Холдинг «Форте» нарастит долю импортозамещения радиаторов на Юге России
— Одним из главных направлений деятельности холдинга «Форте» является производство радиаторов. Как бы вы охарактеризовали состояние этого сегмента в настоящее время, и с какими трудностями вам пришлось столкнуться?
— Рынок российских радиаторов подразделяется на сегменты. Основной из них — это алюминиевые, биметаллические радиаторы и стальные панельные радиаторы, которые составляют 85% рынка. В совокупности это 75 миллионов секций. Мы произвели порядка десяти миллионов в 2022 году и порядка пяти миллионов импортировали. То есть по производству мы вторые — третьи, ближе ко второму месту. По импорту, думаю, первые. Если говорить о рынке стальных панельных радиаторов, он занимает 4 миллиона 400 тысяч единиц, лидер произвёл порядка 800 тысяч. Мы на втором месте с цифрой порядка 650 тысяч радиаторов. Если все это сложить, то мы — лидеры с достаточно серьезным отрывом от наших уважаемых конкурентов.
Трудности. Я не могу сказать, что были какие-то трудности. Как мы с вами знаем, в России строительная отрасль бурно развивается. За 2021 год, и за 2020 год были введены рекордные объемы жилья, инфраструктурных проектов. А если это все строится, значит, радиаторы нужны. Сейчас идёт текущая работа в различных условиях, которые нам «подкидывает» геополитика. В принципе, всё достаточно стабильно.
— Приходилось ли перестраивать логистические цепочки? Были ли проблемы с импортом, в том числе отдельных компонентов, и это приходилось решать в срочном порядке?
— С компонентами забавная ситуация получилась. У нас оборудование импортируется из двух стран в основном — из Италии и из Китая. С компонентами из Китая проблем не было, а вот когда началась вся эта история в 2022 году, возникли сложности с поставками компонентов из Европы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Приблизительно всё то же самое мы нашли в дружественных странах значительно дешевле. Была какая-то нервическая ситуация, но по факту, если говорить о компонентах, то мы скорее выиграли с точки зрения себестоимости, чем проиграли.
Что касается логистических историй. Если говорить про наш холдинг, то порядка 50% от собственных производств занимает импорт. В нашем случае — с дружественных стран — это Китай и Турция. Возникли проблемы, связанные с морскими перевозками, потому что раньше все возили по морю, а потом международные операторы перестроились на железнодорожные перевозки. Но если сначала инфраструктура не была готова к такому объему из того же Китая, то сейчас потихонечку все это перестраивается, и адаптируются. На наших объемах это не сказалось.
— Стало известно, что ваша компания в 2022 году и в начале текущего года открыла новые филиалы в регионах России. Основное расширение пришлось на нестабильное для экономики время. Как вы можете это объяснить, и какие регионы вам интересны на текущий момент?
— Первое, нам повезло, что мы находимся в той отрасли, которая достаточно стабильна и востребована внутри России. Условно, назовём это — стройка, которая развивается. Второе, когда говорят такие шаблонные фразы, как «кризис — это время возможностей», понимаешь, что история нас учит тому, что главное — это то, как ты реагируешь на те, или иные ситуации.
Мы стараемся такие перемены использовать на благо компании. Открытие филиалов связано с ростом бизнеса, с увеличением покрытия. Наша задача — быть ближе к клиентам, что мы собственно и делаем. Ну, а геополитика — она от нас не зависит.
Страна Россия существует, и, я думаю, будет существовать и процветать, поэтому мы настроены на рост. Мы открыли филиал на Дальнем Востоке, открыли филиал в Беларуси, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казахстане. Там, где востребована наша продукция. Всего порядка двенадцати, и, отдельно, в Москва-Сити — в «Башня Федерация».
— Вы приобрели бизнес-центр, ранее известный как «Гедон», на проспекте Будённовском, в центре Ростова-на-Дону. Покупка оказалась близка к непростому для этого бизнеса периоду пандемии, как сейчас чувствует себя этот сегмент?
