Александр Ищенко: На Дону есть база для роста доверия к власти
Слышать не обязаны?
Вступая в должность председателя Заксобрания Ростовской области, Вы назвали работу с депутатами Госдумы одним из тех направлений, в которые нужно вносить коррективы. Насколько сегодня региональных депутатов вообще «слышат» в федеральном парламенте? Например, сколько региональных инициатив доходит хотя бы до стадии законопроекта, вынесенного на обсуждение Госдумы?
Эта цифра колеблется на уровне от 3 до 7%, если брать содержательную часть, то еще меньше – от 2 до 3%. Потому что есть целый ряд «технических» законов (например, об установлении числа мировых судей и т.д.), которые также идут в зачет субъекту Федерации.
У этой проблемы есть несколько сторон. Одна из них кроется в самой Конституции РФ – у нас просто не существует вертикально интегрированной системы управления в законодательной ветви власти. Нет законодательно прописанных механизмов и, тем более, обязанности вышестоящего уровня власти учитывать что-то, исходящее от нижестоящего уровня. В отличие, кстати, от исполнительной власти, где федеральные и региональные органы о вопросам совместного ведения составляют единую вертикаль.
Есть и другая сторона. Законодательные полномочия у краев и областей появились менее четверти века назад – у нас еще попросту не сложилось культуры учета мнения региональных и муниципальных властей на федеральном уровне. К этому надо добавить стягивание на федеральный уровень максимального количества регулятивных полномочий, которое также отрицательно влияют на возможности законодательного регулирования в субъектах Федерации. И это далеко не все факторы, мешающие Госдуме «слышать» регионы.
Можно ли как-то повлиять на это, в том числе усилиями региональных органов законодательной власти?
Несколько раз на самом высоком уровне принимались решения о создании механизма учета мнений регионов в федеральном законодательном процессе. Существует Совет законодателей с постоянными комиссиями и так далее. То есть, казалось бы, есть все, что необходимо для диалога. Но пока на федеральном уровне нет интереса слушать и воспринимать мнение регионов, пока нет законодательной обязанности это делать, самого диалога нет.
Поэтому надо менять законодательные нормы на федеральном уровне, нужно сделать диалог с регионами обязательным. Я думаю, что мы к этому придем. Вопрос лишь в том, когда – через год, через десять лет или пятнадцать. В частности, я возлагаю очень большие надежды на то, что с новой Госдумой во главе с новым председателем многое изменится.
В новом созыве Госдумы довольно серьезно обновилась группа депутатов от Ростовской области, причем, по мнению ряда экспертов, она оказалось менее влиятельной, чем предыдущая. Вы разделяете эту оценку?
Если говорить о том, что в прежнем созыве у нас были «парашютисты» – политики федерального уровня, избиравшиеся по спискам от нашего региона, то да, мы потеряли Владимира Плигина и Евгения Москвичева. Но я думаю, что Ростовская область по своему масштабу и интеллектуальному потенциалу заслуживает того, чтобы самостоятельно взращивать людей, которые будут продвигать интересы региона.
В составе нашей новой депутации есть очень сильные личности. Наверное, их отчасти можно назвать фигурами регионального масштаба, но у них очень большие перспективы. Например, тот же Александр Шолохов не только в силу фамильной истории, но и в силу собственных личностных качеств может очень быстро набрать необходимый политический вес. Виктор Дерябкин, Михаил Чернышев, Антон Гетта, Лариса Тутова – все они имеют довольно большие возможности и большой потенциал. Я уверен, что вся группа депутатов вместе сможет достойно представлять область и влиять на принятие решений, которые будут полезны для региона.
«Люди, выбранные людьми»
Вам принадлежит инициатива создания в Ростовской области «депутатской вертикали», в которую войдут депутаты всех уровней представительной власти. Какие задачи им предстоит решать?
Задача в том, чтобы в отсутствие вертикальной интегрированности представительной власти создать механизм, который передавал бы информацию с самого низового уровня на самый высший. У каждого депутата Госдумы минимум 450-500 тысяч избирателей. Понятно, что у него никогда не будет возможности встретиться со всеми. Но при этом на территории его округа есть местные депутаты – люди, выбранные такими же людьми, способные донести до депутата Госдумы те проблемы, которые волнуют каждого человека в этом округе.
Кроме того, у депутата Госдумы есть определенный статус, позволяющий влиять на разрешение конкретных проблемных ситуаций, происходящих на территории области. Это не только вопросы законодательства – это вопросы выделения бюджетных средств, строительства конкретных объектов, включения в инвестпрограммы, выделение какой-то адресной помощи и так далее. И здесь мы рассчитываем, что эта депутатская группа позволит определять нам наиболее приоритетные проблемы. Чтобы мы использовали его возможности не для починки крыш и латания дыр в асфальте, а для решения узловых проблем, связанных с позицией того или иного федерального министерства.
Поскольку дело это новое, мы не рассчитываем на быстрый эффект. Мы планируем запустить этот пилотный проект в одном из избирательных округов – к концу октября-началу ноября мы будем точно знать, в каком именно.
