Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Александр Ищенко: На Дону есть база для роста доверия к власти 

Председатель Заксобрания РО Александр Ищенко в первом после назначения интервью рассказал РБК Юг о предстоящих изменениях в работе донского парламента
Фото: предоставлено пресс-службой
Фото: предоставлено пресс-службой

Слышать не обязаны?

Вступая в должность председателя Заксобрания Ростовской области, Вы назвали работу с депутатами Госдумы одним из тех направлений, в которые нужно вносить коррективы. Насколько сегодня региональных депутатов вообще «слышат» в федеральном парламенте? Например, сколько региональных инициатив доходит хотя бы до стадии законопроекта, вынесенного на обсуждение Госдумы?

Эта цифра колеблется на уровне от 3 до 7%, если брать содержательную часть, то еще меньше – от 2 до 3%. Потому что есть целый ряд «технических» законов (например, об установлении числа мировых судей и т.д.), которые также идут в зачет субъекту Федерации.

У этой проблемы есть несколько сторон. Одна из них кроется в самой Конституции РФ – у нас просто не существует вертикально интегрированной системы управления в законодательной ветви власти. Нет законодательно прописанных механизмов и, тем более, обязанности вышестоящего уровня власти учитывать что-то, исходящее от нижестоящего уровня. В отличие, кстати, от исполнительной власти, где федеральные и региональные органы о вопросам совместного ведения составляют единую вертикаль.

Есть и другая сторона. Законодательные полномочия у краев и областей появились менее четверти века назад – у нас еще попросту не сложилось культуры учета мнения региональных и муниципальных властей на федеральном уровне. К этому надо добавить стягивание на федеральный уровень максимального количества регулятивных полномочий, которое также отрицательно влияют на возможности законодательного регулирования в субъектах Федерации. И это далеко не все факторы, мешающие Госдуме «слышать» регионы.

Можно ли как-то повлиять на это, в том числе усилиями региональных органов законодательной власти?

Несколько раз на самом высоком уровне принимались решения о создании механизма учета мнений регионов в федеральном законодательном процессе. Существует Совет законодателей с постоянными комиссиями и так далее. То есть, казалось бы, есть все, что необходимо для диалога. Но пока на федеральном уровне нет интереса слушать и воспринимать мнение регионов, пока нет законодательной обязанности это делать, самого диалога нет.

Поэтому надо менять законодательные нормы на федеральном уровне, нужно сделать диалог с регионами обязательным. Я думаю, что мы к этому придем. Вопрос лишь в том, когда – через год, через десять лет или пятнадцать. В частности, я возлагаю очень большие надежды на то, что с новой Госдумой во главе с новым председателем многое изменится.

В новом созыве Госдумы довольно серьезно обновилась группа депутатов от Ростовской области, причем, по мнению ряда экспертов, она оказалось менее влиятельной, чем предыдущая. Вы разделяете эту оценку?

Если говорить о том, что в прежнем созыве у нас были «парашютисты» – политики федерального уровня, избиравшиеся по спискам от нашего региона, то да, мы потеряли Владимира Плигина и Евгения Москвичева. Но я думаю, что Ростовская область по своему масштабу и интеллектуальному потенциалу заслуживает того, чтобы самостоятельно взращивать людей, которые будут продвигать интересы региона.

В составе нашей новой депутации есть очень сильные личности. Наверное, их отчасти можно назвать фигурами регионального масштаба, но у них очень большие перспективы. Например, тот же Александр Шолохов не только в силу фамильной истории, но и в силу собственных личностных качеств может очень быстро набрать необходимый политический вес. Виктор Дерябкин, Михаил Чернышев, Антон Гетта, Лариса Тутова – все они имеют довольно большие возможности и большой потенциал. Я уверен, что вся группа депутатов вместе сможет достойно представлять область и влиять на принятие решений, которые будут полезны для региона.

«Люди, выбранные людьми»

Вам принадлежит инициатива создания в Ростовской области «депутатской вертикали», в которую войдут депутаты всех уровней представительной власти. Какие задачи им предстоит решать?

Задача в том, чтобы в отсутствие вертикальной интегрированности представительной власти создать механизм, который передавал бы информацию с самого низового уровня на самый высший. У каждого депутата Госдумы минимум 450-500 тысяч избирателей. Понятно, что у него никогда не будет возможности встретиться со всеми. Но при этом на территории его округа есть местные депутаты – люди, выбранные такими же людьми, способные донести до депутата Госдумы те проблемы, которые волнуют каждого человека в этом округе.

Кроме того, у депутата Госдумы есть определенный статус, позволяющий влиять на разрешение конкретных проблемных ситуаций, происходящих на территории области. Это не только вопросы законодательства – это вопросы выделения бюджетных средств, строительства конкретных объектов, включения в инвестпрограммы, выделение какой-то адресной помощи и так далее. И здесь мы рассчитываем, что эта депутатская группа позволит определять нам наиболее приоритетные проблемы. Чтобы мы использовали его возможности не для починки крыш и латания дыр в асфальте, а для решения узловых проблем, связанных с позицией того или иного федерального министерства.

Поскольку дело это новое, мы не рассчитываем на быстрый эффект. Мы планируем запустить этот пилотный проект в одном из избирательных округов – к концу октября-началу ноября мы будем точно знать, в каком именно.

