Алексей Логвиненко: «В Ростове в 2023 году начнут выпускать ноутбуки»
— С 2019 года в Ростове-на-Дону наблюдался рост по всем экономическим показателям, в том числе и по объему инвестиций. Сохранилась ли эта тенденция в сложном 2022 году?
— Мы однозначно наблюдаем положительную динамику инвестиционной деятельности несмотря на экономическую ситуацию. Так, по итогам 9 месяцев 2022 года, объем инвестиций в основной капитал составил 98,9 млрд. рублей. Это на 9% больше, чем в январе-сентябре 2021 года. При этом доля частных инвестиций составляет 87%, или 85,6 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года показатель вырос на 10%.
— Как в целом сейчас можно оценить инвестиционную привлекательность Ростова-на-Дону?
— У Ростова большой экономический потенциал. Сейчас ведется работа по формированию «Перечня инвестиционных проектов Ростова-на-Дону». На сегодняшний день в него входит 51 инвестиционный проект на общую сумму 266 млрд рублей. В 2022 году уже реализованы шесть инвестпроектов на сумму 23,1 млрд рублей, создано 579 рабочих мест. Завершен масштабный проект по строительству сети автозаправочных станций, инвестиции составили свыше 1 млрд рублей. Два проекта реализованы в сфере гостиничного бизнеса на общую сумму порядка 18 млрд рублей. Введены в эксплуатация два новых жилых комплекса стоимостью свыше 4 млрд рублей.
— Какая работа ведется городской администрацией с инвесторами?
— Вопросы, которые возникают при реализации инвестпроектов, рассматриваются на заседаниях городского совета по инвестициям. Чтобы смягчить влияние антироссийских санкций на экономику страны, на федеральном и региональном уровнях, разработаны комплексы антисанкционных мер поддержки бизнеса. В Ростове-на-Дону в 2022 году утвержден план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития города. Принятые меры позволили сохранить инвестиционную активность, поддержать экономику города в сложное время.
— Один из инвестпроектов этого года, стартовал на базе ГК «Бештау», и напрямую касается актуальной темы импортозамещения. Как вы оцениваете перспективы этого проекта?
— Группа компаний «Бештау» реализует в Ростове-на-Дону импортозамещающий проект по выпуску радиоэлектронной продукции. Объем инвестиций на первом этапе — примерно 800 млн рублей. Запущено серийное производство плат для радиоэлектронных устройств. Производственная мощность — около 500 млн компонентов в год. Уже в 2023 году на базе ГК «Бештау» планируют начать выпуск ноутбуков. Производственный цикл предполагает, в том числе, выпуск литий-ионных батарей, сборку плат и изготовления деталей корпуса. ГК «Бештау» сейчас единственная компания на юге России, которая занимается разработкой и производством, как комплектующих, так и готовых устройств. Высокотехнологичные импортозамещающие инвестпроекты — приоритет городского инвестиционного портфеля. Такие проекты находятся на особом контроле администрации Ростова.
— Есть ли в Ростове-на-Дону примеры импортозамещения, сформированные на базе уже существующих, модернизированных производственных площадок?
— Мы продолжаем создавать условия для запуска импортозамещающих производств, формировать возможности для перехода к промышленности нового технологического уклада. Для этого, в частности, разработан проект создания и развития промышленного технопарка на базе оборонного завода ПАО «Гранит». Планируемый объем инвестиций — 1,5 млрд руб.
На одной площадке разместятся 15 высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса. Тематическая сегментация площадки предполагает несколько центров: Центр прототипирования электронной промышленности, Центр коллективного пользования технологическим оборудованием, а также Инжиниринговый центр.
— Какое количество новых рабочих мест даст городу этот промышленный технопарк?
— Планируется создать свыше 300 рабочих мест. Заключены предварительные соглашения с потенциальными резидентами — ведущими предприятиями города, которые специализируются на электронике и электротехнике. По нашей инициативе городская Дума ввела льготу в виде освобождения собственников участков от уплаты 80% земельного налога.
Эта преференция будет действовать в течение пяти лет с даты присвоения статуса резидента технопарка. Организована также работа по формированию пакета документов для включения площадки «Гранит Технопарк» в реестр промышленных технопарков Минпромторга РФ. Это позволит участвовать в конкурсах, где победа предполагает господдержку.
— Какие направления развития социальной сферы южной столицы удалось реализовать в этом году?
— На сегодняшний день в городе ведется беспрецедентное по объему строительство социальной инфраструктуры. Выполняются задачи, поставленные национальными проектами, которые охватывают все важнейшие сферы жизни, в том числе демографию и образование. Только за последний год завершено возведение и реконструкция трех современных школьных комплексов на 3594 места. Все новые школы имеют развитую инфраструктуру, позволяющую реализовать эффективные технологии обучения.
