Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Холдинг «Форте» нарастит долю импортозамещения радиаторов на Юге России

Президент холдинга «Форте» Александр Денисов рассказал РБК ТВ Юг площадке отеля Гранд Ростов Хаятт Ридженси о стратегии роста в непростое экономическое время и курсе на импортозамещение в сегменте материалов для стройки
Фото: РБК ТВ Юг
Фото: РБК ТВ Юг

— Одним из главных направлений деятельности холдинга «Форте» является производство радиаторов. Как бы вы охарактеризовали состояние этого сегмента в настоящее время, и с какими трудностями вам пришлось столкнуться?

— Рынок российских радиаторов подразделяется на сегменты. Основной из них — это алюминиевые, биметаллические радиаторы и стальные панельные радиаторы, которые составляют 85% рынка. В совокупности это 75 миллионов секций. Мы произвели порядка десяти миллионов в 2022 году и порядка пяти миллионов импортировали. То есть по производству мы вторые — третьи, ближе ко второму месту. По импорту, думаю, первые. Если говорить о рынке стальных панельных радиаторов, он занимает 4 миллиона 400 тысяч единиц, лидер произвёл порядка 800 тысяч. Мы на втором месте с цифрой порядка 650 тысяч радиаторов. Если все это сложить, то мы — лидеры с достаточно серьезным отрывом от наших уважаемых конкурентов.

Трудности. Я не могу сказать, что были какие-то трудности. Как мы с вами знаем, в России строительная отрасль бурно развивается. За 2021 год, и за 2020 год были введены рекордные объемы жилья, инфраструктурных проектов. А если это все строится, значит, радиаторы нужны. Сейчас идёт текущая работа в различных условиях, которые нам «подкидывает» геополитика. В принципе, всё достаточно стабильно.

— Приходилось ли перестраивать логистические цепочки? Были ли проблемы с импортом, в том числе отдельных компонентов, и это приходилось решать в срочном порядке?

— С компонентами забавная ситуация получилась. У нас оборудование импортируется из двух стран в основном — из Италии и из Китая. С компонентами из Китая проблем не было, а вот когда началась вся эта история в 2022 году, возникли сложности с поставками компонентов из Европы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Приблизительно всё то же самое мы нашли в дружественных странах значительно дешевле. Была какая-то нервическая ситуация, но по факту, если говорить о компонентах, то мы скорее выиграли с точки зрения себестоимости, чем проиграли.

Что касается логистических историй. Если говорить про наш холдинг, то порядка 50% от собственных производств занимает импорт. В нашем случае — с дружественных стран — это Китай и Турция. Возникли проблемы, связанные с морскими перевозками, потому что раньше все возили по морю, а потом международные операторы перестроились на железнодорожные перевозки. Но если сначала инфраструктура не была готова к такому объему из того же Китая, то сейчас потихонечку все это перестраивается, и адаптируются. На наших объемах это не сказалось.

— Стало известно, что ваша компания в 2022 году и в начале текущего года открыла новые филиалы в регионах России. Основное расширение пришлось на нестабильное для экономики время. Как вы можете это объяснить, и какие регионы вам интересны на текущий момент?

— Первое, нам повезло, что мы находимся в той отрасли, которая достаточно стабильна и востребована внутри России. Условно, назовём это — стройка, которая развивается. Второе, когда говорят такие шаблонные фразы, как «кризис — это время возможностей», понимаешь, что история нас учит тому, что главное — это то, как ты реагируешь на те, или иные ситуации.

Мы стараемся такие перемены использовать на благо компании. Открытие филиалов связано с ростом бизнеса, с увеличением покрытия. Наша задача — быть ближе к клиентам, что мы собственно и делаем. Ну, а геополитика — она от нас не зависит.

Страна Россия существует, и, я думаю, будет существовать и процветать, поэтому мы настроены на рост. Мы открыли филиал на Дальнем Востоке, открыли филиал в Беларуси, в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казахстане. Там, где востребована наша продукция. Всего порядка двенадцати, и, отдельно, в Москва-Сити — в «Башня Федерация».

— Вы приобрели бизнес-центр, ранее известный как «Гедон», на проспекте Будённовском, в центре Ростова-на-Дону. Покупка оказалась близка к непростому для этого бизнеса периоду пандемии, как сейчас чувствует себя этот сегмент?

— Сделка по оформлению «Гедона» была в 2018 году. Можно сказать, 2019 год мы достаточно спокойно отработали. Я не очень хороший специалист в области недвижимости, но, как мне кажется, основное преимущество бизнес-центра «Форте» — это место. Когда была вся эта пандемийная история, я не могу сказать, что был вал компаний, которые отказывались от аренды. Кто-то — да, переходил на «удалёнку», но многие держали офисы. Не могу сказать, что была какая-то трагическая история, связанная с тем, что все уезжали, этого не было.