— Сделка по оформлению «Гедона» была в 2018 году. Можно сказать, 2019 год мы достаточно спокойно отработали. Я не очень хороший специалист в области недвижимости, но, как мне кажется, основное преимущество бизнес-центра «Форте» — это место. Когда была вся эта пандемийная история, я не могу сказать, что был вал компаний, которые отказывались от аренды. Кто-то — да, переходил на «удалёнку», но многие держали офисы. Не могу сказать, что была какая-то трагическая история, связанная с тем, что все уезжали, этого не было.
Если говорить сейчас, то заполняемость бизнес-центра достаточно высокая — под 100%. Почему я говорю «под» — потому что все рано происходят какие-то вещи — кто- то съезжает, кто-то заезжает — процесс бесконечный, но этот бизнес для нас прибыльный.
Предыдущий владелец бизнес-центра решил уйти из бизнеса. Мы были достаточно крупным арендатором, предложение о покупке поступило в том числе и нам. Мы, откровенно говоря, не планировали и не собирались входить в этот сегмент, но когда мы договорились о цене, поняли, что это достаточно прибыльная история.
— Планируете ли расширяться в этом направлении?
— Нет.
— Известно, что вы намеревались построить предприятие по производству насосного оборудования, но отказались от этой идеи в пользу логистического комплекса, почему было принято именно такое решение?
— У нас действует производственный кластер в городе Волгограде. И мы, действительно, приобрели логистический центр-склад, который расположен в 25-30 минутах езды от центра Ростова. Нам это было нужно, в первую очередь, для хранения собственных грузов, потому что найти достаточно большие площадки в Ростове, в нашем случае, уже крайне проблематично. Учитывая, что это была достаточно большая территория — 43 гектара — мы думали о том, чтобы построить там завод. Позже мы решили, что мы не будем смешивать эти направления и эта территория будет специализироваться как логистический центр. Он постоянно расширяется, потому что грузовой поток постоянно увеличивается, а все производства мы сконцентрируем в городе Волгограде. В настоящее время комплекс обслуживает только ваш бизнес, арендаторы занимают 3-5% от оборота.
— Ваш бизнес достаточно диверсифицирован. Что сегодня в поле ваших инвестиционных интересов? Какие направления рентабельны?
— Я не могу сказать, что у нас существует какая-то стратегия на 5 лет и что есть какой-то глубинный смысл и выстроенная программа — этого нет. У нас происходит все органически. Мы видим какие-то возможности, дорастаем и пытаемся эти возможности использовать. Как мы начинали бизнес по тем же радиаторам? Мы были импортерами, стали крупнейшими импортерами, потом партия сказала, что надо заниматься импортозамещением — мы построили завод. Если изначально, как я сказал, мы импортировали китайские радиаторы, сейчас мы все больше и больше стали продавать свои.
В этом году мы практически полностью отказываемся от китайской продукции. Ровно то же самое происходит по другим нашим товарным группам. Если мы видим, что мы достигаем каких-то результатов на импортной продукции, и понимаем, что это ложится нам с точки зрения производства, мы разрабатываем проекты и их реализуем. То есть, по факту мы занимаемся импортозамещением. У нас есть еще впереди несколько проектов в этой логике.
— Какие инвестиционные проекты вы сейчас реализуете в своем кластере в Волгограде?
— Мы докупили серьезное оборудование как раз по радиаторам. Благодаря ему и в случае, если мы увеличим объемы наших продаж, на что мы нацелены, мы займем доминирующее положение на российском рынке.
Как в своё время сказал кто-то из Microsoft: «Мы — океан, в котором плавают другие акулы». Помимо этого, уже сейчас в стадии финальной доработки достаточно крупный завод, реализуемый в этой логике. Мы планируем производить такие составные части радиатора как трубки из биметалла. Сейчас мы инвестировали деньги и построили достаточно большое, крупное производство. Мы сами будем производить эту продукцию, а не импортировать ее из Китая.
