономике?
Нет, потому что практически все текущие проекты к моменту возникновения этих проблем мы реализовали. Средства на оказание медпомощи через систему ОМС не уменьшились, они только с каждым годом увеличиваются. Наверное, какие-то внутренние проблемы могли возникнуть непосредственно у самих инвесторов в части покупки оборудования по валютному курсу. Наверное, где-то рентабельность чуть-чуть стала меньше, но при этом на наших взаимоотношениях это никак не отразилось, и ни один проект не был заморожен.