Ревенко: «Потенциал КРТ Ростовской области составляет 4,5 тыс. га»
Начиная с конца 2024 года в Ростовской области кардинально пересмотрели подходы к градостроительной политике региона. Теперь главный и обязательный принцип — комплексное развитие территорий, который направлен на создание благоприятных условий не только для застройщиков, но и для полноценной жизни людей. О том, что изменилось в градполитике региона за минувший год, РБК Ростов узнал у заместителя губернатора Ростовской области Владимира Ревенко.
«Нет задачи все застроить»
— Владимир Юрьевич, какова ваша оценка работы, проведенной в градостроительстве региона в 2025 году?
— Я не вправе давать оценку, ее должны давать жители. Но то, что мы делаем — это достаточно большой пласт работ. Вы знаете, что уже полностью изменен подход в градостроительной политике: сегодня все разрешения на строительство даются в режиме комплексного развития территорий. С застройщиками, уже получившими разрешения на строительство, проведена большая работа.
На сегодняшний день продолжается выдача разрешений. Какое-то время у нас была пауза, примерно с начала 2025 года по май. Сегодня все это происходит в штатном режиме и то количество обращений, которое к нам поступает, оно радует. Мы видим как рынок потихонечку оживает.
Планируем, что в этом году у нас будет сдано 2,15 млн кв. м жилья, и есть хороший задел на 2026 год. То, что проектируется на сегодняшний день, уже проектируется с учетом удобства граждан. Здесь не только школы и детские сады, но и опорные пункты полиции, где-то проектируются пожарные депо, станции скорой помощи.
Также мы активно занимались созданием мастер-плана города Ростова-Дону. Агентство «Новая земля» представило нам первый вариант мастер-плана, он нам не понравился. Потом нам представили второй вариант мастер-плана, сегодня мы работаем уже над третьим вариантом.
— Как себя зарекомендовал инструмент КРТ в Ростовской области?
— Согласно градостроительному мастер-плану, у нас порядка 4,5 тыс. га, которые потенциально могут быть в режиме КРТ застроены жильем. Но у нас нет задачи все застроить. У нас задача — чтобы то, что строится, строилось с комфортом. И строители нас понимают, они готовы делиться прибылью, доходом. Мы это видим. Сейчас каждый жилой комплекс предусматривает, например, парк. Это либо районный парк площадью не менее 8 га, либо это большой парк площадью от 18 до 20 га. Я напомню, площадь Парка Горького [Центральный городской парк им. М. Горького в Ростове-на-Дону — прим. РБК Ростов] — 8,5 га.
— Какие планы по развитию КРТ в 2026 году?
— КРТ, как правило, носит заявительный характер, когда либо собственник земельного участка, либо инициатор проекта обращаются. Сейчас мы работаем над рядом проектов. Но говорить об этом рано. Вот когда они придут с документами, тогда мы это сможем представить на суд общественности.
Тщательный подход
— Каким критериям должны соответствовать новые проекты девелоперов в Ростовской области?
— Мы рассматриваем каждый проект в индивидуальном порядке. Более того, все многоквартирное жилье сегодня рассматривается на градостроительном совете, в состав которого входит достаточно много людей, в том числе и общественники и сам губернатор, который является его руководителем.
Когда нам был предложен проект комплексной застройки территории в Аксайском районе, губернатор лично выехал на место вместе с инициатором проекта. Вместе с министром строительства мы посмотрели данный земельный участок, убедились, что есть транспортная доступность, будет ли это отвечать интересам людей. И только после таких проверок принимается решение.
У нас есть отказы, достаточно много. Например, по таким проектам, где в частном секторе хотят возвести девятиэтажку без соответствующего обеспечения парковочными местами. Я уже не говорю о школах.
В Москве существует инфраструктурный взнос. Там, где невозможно построить отдельно выделенную школу или детский сад, застройщик, исходя из расценок Министерства строительства Российской Федерации, оплачивает такой инфраструктурный взнос в бюджет региона или соответствующего города. В Ростовской области это уже действует.