Если говорить сейчас, то заполняемость бизнес-центра достаточно высокая — под 100%. Почему я говорю «под» — потому что все рано происходят какие-то вещи — кто- то съезжает, кто-то заезжает — процесс бесконечный, но этот бизнес для нас прибыльный.

Предыдущий владелец бизнес-центра решил уйти из бизнеса. Мы были достаточно крупным арендатором, предложение о покупке поступило в том числе и нам. Мы, откровенно говоря, не планировали и не собирались входить в этот сегмент, но когда мы договорились о цене, поняли, что это достаточно прибыльная история.

— Планируете ли расширяться в этом направлении?

— Нет.

— Известно, что вы намеревались построить предприятие по производству насосного оборудования, но отказались от этой идеи в пользу логистического комплекса, почему было принято именно такое решение?

— У нас действует производственный кластер в городе Волгограде. И мы, действительно, приобрели логистический центр-склад, который расположен в 25-30 минутах езды от центра Ростова. Нам это было нужно, в первую очередь, для хранения собственных грузов, потому что найти достаточно большие площадки в Ростове, в нашем случае, уже крайне проблематично. Учитывая, что это была достаточно большая территория — 43 гектара — мы думали о том, чтобы построить там завод. Позже мы решили, что мы не будем смешивать эти направления и эта территория будет специализироваться как логистический центр. Он постоянно расширяется, потому что грузовой поток постоянно увеличивается, а все производства мы сконцентрируем в городе Волгограде. В настоящее время комплекс обслуживает только ваш бизнес, арендаторы занимают 3-5% от оборота.

— Ваш бизнес достаточно диверсифицирован. Что сегодня в поле ваших инвестиционных интересов? Какие направления рентабельны?

— Я не могу сказать, что у нас существует какая-то стратегия на 5 лет и что есть какой-то глубинный смысл и выстроенная программа — этого нет. У нас происходит все органически. Мы видим какие-то возможности, дорастаем и пытаемся эти возможности использовать. Как мы начинали бизнес по тем же радиаторам? Мы были импортерами, стали крупнейшими импортерами, потом партия сказала, что надо заниматься импортозамещением — мы построили завод. Если изначально, как я сказал, мы импортировали китайские радиаторы, сейчас мы все больше и больше стали продавать свои.

В этом году мы практически полностью отказываемся от китайской продукции. Ровно то же самое происходит по другим нашим товарным группам. Если мы видим, что мы достигаем каких-то результатов на импортной продукции, и понимаем, что это ложится нам с точки зрения производства, мы разрабатываем проекты и их реализуем. То есть, по факту мы занимаемся импортозамещением. У нас есть еще впереди несколько проектов в этой логике.

— Какие инвестиционные проекты вы сейчас реализуете в своем кластере в Волгограде?

— Мы докупили серьезное оборудование как раз по радиаторам. Благодаря ему и в случае, если мы увеличим объемы наших продаж, на что мы нацелены, мы займем доминирующее положение на российском рынке.

Как в своё время сказал кто-то из Microsoft: «Мы — океан, в котором плавают другие акулы». Помимо этого, уже сейчас в стадии финальной доработки достаточно крупный завод, реализуемый в этой логике. Мы планируем производить такие составные части радиатора как трубки из биметалла. Сейчас мы инвестировали деньги и построили достаточно большое, крупное производство. Мы сами будем производить эту продукцию, а не импортировать ее из Китая.

Помимо этого на стадии проработки есть еще несколько проектов. Мы хотим локализовать производство запчастей, которые сейчас покупаем для основного производства продукции. Возвращаясь к вопросу о заводе насосного оборудования — эта тема просто отложена, но она у нас тоже есть в планах. Если мы будем ее реализовывать и будем РБК интересны через пару лет, я надеюсь, мы сможем сказать: «Вот, у нас спрашивали, а мы все-таки сделали!». Что касается инвестиций, понятно, что это, условно десятки миллионов долларов.

— Поскольку мы сейчас говорили об инвестиционных интересах, хотелось бы затронуть ваш футбольный клуб. Это на самом деле сложный бизнес. Как вы пошли в спорт? Это составляющая меценатства, хобби или все же рентабельное направление вашей деятельности?

