Наталья Леонтьева: «донской бизнес кредитуется менее активно, чем раньше»

— С начала 2025 года эксперты и экономисты утверждают, что российская экономика перегрета. А с помощью роста ключевой ставки Банк России сдерживает спрос, чтобы экономику охладить. Как долго может продолжаться удержание? Какие риски это несет для обычных жителей, для бизнеса и есть ли какие-то региональные особенности этого сдерживания в Ростовской области?
— Высокая ключевая ставка нужна до тех пор, пока инфляция и инфляционные ожидания не будут устойчиво снижаться. Повышенная инфляция как раз и говорит о том, что экономика все еще перегрета. В марте инфляция в Ростовской области составила 10,6%, а по стране в целом — 10,3%. Для ее снижения, нужно чтобы спрос на товары и услуги соответствовал предложению. Сейчас у нас действительно разогретый спрос, и производители за ним не успевают. Компании не могут быстро наращивать выпуск из-за существующих ограничений, в частности, дефицита кадров, проблем с логистикой, высокой загрузки мощностей. При этом свои затраты производители активно перекладывают в цены, потому что высокий спрос им это позволяет.
Как можно притормозить спрос? С одной стороны, нужны стимулы к сбережению, с другой, — охлаждение кредитования. Всему этому способствуют высокие процентные ставки по депозитам и кредитам. Они стимулируют нас с вами больше сберегать и меньше тратить, в том числе меньше покупать в кредит.
Когда Банк России повысил ключевую ставку, сберегательная активность людей выросла. При этом рынок кредитования начал успокаиваться. Если мы возьмем розничный портфель, то на пиках в 2023-2024 гг. его годовой прирост был 30%, а по итогам февраля 2025 года — всего 3%. Это уже говорит о том, что ключевая ставка сработала. И в части сбережений мы видим, что средний процент по вкладам в крупнейших банках составляет 20% годовых. Естественно, остатки на депозитах граждан в Ростовской области тоже растут.
В корпоративном сегменте, чтобы снизить расходы по уплате процентов и переждать время высоких ставок, некоторые крупные заемщики погасили имеющиеся кредиты и не стали пока брать новые. В основном это зернотрейдеры, пищевая промышленность, производители транспорта. В итоге в начале 2025 года кредитный портфель донского бизнеса в годовом выражении немного сократился. В целом по России корпоративное кредитование продолжило расти, но более сдержанно, чем в 2024 году.
Но самым главным последствием от высокой ключевой ставки для людей и бизнеса должно стать снижение инфляции. Рост цен с начала этого года постепенно замедляется. И чем дальше, тем это будет заметнее. Люди ощутят это по ценам в магазинах. У бизнеса же перестанут высокими темпами расти издержки на сырье, материалы, оборудование, логистику.
По нашим оценкам, те условия, которые уже создала высокая ключевая ставка, приведут к возвращению инфляции к цели 4% в следующем году. Именно для этого и требуется продолжительное время сохранять ключевую ставку на высоком уровне.
— Что происходит на ипотечном рынке региона? Сколько всего за прошлый год и на какую сумму было выдано ипотечных кредитов жителям Ростовской области? Как изменилась эта сумма в сравнении с 2023 годом?
— В целом за прошлый год было выдано 133 млрд руб. ипотечных кредитов — в 1,5 раза меньше, чем в 2023 году. Ипотечный портфель по итогам 2024 года вырос на 11%. Это ниже «перегретого» 2023 года. Тогда обязательства по ипотеке увеличились в 1,4 раза за год.
