Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Главный архитектор Ростовской области: «Центр Ростова должен меняться»

Главный архитектор Ростовской области Григорий Алексеев-Малахов рассказал в интервью РБК ТВ Юг в студии на площадке отеля Гранд Ростов Хаятт Ридженси, по какому принципу будет меняться архитектурный облик Ростова
Фото: пресс-служба министерства строительства Ростовской области
Фото: пресс-служба министерства строительства Ростовской области

— До конца 2023 года власти Ростовской области планировали разработать и утвердить мастер-план Ростова-на-Дону. На каком этапе находится эта работа и когда мы сможем увидеть первые результаты?

— Действительно, в Ростове-на-Дону анонсировалось создание такого документа, как мастер-план. Явилось это результатом того, что большой резонанс вызывал центр города, именно снос ветхого жилья, часть которого имеет историческую ценность. Появилась идея создания мастер-плана. Была попытка вовлечь в этот процесс ДОМ.РФ, но у него в настоящий момент большая загрузка проектного офиса, и в ближайшее время они не могут приступить к проектной разработке Ростова.

Следует отметить, что само понятие мастер-план в России впервые прозвучало при разработке Стандартов комплексного развития территорий. По заказу Минстроя России такую работу выполняли консалтинговое бюро Strelka совместно с ДОМ.РФ. В законодательном поле — сам документ пока не закреплен. Он разноплановый и довольно гибкий. Практически 50% мастер-плана — это глубокий анализ территорий, с их плюсами и минусами, проблемными вопросами, которые надо находить и решать.

На основе такого анализа делаются проектные решения, которые обязательно имеют несколько сценариев. Лучший из них должен иметь финансовое обеспечение и встраиваться в программные мероприятия разных бюджетов. В любом случае, в отличие от генерального плана, с его статичной картинкой, мастер-план — это живой организм, который дает возможность комплексно работать с территорией.

Если мы говорим о Ростове, мы рассматривали различные форматы, и в настоящее время в правилах землепользования и застройки Ростова возможность разработки градостроительных концепций. Более того в самих Правилах существует схема зон градостроительного регулирования, где определены границы исторического центра, градоформирующих комплексов, речного фасада. На эти территории могут быть выполнены градостроительные концепции, которые могут нести тот посыл, который заложен в мастер-плане. И так как это закреплено в муниципальном документе, на это можно получать бюджетное финансирование.

— Есть ли у вас представление того, как будет меняться архитектурный облик Ростова? Как при этом будут защищены исторические здания?

— Много программ существует. Здания, которые должны попасть под снос, проходят серьезный анализ. Более того, в градостроительный кодекс РФ внесены изменения, регулирующие архитектурно-градостроительный облик зданий. Правительством Российской Федерации будет определяться, какие требования должны предъявляться к облику и то, как они будут определяться на уровне местного самоуправления. Это как раз те механизмы, которые могут регулировать застройку внутри исторического центра. У нас есть объекты культурного наследия, которые должны сохранить свой облик, но мы понимаем, что центр города будет меняться, он должен меняться, потому что ветхого жилья на самом деле много. Эти здания будут убираться, но та застройка, которая будет появляться, должна быть сопричастна той, которая сохраняется.

Исторический центр — тот колорит, который нам нравится, гостям нравится, по которому узнают Ростов, он должен сохраниться. Эти правила игры должны быть прописаны, закреплены, и через механизм согласования архитектурно-градостроительного облика образ центра города должен сохраниться.

— Есть ли конкретные сроки утверждения необходимых регламентов для Ростова-на-Дону?

Буквально в декабре были внесены изменения на федеральном уровне, в марте они вступят в силу. Таким образом, появятся прописанные правила игры, именно требования того, как это будет согласовываться. Будем ждать. Я думаю, что в ближайшее время мы начнем работать с администрацией города, чтобы разработать концепцию на центральную часть города и на речной фасад.

Вся иерархия этих документов будет встраиваться в архитектурно-градостроительный облик, и в Правила землепользования и застройки. Будем приступать, а когда это будет завершено — надеемся, в ближайшее время.

— Сейчас также ведется работа над дизайн-кодом Ростова-на-Дону. Когда мы увидим ее результат, и что принципиально изменится?

— Дизайн-код — это интересный формат, и в отличие от мастер-плана он получил свое отображение в федеральных документах год назад и должен входит в состав правил благоустройства. Это как раз тот документ, который очищает территории от визуального шума, когда мы освобождаем фасады зданий, и вообще городское пространство, от излишеств, которые закрывают то пространство, которым хочется любоваться. Когда этот визуальный шум уходит, застройка становится более гармоничной. Это сразу становится комфортной городской средой. И правила благоустройства носят обязательный характер и устанавливают обязательства перед собственниками магазинов, зданий по приведению их в соответствие с установленными требованиями.

— Есть ли конкретные сроки?

— Дизайн-код в Ростове-на-Дону уже сделали. В прошлом году Минстрой проводил семинары в рамках выставки «СТИМэкспо» и Ростов показывал разрабатывающиеся материалы по дизайн-коду. Я не знаю, полностью завершены они или нет. Работа была проведена очень серьезная, большая, интересная. Я думаю, сейчас они занимаются тем, чтобы встроить дизай-код в правила благоустройства.

— Насколько перспективно комплексное освоение и застройка левобережной части Ростова-на-Дону?