— Здесь три составляющих. Первое, — это история про маркетинг. Наша целевая аудитория — это мужчины 30-50 лет, которые занимается ремонтом, а также наши партнеры сегментов «B2B», которые покупают нашу продукцию в магазинах, включая менеджеров. Как правило, это мужская история и логика с точки зрения маркетинга следующая: мужчина, который интересуется футболом, знает клуб «Форте». Мы играем, кстати, на собственной арене. Он смотрит матч раз, два, три раза, потом он идёт, условно, в Леруа Мерлен и видит наши радиаторы «Оазис» и, возможно, вспомнит в этот момент, о ком идет речь. Если мы говорим о наших уважаемых партнерах, то здесь тоже самое, для них, я думаю, свой футбольный клуб — это определенный знак качества.

Второе — это история социальная. Мы открыли клуб, мы базируемся в городе Таганроге, и мы — единственный футбольный клуб там, пять лет назад местный клуб прекратил своё существование. Мы надеемся, что мы приносим какое-то удовлетворение и радость жителям Таганрога. Правда, не всегда получается, потому что проигрываем иногда. Ну, и третье составляющее — это история про спорт. Я сам люблю футбол. И мы решили, что можем себе это позволить, это разукрашивает нашу жизнь.

— Вы занимаетесь производством радиаторов, а также тех продуктов, которые ранее импортировали. С точки зрения технологии, кто занимается разработкой? Какая доля инвестиций уходит в это направление?

— Мы работаем в масс-маркете. Безусловно, у нас есть технологи, которые разрабатывают продукт, назовем это технологической картой раскроя, глобально мы входим в определенное комьюнити. Иными словами, продукт разрабатывается, потом он даётся производственникам, которые пишут технологические циклы. Это просто составная часть проекта, составная часть производства. Если на рынке появляются какие-то новинки, технологическая карта делается для них.

— Иными словами, вы занимаетесь обратной разработкой, так называемым реверс-инжинирингом новых технологий?

— Можно и так сказать. Рынок всегда меняется, кто-то пытается сделать новые продукты, и если мы видим, что они будут востребованы рынком, мы попытаемся следовать за ним. Придумываем ли мы что-то сами? Нет. Мы предпочитаем убедиться, что какая-то продукция востребована рынком, и только после этого, назовем это так, копируем.

— С какого периода вы сами начали заниматься импортозамещением?

— Это долгая история, мы начинали производство алюминиевых и биметаллических радиаторов в 2011-2012 годах. Сначала мы построили маленький цех, потом все это развивали. После завода по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов появился как раз завод «Форте Металс ГмбХ», который занимается вторичной переработкой металла, потом появилось предприятие, которое производит стальные панельные радиаторы. Все это развивается в динамике.

— Растет ли количество компаний, которые обращаются к импортозамещению продуктов и компонентов?

— По нашей отрасли — однозначно. Когда мы что-то покупаем, условно в Китае, я бы сказал, что продукция делится на две части. Первая — это та, которая требуется для производства того же радиатора — заготовки, станки. И в той части, где глобально не требуется большое количество сборщиков, импортозамещение будет расти. Но есть и достаточно сложные продукты, где требуется большое количество поставщиков по разным видам продукции, где должна быть большая степень локализации. Вот это уже сложнее.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 9 ноября
EUR ЦБ: 105,45 (-0,12)
Инвестиции, 08 ноя, 17:48
Курс доллара на 9 ноября
USD ЦБ: 97,83 (-0,24)
Инвестиции, 08 ноя, 17:48
Все новости Ростов-на-Дону
В работе ChatGPT произошел сбойТехнологии и медиа, 05:19
РКН заявил об утечке в сеть 600 млн записей о россиянах с начала годаПолитика, 05:01
Спикер Рады раскритиковал нардепа Шевченко за слова о переговорахПолитика, 04:50
SANA сообщила об ударах Израиля по сирийским объектам близ АлеппоПолитика, 04:40
The Telegraph узнала о плане Лондона поднять траты на оборону до 2,5% ВВППолитика, 04:21
Депутат Рады счел продолжение президентства Зеленского худшим сценариемПолитика, 04:11
Правительство упразднило оргкомитет по подготовке спортсменов к ОлимпиадеСпорт, 03:18
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Врачи NASA обеспокоились сильной потерей веса у астронавта на МКСТехнологии и медиа, 03:02
Депутат Рады заявила пройденной «точке невозврата» по границам 1991 годаПолитика, 02:54
Bild узнала о гневе Штайнмайера из-за критики его позиции по Nord StreamПолитика, 02:47
«Роскосмос» показал кадры извержения камчатского вулкана ШивелучОбщество, 02:19
Протестующие в Нови-Саде заблокировали мост через ДунайПолитика, 02:15
Над Брянской областью сбили семь дроновПолитика, 02:02
Министрам перестанут покупать телефоны дороже ₽26,8 тыс.Общество, 01:43