Станислав Копылов: «Спрос населения на займы увеличивается»
— Какие тенденции в обслуживании МСБ вы могли бы выделить? Какие банковские продукты пользовались наибольшим спросом в этом году?
— Одной из ключевых тенденций последних пяти лет в банковском обслуживании малого и среднего бизнеса стало введение банками пакетных предложений и тарифных планов, которые включают не только расчетно-кассовые услуги, но также и проведение операций по внешнеэкономической деятельности, банковские карты, кредитование и консультационные услуги. Это говорит о том, что продукт сегодня очень актуален и пользуется спросом.
Так, компания, открывая расчетный счет в банке, подключает удобный для себя пакет, включающий только необходимые для нее услуги в зависимости от сферы ее деятельности, количества платежей и частоты.
Помимо этого, актуальными банковскими продуктами в этом году являются те, что помогают бизнесу сократить расходы на приобретение новой контрольной кассовой техники, которые последовали за поправками в соответствующем федеральном законе.
ЮниКредит Банк одним из первых среди кредитных организаций отреагировал на изменения в законодательстве, разработав специальные предложения для клиентов малого и среднего бизнеса. Те, кто еще не приобрел кассу нового образца или уже купил, но хотел бы возместить расходы, еще успеют ими воспользоваться.
— Отмечается ли сокращение количества игроков на рынке МСБ по итогам кризисного периода?
— Мы достаточно давно и активно работаем с данным сегментом бизнеса и постоянно совершенствуем продукты и услуги, предоставляемые малому и среднему бизнесу. Сейчас мы наблюдаем позитивную динамику в общем количестве субъектов МСБ на рынке России. Согласно данным ФНС, в России растет число малых и средних компаний. Так, на ноябрь 2017 года их было более 5,8 млн против 4,9 млн на конец 2015 г. Это касается и общих объемов выручки данных предприятий, которая также демонстрирует рост.
Позитивный тренд наблюдается и в желании экономически-активного населения иметь свой бизнес ― согласно данным исследования Global Entrepreneurship Monitor доля людей, занятых предпринимательством, в России выросла до 6,27% в 2016 году с 3,5% в 2008 году.
— Вы наблюдаете приток клиентов?
— Да, количество компаний, находящихся на обслуживании в банке, увеличилось на 25% по сравнению с третьим кварталом прошлого года, и продолжает расти. Особенно приятно, что многие клиенты, оценив предоставляемое нами комплексное обслуживание, финансирование и сопровождение, рекомендуют наш банк своим друзьям и знакомым.
Среди новых клиентов есть и начинающие предприниматели, которым мы помимо банковского сервиса предоставляем услуги бесплатной регистрации бизнеса в ФНС.
— В 2017 году население стало чаще обращается за кредитами. На ваш взгляд, сохранится ли этот тренд в будущем году?
— Да, мы видим это по росту кредитного портфеля нашего филиала, также такую динамику отмечают и эксперты. Например, согласно мониторингу НИУ ВШЭ, данные опроса за май 2017 года показывают, что спрос населения на займы увеличивается. В ноябре 2016 года только 10% опрошенных брали кредиты в банках, к маю текущего года распространенность банковских займов увеличилась до 16%.
Тенденция снижения ставок по потребительскому кредитованию сохраняется, что не может не стимулировать интерес клиентов к потребительским кредитам. Продолжится ли данная тенденция в следующем году, будет зависеть от многих экономических факторов.
— Как вы оцениваете спрос на ипотеку со стороны населения? Увеличился ли он на фоне снижения ставок?
— Действительно, снижение ставки стало основным драйвером роста ипотеки в России. Рынок оживился, когда ставки по ипотеке вышли на докризисный уровень и потом продолжили снижение. Мы видим увеличение как количества заявок на ипотечный кредит, так и на рефинансирование кредитов, оформленных ранее клиентами в других банках по более высоким ставкам. Объем выданных банком ипотечных кредитов за 3 квартала текущего года уже превышает объемы всего 2016 года.
Росту спроса на ипотеку способствуют также восстановление экономики и другие факторы. Например, по данным мониторинга НИУ ВШЭ, по сравнению с осенью прошлого года к маю 2017 года ситуация на рынке труда стала чуть более благоприятной: частота случаев снижения оплаты труда или ее несвоевременной выплаты снизилась, работодатели стали реже переводить сотрудников на неполное рабочее время. Это позволяет людям чувствовать себя более уверенно и планировать расходы на несколько лет вперед.
— Насколько заметна тенденция к отказу от наличных денег в пользу безналичного расчета?
— Такая тенденция, безусловно, прослеживается. Наши клиенты стали чаще пользоваться безналичным расчетом благодаря нашим продуктам, которые дают возможность при оплате покупок или услуг получать cash back, а также оплачивать услуги в интернете. В наше время нет необходимости носить с собой наличные денежные средства, т. к. практически везде есть терминалы для оплаты банковскими картами.
Недавно мы предоставили возможность нашим клиентам пользоваться системой Apple Pay, что позволяет оплачивать покупки и услуги в торговых точках с помощью смартфона, без карты. Мы стараемся идти в ногу со временем и внедрять современные технологии, которые качественно облегчают нашу жизнь.
— Если говорить о сбережениях, какие вклады сегодня пользуются наибольшей популярностью у клиентов?
— Сегодня мы наблюдаем тенденцию сдвига сберегательной активности в пользу более длинных горизонтов. Данное поведение клиентов абсолютно логично и объяснимо текущей стратегией развития экономики в России. Тренд идет исключительно на сокращение инфляции, одним из инструментов достижения этой цели является снижение ключевой ставки. Совокупность всех действий приводит к снижению ставок по срочным вкладам и кредитным продуктам. Население это понимает и старается зафиксировать доступную на данный момент доходность по вкладам на максимально длинный горизонт.
Мы, в свою очередь, предлагаем клиенту обширную линейку вкладов с разным функционалом, которая позволяет подобрать именно тот вклад, который удовлетворит его потребности. Например, вклад с сохранением процентов при досрочном закрытии через половину срока или с возможностью частичного изъятия уже через 3 месяца после оформления.
— На ваш взгляд, как будет меняться сберегательное поведение россиян в перспективе 2018 года?
— С точки зрения депозитов, клиентам будут интересны те вклады, которые сейчас позволят зафиксировать высокую ставку и одновременно с этим позволят иметь большую гибкость в будущем. Кроме того, текущие ставки уже начали подталкивать клиентов к тому, чтобы они присматривались к другим более рискованным инвестиционным вложениям, и, скорее всего, данный тренд будет только усиливаться.
— ЮниКредит Банк банк представлен в Ростове-на-Дону с 2002 года. Какие главные результаты своей работы вы могли бы выделить?
— За эти 15 лет мы нарастили в Ростове емкую клиентскую базу физических и юридических лиц. Сейчас наш филиал занимает 5 место в региональной сети по количеству клиентов-физических лиц (без учета Москвы). Это почти 60 тыс. жителей региона, а также около 450 компаний в сегменте малого и среднего бизнеса и более 280 крупных компаний. Кроме того, на обслуживание зарплатных проектов в наш банк перешло более 200 компаний, в каждой из которых работает до нескольких тысяч человек. При этом мы продолжаем активно наращивать кредитный и депозитный портфели.