Что еще в работе депутатов Заксобрания Ростовской области, на ваш взгляд, сегодня требует усиления?

Нам предстоит серьезная работа, связанная с выполнением наказов избирателей. Это понятие, которое осталось еще от времен СССР, и содержание его, по сути, не изменилось. Мы все во время избирательной кампании встречаемся с людьми, которые говорят о том, что их волнует. Да, они далеко не всегда вникают, в чьей компетенции находится решение их проблем. Но мы и не должны обязывать людей вникать в это! Достаточно того, что это знают депутаты. Именно поэтому губернатор области дал поручение собрать и обобщить все наказы, которые были высказаны в ходе избирательной кампании кандидатам от всех политических партий.

Сегодня эта работа близка к завершению. Думаю, что в первой половине ноября будут четко сформулированы все вопросы и те органы власти, которые ответственны за их решение. Позиция губернатора в этом вопросе однозначна – не должно быть органов власти, которые не участвовали бы в решении вопросов, поставленных избирателями. Потому что самое простое – ответить, что «это не в нашей компетенции». Но это подрывает доверие к власти, и мы не должны этого допускать. Доверие к власти должно расти. Итоги сентябрьских выборов показали, что база для этого роста в Ростовской области существует.

Аппетиты и возможности

Александр Валентинович, ранее Вы предлагали ввести так называемые «нулевые чтения» общественно значимых законодательных инициатив. Если ли сегодня понимание, какие именно инициативы будут обсуждаться таким образом?

Я считаю, что нужно пользоваться этим механизмом там, где будет затронут публичный интерес. В первую очередь, там, где затронуты интересы бизнес-сообщества, которое всегда наиболее чувствительно к любым переменам в законодательстве и экономической политике. Нужно обсуждать то, что имеет большое общественное звучание, что касается каждого.

Здесь есть определенные проблемы. Например, большой резонанс всегда имеет то, что касается расширения каких-либо льгот или других видов поддержки. Но надо понимать, что есть бюджетный ресурс и есть бюджетные аппетиты, и они никогда между собой не стыкуются. Если выносить на обсуждение бюджетные аппетиты, то мы всегда будем голодны. Поэтому в данном вопросе нам придется действовать очень аккуратно.

Публичное обсуждение, конечно, удлиняет законодательный процесс, добавляя, как минимум 1,5 месяца к общему времени принятия закона. Но на эту жертву нужно идти. Потому что люди должны понимать, что принимают депутаты Заксобрания и как это происходит.

В Заксобрании Ростовской области сформировано три партийные фракции, но руководящие должности в профильных комитетах регионального парламента традиционно занимают представители партии «Единая Россия». Тогда как Госдуме РФ, например, депутаты «оппозиционных» партий возглавляют не один комитет. При каких условиях возможно появление в руководстве комитетов ЗС РО депутатов от других партий?

Теоретически изменения в структуре Законодательного собрания возможны, но не думаю, что они уместны сейчас. Причины просты. В Госдуме 450 депутатов, в самую маленькую из фракций входит 23 человека. То есть там есть возможность на конкурентной основе внутри фракции выдвинуть на руководящую позицию профессионала в той или иной сфере деятельности. В Заксобрании Ростовской области 60 депутатов, фракция КПРФ состоит из пяти, а фракция «Справедливой России» – из двух человек. Соответственно, возможности подбора кандидата на должность председателя комитета не так широки.

Я не подвергаю сомнению квалификацию ни одного из депутатов и их возможности руководить комитетами. Но мне кажется, что сегодня, в уже сложившейся в этом созыве структуре комитетов было бы неправильно что-то менять.

Вообще, кампанейщина, особенно в системе госуправления, никогда не приводит к позитивным результатам. Я бы предложил вернуться к этому вопросу при формировании следующего состава Законодательного Собрания. Но в любом случае в приоритете должен быть не принцип партийного представительства, а принцип профессионального подхода.

Если коллеги из других фракций и партий выберут в состав Законодательного Собрания людей, профессионально авторитетных, имеющих достижения в той или иной сфере, то, безусловно, мы сможем ставить вопрос об избрании такого человека на должность председателя комитета. Но выбирать на эту должность человека просто потому, что он – не представитель «Единой России», было бы, наверное, не совсем правильно.

Какие задачи планирует решить Законодательное Собрание Ростовской области до конца этого года? Стоит ли, например, ждать каких-то новых знаковых инициатив?

До конца года основная работа Заксобрания будет сконцентрирована на нескольких направлениях, главное из которых – бюджет на 2017г. и последующие три года. Кроме того, сейчас идет большая работа по передаче имущества сельских поселений муниципальным образованиям во исполнение ранее принятого закона о передаче части полномочий на районный уровень власти. Ресурсов на какие-то другие вещи у нас, скорее всего, не будет. Но все же уже сегодня мы обсуждаем, какие инициативы мы можем предложить обществу и бизнесу в 2017году.

Думаю, что в декабре мы представим на суд общественности проект программы законодательной деятельности Заксобрания на I полугодие 2017г., в котором обозначим те новые приоритеты, которые будем предлагать в качестве законодательных инициатив.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Ростов-на-Дону
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43