— Как в Ростовской области следят за сохранностью памятников архитектуры?
— У нас есть единая охранная зона центральной части Ростова-на-Дону, которая нуждается в постоянной корректировке. То есть она не должна уменьшаться или увеличиваться. Поэтому на последнем градостроительном совете мы рассматривали эту единую зону охраны центральной части города Ростова и смотрели, что мы можем разрешить и не разрешить в данной зоне. Никаких решений пока не принято, мы мониторим данную ситуацию. Ну и самое главное: должно быть заинтересованное лицо. Тот, кто хочет построить и тот, кто хочет реконструировать.
У нас есть другая проблема: памятники архитектуры, многие из которых расселены уже 10-20 лет, имеют статус многоквартирных домов. У нас есть инвесторы, которые бы хотели их переделать, например, в офисные помещения. На мой взгляд, это не противоречит здравому смыслу. То есть, это должно быть восстановление памятника культурного наследия со всеми охранными обязательствами, но в последующем оно может использоваться как частный дом или офисное помещение. В Ростове-на-Дону, например, из более чем 500 объектов культурного наследия таких проблемных — 16.
Про проекты, решающие проблемы ЖКХ
— Тема, которая так или иначе связана с градостроительной деятельностью — ЖКХ. Как в 2025 году в регионе решалась задача по обновлению коммунальных сетей?
— У нас система ЖКХ очень тесно связана с тарифами. Длительное время у нас тарифы не поднимаются для того, чтобы не увеличивать рост платы граждан. Несмотря на то, что в Ростовской области действует норма — если суммарные платежи семьи превышают 20% от их дохода, семья имеет право на субсидию. У нас таких семей порядка 2,5%. Вопрос стоит в том, чтобы мы сегодня проводили комплексную работу по этой тематике.
Например, в Ростове-на-Дону в этом году у нас начинаются два больших проекта. Первый проект — это реконструкция очистных сооружений, второй проект — большое строительство новой ливневой канализации. В Ливенцовском микрорайоне раньше были поля, вода впитывалась в почву. Сегодня, когда мы заасфальтировали более 1 тыс. га, вода не впитывается и сливается по улицам. Мы видим, какой коллапс возникает на ул. Малиновского. Для того, чтобы эта вода уже в очищенном виде могла сливаться в реку Северский Донец, в этом году у нас запущено строительство ливневой канализации.
В области у нас есть, например, Шахты. Там степень износа — 86% по воде и 76% по канализации. Там нам нужно предпринимать значительные усилия, и мы их предпринимаем — 12,5 км водопровода в этом году [построено — прим. ред. РБК Ростов].
Такие же проекты есть и в других районах. Не могу сказать, что это массовое явление, это идет по программе модернизации коммунальной инфраструктуры, но в целом мы сегодня выходим на то, чтобы 2,5% сетей менять ежегодно. То есть это тот нормативный срок эксплуатации сетей, который у нас должен быть.
Что касается теплоснабжения, то в этом году из 49 муниципальных образований паспорта готовности к зиме получили все — это впервые. В прошлом году не получили паспорта 7 муниципальных образований.
Мы работаем над тем, как сократить потери и как наладить учет. В Ростовской области, например, 63 ресурсоснабжающих организации со стопроцентным государственным участием. Вот эти 63 организации работают в 15 программах. Где-то есть программа «Ермак», где-то — модификация 1С. Есть предприятия, которые работают вообще без автоматизации, то есть «на бумажке». Я не до конца понимаю, как можно нескольким тысячам абонентам разослать квитанции «на бумажке». Но такое, к сожалению, у нас присутствует. И мы сегодня вместе министерством ЖКХ работаем над тем, чтобы перевести всех на единую программу. Мы не говорим пока про единую квитанцию, потому что здесь много ресурсников. У энергетиков — своя программа, у газовиков — своя. Но мы хотим, чтобы министерство ЖКХ Ростовской области абсолютно точно видело, каково среднее потребление на один дом, на один квадратный метр, на одного человека — для того, чтобы планировать и развивать систему более точно.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен