Перейти к основному контенту
ProНаука ,  
0 

В автономном полете: в ЮФУ разработают системы управления дронами для АПК

Ученые из ЮФУ разработают систему автономных агродронов к концу 2024 г.
Фото: Фото: Центр общественных коммуникаций ЮФУ
Фото: Фото: Центр общественных коммуникаций ЮФУ

Директор НИИ робототехники и процессов управления Южного федерального университета Вячеслав Пшихопов — об автономных беспилотных группах авиации, разработке агродронов и замене человека роботами.

Редакция «РБК ЮГ и Северный Кавказ» совместно с Южным федеральным университетом (ЮФУ) рассказывает об ученых юга России. В этот раз героем интервью стал профессор, доктор технических наук, директор НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ, главный конструктор и председатель научно-технического совета ПИШ ЮФУ Вячеслав Хасанович Пшихопов.

От пучин океана до полей Юга

— Вячеслав Хасанович, в январе 2024 года стартовал национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Какие разработки Южного федерального университета могут способствовать реализации нацпроекта?

— Реализация нацпроекта — это ответ на те вызовы, с которыми столкнулась Россия в последние годы в области безопасности государства. Это движение в правильном направлении, но оно требует более глубокой проработки в части создания отечественной электронной компонентной базы.

ЮФУ является базовой организацией Минпромторга России в части развития систем управления беспилотными авиационными аппаратами. Благодаря поддержке Фонда перспективных исследований, в рамках целевой поисковой лаборатории мы продолжаем эту работу. Сейчас ведем разработки по созданию систем уже группового применения средств робототехники, состоящих из различных объектов, авиационного, наземного базирования. Нами проведены работы с выходом на реальные демонстраторы в интересах Министерства обороны РФ.

— Разработки в сфере управления беспилотными системами в первую очередь интересны для Министерства обороны. Могут ли эти технологии применяться в гражданском секторе?

— Благодаря правительственному проекту по созданию передовых инженерных школ, мы получили значительную грантовую поддержку. В рамках школы мы создали лабораторию робототехнических группировок для решения агропромышленных задач. Команда разработчиков обязалась представить совету и руководству ПИШ группировку агродронов, которая без участия оператора должна мониторить поля в несколько десятков гектаров. Беспилотники будут определять состояние культур в полях и давать рекомендации агроному по внесению удобрений, устранению сорняков и другим работам. Речь идет именно о применении беспилотников без привлечения оператора.

Вячеслав Хасанович Пшихопов является выпускником Таганрогского государственного радиотехнического университета (сегодня — ЮФУ). Специализируется на робототехнике, теории управления, системах оптимального управления, автоматизированных распределенных системах управления энергообъектами и сетями. С 1986 по 2004 гг. работал на кафедре систем автоматического управления ТРТУ. Получил степень доктора технических наук по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации» в 2004 году. С 2007 года является директором Координационного научно-технического центра систем управления при ЮФУ. В 2013 году стал академиком Академии наук авиации и воздухоплавания. С 2014 года является директором НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ. Входит в подгруппы по НИОКР межправительственных российско-индийской и российско-итальянской комиссий по военно-техническому сотрудничеству. Имеет более 40 авторских свидетельств и патентов РФ и более 100 научных публикаций.

— Каковы сроки реализации этого проекта?

— Сейчас задача у ребят – к концу 2024 года представить демонстратор. Это точно будет уже группа беспилотных летательных аппаратов с наземным пунктом управления, каналами связи и системой навигации. Я испытываю определенный оптимизм, потому что много шагов на пути к решению этой задачи уже сделано в рамках предыдущих контрактов.

Дроны уходят в автономный полет

— Вы начинали заниматься разработками в сфере нейросетевых систем управления роботами еще в 90-х годах. За минувшие два десятилетия насколько сильно шагнула вперед эта отрасль? Каким будет следующий этап развития?

С привнесением нейросетевых подходов к управлению роботами ситуация в отрасли существенно изменилась. В первую очередь — в части обработки данных. Так, в 2016 году нейросети впервые превысили возможности человека по распознаванию лиц. Аналогичным образом они используются в робототехнике.

Что касается управления, тут вопрос остается открытым. Есть известные примеры использования нейросетей в управлении, допустим, в игре Dota, когда, чтобы обучить нейросеть, на протяжении нескольких месяцев фиксировалось более 20 тыс. параметров с каждого сеанса игры. Эти данные были в качестве обучающей выборки использованы для нейросети, которая обыграла команду людей. В 98% случаев выигрыш был на стороне искусственного интеллекта.

Южный федеральный университет — один из крупнейших научно-образовательных центров России. Ведет свою историю с 1915 года, когда в Ростов-на-Дону переехал Императорский Варшавский университет. Сегодня в ЮФУ представлены 14 научных школ, 248 направлений подготовки, 14 международных лабораторий, 12 ученых ЮФУ входят в 2% самых цитируемых ученых мира, в университете обучаются 27 тыс. студентов из 87 стран. Инженерно-технологическая академия ЮФУ создана в 2013 году на базе Таганрогского радиотехнического института, основанного в 1951 году. С 2022 года на площадке ИТА ЮФУ реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы». ПИШ «Инженерия кибеплатформ» ЮФУ сосредоточена не только на развитии робототехники как области прикладных наук, но и на развитии сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, связь, электроника и нейротехнологии.