Основные причины замедления роста портфеля — завершение в июле 2024 года безадресной льготной госпрограммы, изменение условий программы «Семейная ипотека» и повышение ставок по рыночной ипотеке вслед за ключевой ставкой Банка России. Кроме того, банки стали более требовательно подходить к оценке кредитоспособности заемщиков, поскольку весной 2024 года мы ужесточили требования к капиталу банков, которые выдают ипотеку с повышенным уровнем риска. По сути, такой рост ипотеки — в 1,4 раза — сопряжен с рисками для самих людей. Мы видим, что во многом он был обеспечен за счет кредитования граждан с высокой долговой нагрузкой, которые отдают больше половины своих доходов на погашение кредитов. Благодаря нашим мерам накопление рисков в ипотеке ограничено как для людей, так и для банков.
— Какие тенденции по ипотеке в регионе вы видите в 2025 году?
— В этом году спрос на ипотеку остался сдержанным. В январе-феврале банки предоставили жителям Ростовской области 8 млрд рублей кредитов. Это в 2 раза меньше, чем за тот же период прошлого года, когда ипотека еще росла быстрыми темпами. По итогам февраля годовой прирост ипотечного портфеля снизился до 5%. Такая же ситуация сложилась и в целом по стране.
В ближайшие месяцы, по оценкам банков, условия по ипотеке, возможно, будут пересматриваться, но все равно останутся достаточно жесткими. Существенного изменения спроса в этом сегменте не ожидается. По итогам 2025 года, по прогнозу Банка России, прирост ипотечного портфеля в стране составит 3-8%.
Ипотека — долгосрочный проект, и ставки по ней в значительной степени зависят от инфляции. Банки учитывают ожидаемую инфляцию в своих ставках. Это так называемая инфляционная премия. Поэтому, чем ниже и устойчивее у нас будет инфляция, тем ниже будут ставки по долгосрочным кредитам, в том числе ипотеке. На снижение и стабилизацию инфляции вблизи 4% как раз и направлены решения Банка России по ключевой ставке.
— На что в основном сегодня берут кредиты в банках жители Ростовской области? Какова доля кредитов по тем или иным направлениям в общей структуре? Менялась ли она за последние 2-3 года?
— В основном это потребительские нужды. В январе-феврале этого года на такие кредиты приходилось почти 90% объема всех выдач, а два-три года назад этот показатель не превышал 80%. С учетом того, что ставки по кредитам увеличились, соответственно, объем потребкредитования уменьшился, но меньшими темпами, чем ипотека. Кредитные карты по-прежнему пользуются популярностью. Но в тоже время активность на рынке кредитных карт у нас снизилась, потому что были ужесточены ценовые условия (процентная ставка) и неценовые (льготный период, лимиты). Также снизились объемы автокредитования. Летом прошлого года мы видели всплеск спроса, потому что все ждали повышения цен на автомобили вслед за увеличением утильсбора. Тем не менее доля таких кредитов в выдачах остается высокой — 20% в январе-феврале этого года. Раньше этот показатель редко превышал 10%.
— На что брал кредиты бизнес Ростовской области в 2024 году? Какая тенденция намечается в 2025 году?
— Донские компании в основном оформляют кредиты на пополнение оборотных средств. Такая тенденция наблюдалась в прошлом и сохранилась в этом году. При этом сейчас предприятия многих отраслей, действительно, кредитуются менее активно, чем раньше. Это следствие высоких процентных ставок, а также более жестких требований банков к финансовому положению заемщиков. К тому же кредитные организации еще с осени начали более осмотрительно подходить к расширению кредитования. Они заранее готовились к соблюдению введенной Банком России с 1 февраля 2025 года антициклической надбавки, которая заставляет банки формировать больший запас капитала при кредитовании, чем установлено нашими нормативами. Эта мера направлена на повышение устойчивости банков.
В ближайшие месяцы спрос донских компаний на кредиты останется сдержанным. По оценкам предприятий, роль кредитов в финансировании инвестиций продолжит снижаться. При этом поддержку кредитованию, особенно субъектов МСП и аграриев, окажут льготные программы. Процентные ставки по ним по-прежнему остаются заметно ниже рыночных. Также, вероятно, бизнес продолжит обращаться за кредитами для выполнения госконтрактов.