Что еще в работе депутатов Заксобрания Ростовской области, на ваш взгляд, сегодня требует усиления?
Нам предстоит серьезная работа, связанная с выполнением наказов избирателей. Это понятие, которое осталось еще от времен СССР, и содержание его, по сути, не изменилось. Мы все во время избирательной кампании встречаемся с людьми, которые говорят о том, что их волнует. Да, они далеко не всегда вникают, в чьей компетенции находится решение их проблем. Но мы и не должны обязывать людей вникать в это! Достаточно того, что это знают депутаты. Именно поэтому губернатор области дал поручение собрать и обобщить все наказы, которые были высказаны в ходе избирательной кампании кандидатам от всех политических партий.
Сегодня эта работа близка к завершению. Думаю, что в первой половине ноября будут четко сформулированы все вопросы и те органы власти, которые ответственны за их решение. Позиция губернатора в этом вопросе однозначна – не должно быть органов власти, которые не участвовали бы в решении вопросов, поставленных избирателями. Потому что самое простое – ответить, что «это не в нашей компетенции». Но это подрывает доверие к власти, и мы не должны этого допускать. Доверие к власти должно расти. Итоги сентябрьских выборов показали, что база для этого роста в Ростовской области существует.
Аппетиты и возможности
Александр Валентинович, ранее Вы предлагали ввести так называемые «нулевые чтения» общественно значимых законодательных инициатив. Если ли сегодня понимание, какие именно инициативы будут обсуждаться таким образом?
Я считаю, что нужно пользоваться этим механизмом там, где будет затронут публичный интерес. В первую очередь, там, где затронуты интересы бизнес-сообщества, которое всегда наиболее чувствительно к любым переменам в законодательстве и экономической политике. Нужно обсуждать то, что имеет большое общественное звучание, что касается каждого.
Здесь есть определенные проблемы. Например, большой резонанс всегда имеет то, что касается расширения каких-либо льгот или других видов поддержки. Но надо понимать, что есть бюджетный ресурс и есть бюджетные аппетиты, и они никогда между собой не стыкуются. Если выносить на обсуждение бюджетные аппетиты, то мы всегда будем голодны. Поэтому в данном вопросе нам придется действовать очень аккуратно.
Публичное обсуждение, конечно, удлиняет законодательный процесс, добавляя, как минимум 1,5 месяца к общему времени принятия закона. Но на эту жертву нужно идти. Потому что люди должны понимать, что принимают депутаты Заксобрания и как это происходит.
В Заксобрании Ростовской области сформировано три партийные фракции, но руководящие должности в профильных комитетах регионального парламента традиционно занимают представители партии «Единая Россия». Тогда как Госдуме РФ, например, депутаты «оппозиционных» партий возглавляют не один комитет. При каких условиях возможно появление в руководстве комитетов ЗС РО депутатов от других партий?
Теоретически изменения в структуре Законодательного собрания возможны, но не думаю, что они уместны сейчас. Причины просты. В Госдуме 450 депутатов, в самую маленькую из фракций входит 23 человека. То есть там есть возможность на конкурентной основе внутри фракции выдвинуть на руководящую позицию профессионала в той или иной сфере деятельности. В Заксобрании Ростовской области 60 депутатов, фракция КПРФ состоит из пяти, а фракция «Справедливой России» – из двух человек. Соответственно, возможности подбора кандидата на должность председателя комитета не так широки.
Я не подвергаю сомнению квалификацию ни одного из депутатов и их возможности руководить комитетами. Но мне кажется, что сегодня, в уже сложившейся в этом созыве структуре комитетов было бы неправильно что-то менять.
Вообще, кампанейщина, особенно в системе госуправления, никогда не приводит к позитивным результатам. Я бы предложил вернуться к этому вопросу при формировании следующего состава Законодательного Собрания. Но в любом случае в приоритете должен быть не принцип партийного представительства, а принцип профессионального подхода.
Если коллеги из других фракций и партий выберут в состав Законодательного Собрания людей, профессионально авторитетных, имеющих достижения в той или иной сфере, то, безусловно, мы сможем ставить вопрос об избрании такого человека на должность председателя комитета. Но выбирать на эту должность человека просто потому, что он – не представитель «Единой России», было бы, наверное, не совсем правильно.
Какие задачи планирует решить Законодательное Собрание Ростовской области до конца этого года? Стоит ли, например, ждать каких-то новых знаковых инициатив?
До конца года основная работа Заксобрания будет сконцентрирована на нескольких направлениях, главное из которых – бюджет на 2017г. и последующие три года. Кроме того, сейчас идет большая работа по передаче имущества сельских поселений муниципальным образованиям во исполнение ранее принятого закона о передаче части полномочий на районный уровень власти. Ресурсов на какие-то другие вещи у нас, скорее всего, не будет. Но все же уже сегодня мы обсуждаем, какие инициативы мы можем предложить обществу и бизнесу в 2017году.
Думаю, что в декабре мы представим на суд общественности проект программы законодательной деятельности Заксобрания на I полугодие 2017г., в котором обозначим те новые приоритеты, которые будем предлагать в качестве законодательных инициатив.