Однако, как только при применении нейросетей в среде функционирования вы выходите за параметры обучающей выборки, эффективность существенно падает. В той же Dota, если вы обучили нейросеть под пять участников, а играть будут семь или восемь, то не факт, что нейросеть отыграет эту ситуацию в свою пользу. Поэтому в дальнейшем развитии систем управления беспилотными аппаратами необходимо комплексирование искусственного интеллекта с известными методами робототехники, не только классическими, но и неоклассическими. Это позволит перейти на новую ступень в создании интеллектуальных систем управления и интеллектуальных роботов

— Сегодня системы беспилотников управляются в дистанционном режиме, почему вы считаете, что необходимо создавать автономные беспилотные системы?

— Беспилотные авиационные системы, перемещающиеся по заданному маршруту, сегодня уже широко применяются и в гражданском секторе, и в специальных задачах. Но, как правило, беспилотники функционируют в средах, где нет связи и нет спутниковой навигации. И решение задач, которые возлагаются на беспилотные авиационные системы, в этом случае невозможно.

Также сегодня есть повышенные требования к оператору, к его психофизиологическому состоянию. Скорость и правильность принимаемых решений зависят от оператора. Новые задачи, которые ставят перед нами потребности общества и укрепление обороноспособности государства, требуют именно перехода в автономные режимы применения. Поэтому однозначно будущее беспилотных авиационных систем — это группировки, одиночное применение автономных систем, минимизация участия оператора.

— Как вы считаете, сколько времени может занять внедрение таких систем?

— На решение этой задачи с использованием компонентной базы дружественных стран мы можем выйти в течение 3-5 лет. Если задачей будет применение исключительно отечественной компонентной базы, то срок будет более длительным. С одной стороны, это позволит сформировать технологическую независимость, но это потребует вложений: интеллектуальных, кадровых, финансовых.

Роботы и человек

— Помните ли вы, когда впервые увидели робота? Какое впечатление это на вас произвело?

— С робототехникой я столкнулся ещё будучи студентом — почти 40 лет назад. Я участвовал в проекте, который на тот момент выполняла наша кафедра, по созданию сверлильно-клепального автомата для сборки изделий двойной кривизны широкофюзеляжных самолетов. Тогда этот контакт носил исключительно теоретический характер. Это была научно-исследовательская работа.

А через год, в 1987 году, наша команда была приглашена для создания роботизированного комплекса на базе замечательных манипуляторов РМ-01. Это было совместное производство Великобритании, СССР и Финляндии. Такие роботы распределялись между предприятиями, которые готовы были их использовать для автоматизации своих производственных процессов. На Таганрогском авиационном заводе имени Димитрова были первые два манипулятора РМ-01. И я отвечал там за систему управления. Мне пришлось и программировать этих роботов, и писать для них алгоритмы функционирования. Это был тот момент, когда я погрузился в робототехнику с удовольствием, а потом, оказалось, еще и с любовью.

— В каких сферах робот никогда не сможет заменить человека?

— В человеческих отношениях. Роботы с самого начала создавались, чтобы облегчить рутинные задачи: сначала манипуляторы на заводах, затем с их помощью мы стали погружаться в глубины океана, использовать их в космосе. Попытки использовать роботов, чтобы компенсировать отсутствие человеческого общения, были у японцев. В рамках своей государственной программы там создавали человекоподобных роботов ASIMO и предоставляли японским пенсионерам. Я думаю, что в ближайшем будущем в этих отношениях роботы не смогут заменить людей.

Однако дальнейшее развитие будет зависеть от того, в каком темпе мы будем ставить новые задачи перед робототехниками, и готовы ли мы будем перешагнуть через линию, которая называется «межчеловеческие отношения».


Беседовала Анастасия Назарова

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Ростов-на-Дону
Главе проекта «Архангел» пытались вручить заминированную рамку с грамотойПолитика, 15:06
Рублев в шутку пожелал Медведеву встретить Рождество без настроенияСпорт, 15:02
Медведев увидел риск в возникающих этнических анклавахПолитика, 15:01
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизеPro, 15:00
Для донских «Валдаев» закупят 4 причала за ₽160 млнРостов-на-Дону, 14:52 
Мурашко поручил регионам усилить работу медслужб в новогодние каникулыОбщество, 14:51
«Сбер» выпустил ЦФА на бензин и дизельное топливоКрипто, 14:50
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В СПЧ призвали проверить муфтия Москвы за слова о многоженствеОбщество, 14:47
Драка с поножовщиной произошла в метро Москвы. ВидеоОбщество, 14:45
Роскомнадзор ответил на вопрос о планах ввода штрафов за VPNТехнологии и медиа, 14:44
Генераторы инвестиций: как GenAI-стартапы привлекают миллиардыТренды, 14:37
Инженерные специальности стали самыми востребованными в ЮФУ в 2024 г.Ростов-на-Дону, 14:36 
EuroNCAP оценила безопасность нового Porsche Macan после краш-тестаАвто, 14:34
На Ямале откроется еще одна трасса для общего пользованияПресс-релиз, 14:33