— Левобережная часть очень перспективная. Это очень интересная и сложная территория. Формат по ее освоению стал материализовываться, когда было принято решение по размещению стадиона к Чемпионату мира по футболу. Это было уже больше 10 лет назад. Уже тогда мы понимали, что размещение стадиона — это большой шаг вперед по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. Сомнений по развитию этой территории не было. Мы прекрасно понимали, что это шарнир между урбанизированной территорией Ростова и Батайска, и природной осью реки Дон.

Здесь важно было этот баланс сохранить. Важно понимать, что через левый берег проходит 6 федеральных транспортных коридоров. Напротив Ростова — 3 железные дороги и 3 автомобильные. Это, по сути, поперечные дамбы по пойме. Чтобы не было напора воды, а сооружения подняты на не затапливаемую отметку, делаются пойменные мосты. Когда принималось решение по строительству стадиона, был проведен серьезный анализ левобережной части города, была сделана концепция по развитию всей левобережной зоны между Ростовом и Батайском, порядка около 1000 га. Были выявлены пойменные мосты, выстроена зона пропуска паводковых вод, определено сухое русло.

Также была сделана математическая модель по затапливаемости этих территорий, выявлены островки, на которых можно было создавать застройку и которые не изменят пойму. Математическая модель была выполнена серьезная. Предусмотрен самый худший вариант — когда одновременно происходит прорыв Цимлянского водохранилища, не срабатывает ни одно из гидросооружений и при этом начинается паводок. С учетом такой ситуации определялись максимальные отметки. Этот каркас был закреплен в генеральном плане Ростова. Его версия 2016 года закрепила развитие левобережной части города документально.

Если спрашивать какой будет застройка левобережной части города, меня больше интересует, какой она не будет. Именно тех территорий, которые сохранились в рамках природного режима. Важно, чтобы эти территории были закреплены.

Островки будут в любом формате развиваться, можно включить фантазию, что это будут или некие небоскребы, или это более низкая застройка. Это уже будет фантазия тех архитекторов, которые будут там развивать территорию. Со стороны власти важно сохранить природный каркас, природные коридоры, которые там есть. Безусловно, во-первых, это сухое русло, во-вторых, это аэрационные коридоры, которые позволяют «дышать» этой территории, а в-третьих, для меня это было в свое время открытие, это коридоры для миграции диких животных.

Мы закрепили эти коридоры в генеральном плане, которые потом перекочевали в правила землепользования и застройки, в схему градостроительного регулирования. Они имеют свой статус, и сейчас защищены от застройки. Думаю, сейчас мы будем закреплять эти территории красными линиями. И когда будет дальнейшее развитие левого берега, эти коридоры также надо будет вовлекать в рекреационный оборот. Это и гидропарки, и природные территории, и веломаршруты, и конные маршруты — это разные форматы. Левый берег у нас должен жить именно в таких форматах.

— Территорию старого аэропорта Ростова ранее планировали застраивать согласно концепции Архитектурного бюро ASADOV. Рассматривается ли она в планах развития этой территорий сегодня, что изменилось?

— Асадов — очень известное лицо в архитектурной сфере. Династия архитекторов — отец и сын. Они привлекались на этой территории. Не секрет, что это была инициатива компании «Аэросити». Была разработана концепция под конкретный формат застройки. Этот формат стал основой тех рамок, которые потом были закреплены в решении о комплексном развитии территории.

Дальше, как вы знаете, собственник поменялся. Это совсем другой застройщик. Понятно, что концепция будет изменяться, это будет другая застройка, в других форматах, но основа концепции останется. Задана ось — взлетная полоса является очень мощной пешеходной эспланадой, на которую будет навешана общественная застройка, парковые и рекреационные территории. Этот формат сохраняется, много рекреационных пространств, которые встраиваются в прилегающие территории.

Кроме того, нашим областным Институтом градостроительства был разработан «зеленый» каркас, который интегрирован с городскими лесами вдоль Шолохова, рощей Вересаево, и также с городскими лесами Аксайского городского поселения в Пороховой балке. Весь этот «зеленый каркас» — это основа нашего нового жилого района.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Ростов-на-Дону
Путин предупредил об ответе России на удар дронов по КазаниПолитика, 14:15
Семь причин ездить на Lada AuraРБК и Автоваз, 14:15
В Турции санитарный вертолет врезался в здание больницыОбщество, 14:05
Путин рассказал о разногласиях в Минобороны из-за разработки «Орешника»Политика, 13:50
Как в Минводах взорвался магазин пиротехники. ВидеоОбщество, 13:49
Чемпионка Олимпиады поддержала «затрудненный» допуск фигуристов из РоссииСпорт, 13:38
Пилоты пропавшего на Камчатке Ан-2 рассказали, как им удалось выжитьОбщество, 13:36
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как заставить нейросеть работать за себяРБК и Yandex Cloud, 13:33
Власти Казани оценили последствия атаки дроновПолитика, 13:32
Welt узнал о подготовке в ЕС санкций к третьей годовщине боев на УкраинеПолитика, 13:22
В Генштабе ВСУ признали сложную обстановку на всем фронтеПолитика, 13:09
Биатлонисты Поршнев и Шевченко выиграли масс-старты на Кубке СодружестваСпорт, 13:00
В Новосибирске неизвестный устроил пожар в отделении «Сбера»Общество, 12:36
Лучшая российская лыжница стала седьмой в первой гонке за полтора годаСпорт, 12:29