В текущем году также введены в эксплуатацию два детских сада в микрорайонах «Левенцовский» и «Вересаево» и до конца года будет завершено строительство еще трех детских садов в 10 микрорайоне ЗЖМ, в районе Ростовского моря и в жилом районе «Левенцовский». Совокупное число новых мест для дошкольников составит — 880.
Сейчас параллельно ведется строительство пяти школьных комплексов в жилых районах «Левенцовский», в районе Ростовского моря, в микрорайонах ЮФУ и «Темерник» на 6426 мест. Сдача новых объектов планируется в 2023–24 годах.
Кроме того, в городе ведется капитальный ремонт объектов образования. Так, в начале нынешнего учебного года, после капремонта, стоимость которого составила 265 млн рублей, открылась школа № 84 на улице Киргизской. В настоящее время ведется капитальный ремонт еще шести общеобразовательных учреждений, пять из которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета в рамка Федеральной программы модернизации школ. Работы по всем объектам будут завершены до конца следующего года.
— Что с дорожной инфраструктурой донской столицы? Появились ли новые магистрали, какая работа велась по реконструкции существующих дорог?
— 2022 год дал еще один импульс дорожной деятельности на территории города. В этом году в донской столице продолжались мероприятия по ремонту и реконструкции городских автомобильных дорог в рамках реализации национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда». Объектом особого внимания стала реконструкция автомобильной дороги по ул. Вавилова (ул. Особенная — ул. Сосновая) со строительством транспортной развязки ул. Особенная — ул. Вавилова — пр. Королева.
В рамках подготовки с 2023 года строительных работ, в 2022 году активно проводились мероприятия по выкупу в муниципальную собственность земельных участков и объектов недвижимого имущества физических и юридических лиц, попадающего в зону перспективной реконструкции автомобильной дороги.
Также в 2022 году начато проектирование объектов развития с завершением проектных работ в 2023-2024 годах, в том числе «Строительство соединительного участка ул. Доватора — ул. Зоологическая (дублер ул. Змиевский проезд)», «Реконструкция автомобильной дороги по ул. Оганова», «Реконструкция автодороги по ул. Орбитальная от перехода через балку «Темерник» до ул. Добровольского с выходом на ул. Космическая».
После завершения проектирования и получения заключения экспертизы объекты могут быть предложены к реализации в рамках национальных проектов. В 2022 году был выполнен ремонт 35 улиц, протяженностью 27,5 км, на площади более 500 тыс.кв. метров, из которых 8 объектов — грунтовые дороги. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» был произведен ремонт 27 дорог.
— Каким будет объем финансирования дорожного строительства в 2023 году?
— В перспективе 2023 года, прогнозный объем финансирования, который планируется направить на дорожную деятельность, составляет 3,1 млрд. рублей. Эти средства пойдут на продолжение ремонта дорожных покрытий, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Уже сформирован перечень из 18 объектов, протяженностью 19,9 км, где начнутся работы.
— Как развивалась в этом году инфраструктура левого берега Дона, территории получившей импульс к развитию, благодаря чемпионату мира по футболу?
— Левый и правый берега являются центральной частью донской столицы. Правый берег — это исторический центр, который представляет собой культурно-деловую часть города с туристическими маршрутами. На левом берегу мы сегодня формируем современный спортивный кластер с развитой инфраструктурой. Там же идет комплексная жилая застройка по ул. Левобережной, которую осуществляет группа компаний «ЮгСтройИнвест». Это самый масштабный инвестиционный проект 2022 года.
Он предусматривает строительство жилого микрорайона с объектами социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения с благоустройством паркового пространства. Общая градостроительная емкость жилого района в границах земельного участка 39,0 га — 317,8 тыс. кв.м. жилья.
На территории запланировано строительство 13 многоквартирных домов высотой от 16 до 25 этажей. В стадии строительства, на текущий момент, находятся 6 домов. Сдача первых 3 ожидается в 2023 году. Жилой район будет расположен на территории восточнее «Ростов Арены».
— Какой будет численность населения в новом микрорайоне, и планируется ли создание там рекреационных зон?
— Численность населения района будет составлять примерно 8 тысяч человек. Рядом с жилой застройкой появится парк площадью 14 га. Проект планировки предусматривает создание спортивной инфраструктуры: велотрека, теннисных кортов и футбольного поля.
Добавлю, что в текущем году продолжена реализация второго этапа крупнейшего проекта, который позволит снять инфраструктурные ограничения для развития города в том числе в восточном направлении. Это в первую очередь касается левобережья. Речь идет о строительстве канализационного коллектора № 62. Работы на этом объекте планируется завершить в ноябре 2024 года. Ввод его в эксплуатацию позволит также развивать территорию старого аэропорта, предполагающую масштабную жилую застройку.