— По информации банков, в январе — феврале 2025 году спрос на кредиты со стороны бизнеса оказался ниже, чем годом ранее. Многие клиенты отказывались от уже одобренных предложений по причине высоких ставок. Участились отказы и со стороны банков. Как на ваш взгляд такая ситуации может отразиться на бизнесе Юга? Что ожидать в дальнейшем?
— Не стоит думать, что высокая ключевая ставка направлена на остановку кредитования, и по этой причине в экономике произойдет резкое снижение. Компании продолжают кредитоваться, просто подходят к этому более умеренно и взвешенно. Кроме того, кредиты — не основной источник финансирования для бизнеса. Основным были и остаются собственные средства компаний. За последние годы многие предприятия накопили значительные собственные средства и сейчас активно направляют их на финансирование текущих инвестпроектов. Также в условиях высокой ключевой ставки компании стали чаще привлекать более дешевые внутригрупповые займы. Например, к ним прибегает донской производитель котельного оборудования.
Бизнес страдает от высокой инфляции ничуть не меньше, чем мы с вами. Основные затраты предприятий — на сырье, материалы, оборудование, логистику, заработные платы — увеличиваются вместе с повышением общего уровня цен в экономике. Конечно, у бизнеса есть и процентные расходы, связанные с обслуживанием кредитов и зависящие от размера ключевой ставки. Но все же в среднем это не самая крупная часть затрат. К тому же далеко не у всех предприятий есть кредиты и, соответственно, процентные расходы. При этом на финансовое состояние компаний в большей степени влияют именно основные, то есть непроцентные расходы. С помощью высокой ключевой ставки Банк России снижает перегретый спрос, а следом и инфляцию и тем самым ограничивает рост основных затрат бизнеса.
— Согласно данным Росстата, за последний год стоимость многих услуг и продуктов в Ростовской области значительно выросла. Например, в марте 2025 года более чем на 20% увеличилась стоимость хлеба и изделий из пшеничной муки, ряд молочных продуктов стал дороже в пределах 17-27% и т.д. Когда цены перестанут расти так быстро?
— Действительно, ценовое давление все еще остается повышенным, но оно постепенно снижается.
Мы уже видим, что по отдельным товарам рост цен замедлился до умеренных значений. Особенно это заметно по товарам длительного пользования, таким как мебель, автомобили, средства связи. Цены на них наиболее чувствительны к политике Банка России, а также динамике валютного курса.
К тому же не все товары и услуги в феврале стоили больше, чем год назад. Среди продуктов питания яйца подешевели за год на 17%, а гречневая крупа — почти на 8%. Этой продукции на прилавках стало больше — увеличилось производство на российских птицефабриках и крупяных заводах. Также дешевле, чем год назад, жителям Дона обходилась покупка планшета, ноутбука и туристической путевки в некоторые азиатские страны.
По нашему прогнозу, годовая инфляция в стране в этом году снизится до 7-8%, а в следующем году вернется к цели — вблизи 4%. Этому будет способствовать проводимая Банком России денежно-кредитная политика.
— Сейчас подрастает новое платежеспособное население, так называемые «зумеры». У них свои взгляды на ипотеку, финансы и т.д. Влияют ли, на ваш взгляд, поколенческие аспекты на экономику в целом и, в том числе, макроэкономику региона?
— Конечно, у разных поколений отличаются структура и модель потребления. Кто-то копит, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, а кто-то, напротив, хочет получить какие-то вещи или эмоции здесь и сейчас и готов на это тратить даже заемные деньги. Традиционно принято считать, что старшее поколение более взвешенно принимает финансовые решения. Но думаю, вы со мной согласитесь, базовые принципы рациональности работают в любом возрасте. Если финансовые условия привлекательны (как сейчас, когда высокая ключевая ставка, и, соответственно, привлекательные ставки по депозитам), то и для зумеров очевиднее выбрать модель сбережения, а не потребления.