Помимо этого на стадии проработки есть еще несколько проектов. Мы хотим локализовать производство запчастей, которые сейчас покупаем для основного производства продукции. Возвращаясь к вопросу о заводе насосного оборудования — эта тема просто отложена, но она у нас тоже есть в планах. Если мы будем ее реализовывать и будем РБК интересны через пару лет, я надеюсь, мы сможем сказать: «Вот, у нас спрашивали, а мы все-таки сделали!». Что касается инвестиций, понятно, что это, условно десятки миллионов долларов.
— Поскольку мы сейчас говорили об инвестиционных интересах, хотелось бы затронуть ваш футбольный клуб. Это на самом деле сложный бизнес. Как вы пошли в спорт? Это составляющая меценатства, хобби или все же рентабельное направление вашей деятельности?
— Здесь три составляющих. Первое, — это история про маркетинг. Наша целевая аудитория — это мужчины 30-50 лет, которые занимается ремонтом, а также наши партнеры сегментов «B2B», которые покупают нашу продукцию в магазинах, включая менеджеров. Как правило, это мужская история и логика с точки зрения маркетинга следующая: мужчина, который интересуется футболом, знает клуб «Форте». Мы играем, кстати, на собственной арене. Он смотрит матч раз, два, три раза, потом он идёт, условно, в Леруа Мерлен и видит наши радиаторы «Оазис» и, возможно, вспомнит в этот момент, о ком идет речь. Если мы говорим о наших уважаемых партнерах, то здесь тоже самое, для них, я думаю, свой футбольный клуб — это определенный знак качества.
Второе — это история социальная. Мы открыли клуб, мы базируемся в городе Таганроге, и мы — единственный футбольный клуб там, пять лет назад местный клуб прекратил своё существование. Мы надеемся, что мы приносим какое-то удовлетворение и радость жителям Таганрога. Правда, не всегда получается, потому что проигрываем иногда. Ну, и третье составляющее — это история про спорт. Я сам люблю футбол. И мы решили, что можем себе это позволить, это разукрашивает нашу жизнь.
— Вы занимаетесь производством радиаторов, а также тех продуктов, которые ранее импортировали. С точки зрения технологии, кто занимается разработкой? Какая доля инвестиций уходит в это направление?
— Мы работаем в масс-маркете. Безусловно, у нас есть технологи, которые разрабатывают продукт, назовем это технологической картой раскроя, глобально мы входим в определенное комьюнити. Иными словами, продукт разрабатывается, потом он даётся производственникам, которые пишут технологические циклы. Это просто составная часть проекта, составная часть производства. Если на рынке появляются какие-то новинки, технологическая карта делается для них.
— Иными словами, вы занимаетесь обратной разработкой, так называемым реверс-инжинирингом новых технологий?
— Можно и так сказать. Рынок всегда меняется, кто-то пытается сделать новые продукты, и если мы видим, что они будут востребованы рынком, мы попытаемся следовать за ним. Придумываем ли мы что-то сами? Нет. Мы предпочитаем убедиться, что какая-то продукция востребована рынком, и только после этого, назовем это так, копируем.
— С какого периода вы сами начали заниматься импортозамещением?
— Это долгая история, мы начинали производство алюминиевых и биметаллических радиаторов в 2011-2012 годах. Сначала мы построили маленький цех, потом все это развивали. После завода по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов появился как раз завод «Форте Металс ГмбХ», который занимается вторичной переработкой металла, потом появилось предприятие, которое производит стальные панельные радиаторы. Все это развивается в динамике.
— Растет ли количество компаний, которые обращаются к импортозамещению продуктов и компонентов?
— По нашей отрасли — однозначно. Когда мы что-то покупаем, условно в Китае, я бы сказал, что продукция делится на две части. Первая — это та, которая требуется для производства того же радиатора — заготовки, станки. И в той части, где глобально не требуется большое количество сборщиков, импортозамещение будет расти. Но есть и достаточно сложные продукты, где требуется большое количество поставщиков по разным видам продукции, где должна быть большая степень локализации. Вот это уже сложнее.