Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Максим Папушенко: «Экономика Дона — в поисках новых точек роста»

Что меняется в сфере бизнеса на Дону и какие тренды определяют экономическую ситуацию в регионе в интервью РБК Ростов рассказал министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко.
Максим Папушенко: «Экономика Дона — в поисках новых точек роста»

— Как в новых условиях чувствует себя экономика Ростовской области, в каком она состоянии?

— Состояние экономики региона, несмотря на известную «турбулентность», в целом устойчивое. Приведу несколько цифр, касающихся основных отраслей в «зеленой» зоне. Итак, по итогам 8 месяцев 2022 года, индекс промышленного производства у нас — 101,7%. Рост производства сельхозпродукции 13,5%. Наблюдается также увеличение объема вводимого жилья на 20%, растет оборот в общепите — 101,7%. Замедление отмечено только в сфере оборота розничной торговли. Оно, впрочем, незначительное, всего 2,1%.

— Во время пандемии, страдал в основном малый и средний бизнес, сейчас под ударом крупные предприятия. С какими проблемами они сталкиваются?

— Приходится проводить серьезную наладку бизнес-процессов. Была очень высока доля поставок из-за рубежа. Скажем, лакокрасочные производства получали химические компоненты из Западной Европы. Для строительной отрасли также существенный процент импортных компонентов поставлялся из-за рубежа. Я еженедельно с коллегами выезжаю на предприятия области, и вижу, что за очень сжатые сроки произошла смена поставщиков. Они почти все теперь российские.

— Могли бы вы назвать какие-то уже сложившиеся варианты импортозамещения?

— Да, конечно. У нас уже налажено производство резиновых валов — важного компонента, необходимого широкому спектру промышленности. Ранее валы закупались в Австрии и Германии. Сейчас их производит данная компания. Кстати, у этой же компании реализуются планы по производству алюминиевой «пасты», которая используется при производстве газобетонных блоков. Ее раньше также поставляли нам немцы.

Так же есть компания, которая начала производство навесного оборудования для спецтехники, обслуживающей взлетно-посадочные полосы аэропортов. Раньше это оборудование закупалось в Европе.

Еще одна компания по производству абразивного инструмента для дерево и металлообработки. Она единственная в России, изготавливающая Круг лепестковый радиальный универсальный, которым удалось импортозаместить иностранный аналог.

И таких примеров много.

— У бизнеса, который вкладывается в развитие новых производств, нет опасения, что западные поставщики могут вернуться?

Такая возможность, конечно, существует. Но давайте посмотрим на эту ситуацию вот под каким углом: компания вкладывается в разработку аналогов, что называется «в долгую». Она создает новый продукт, и нарабатывает новые компетенции. Новая продукция заслужит лояльность клиентов, как пример рынок продовольствия (сыры, овощи). И в дальнейшем уже непросто будет заново заходить на занятые рыночные ниши иностранным поставщикам и производителям. Главное, что наработанные компетенции российских инженеров, технологов никуда уже не денутся, они будут нашими.

— Наработка новых компетенций — задача, которую предприятия должны решать самостоятельно? Есть ли господдержка этого вопроса?

— Есть. Новые компетенции сейчас приобретаются также за счет оптимизации производственных систем донских предприятий, участвующих в нацпроекте «Бережливое производство». Мы к нему привлекли уже более 120 предприятий. Их производственные структуры переформатированы, для снижения потерь и роста конкурентоспособности бизнеса. Директора переосмысливают всё — кадры, запасы, движение товаропотоков и сырья. Но главное, что в компаниях создается новая производственная культура, принципами которой является постоянный рост производительности труда за счет снижения всех видов потерь при создании продукции.

Мы на это делаем большую ставку: для тех предприятий, которые не проходили по фильтру «выручка свыше 400 млн рублей», губернатор открыл дополнительную нишу: за счет региональных средств, участвовать в программе теперь могут и предприятия, чья выручка свыше 100 млн рублей. Уже есть примеры, когда через это региональное «окно» предприятие входило в проект «на подращивание». А уже через полгода попадало в «высшую» лигу, федеральную, увеличив выручку.

— Импортозамещение — реакция на потерю каналов поставки комплектующих, сырья, на потерю пути сбыта продукции. Как можно помочь бизнесу справиться с этой дезориентацией?

— В регионе с конца апреля текущего года на базе регионального Минэка и агентства инноваций успешно функционирует Региональный центр кооперации, импортозамещения и трансфера технологий. В Центре каждый четверг на одной площадке подбирают решение вопросов кооперации, импортозамещения, управленческих, IT решений бизнес, наука, инноваторы, институты развития и государств. Благодаря сессиям бизнес находит партнеров, открывает для себя новые меры государственной поддержки, формирует долгосрочные связи с научными организациями, получает ответы от органов власти по наболевшим вопросам. Уже проведено более 20 коммуникационных сессий, в которых приняло участие около 1300 человек. Как один из результатов, благодаря сессиям компании нашили новых поставщиков, узнали и получили государственную поддержку более чем на 100 млн рублей, вошли в проект по бережливому управлению, заключили соглашения с научными центрами Вузов. Но ещё один положительный эффект. Нам удалось вселить уверенность в предпринимателей. Мы видим растущий запрос на такой формат конструктивного делового взаимодействия. Поэтому мы будем его развивать и дальше.

— Треки «импортозамещение» и «участие в нацпроекте», позволят машиностроению, химии, переработке, промышленности региона выйти на новый уровень? Можно говорить, что это перспектива ближайших трех — пяти лет?

— Скорее всего так и будет. И в этом сильная сторона. Ведь у нас наибольший удельный вес в экономике (порядка 25%) составляет именно промышленность, а не сельское хозяйство. Обработка и машиностроение имеют наибольшую занятость и наибольшую выручку. Максимальные прибыли показывают именно эти компании, и потенциал у них очень высокий.

— Какая ситуация сейчас с большими региональными инвестпроектами?

— Инвесторы не меняют своих планов, несмотря на все сложности. У нас продолжается реализация крупных проектов, назову только некоторые: Строительство Ростовского транспортного кольца, это более 110 млрд рублей. Создание комплекса глубокой переработки нефтяного сырья и средних дистиллятов — свыше 200 млрд рублей. Совсем недавно группа компаний «Синара» завершила обновление трамвайных сетей Таганрога. На этот проект было затрачено почти 12 млрд рублей. В целом же, инвестиционный портфель Ростовской области включает порядка 580 проектов, на сумму более 680 млрд рублей.

Несмотря на изменения рынка, инвестиционное развитие региона продолжается. У нас есть серьезная база, запас прочности, набранный за предыдущие годы. Дополнительный импульс — результаты заключенных соглашений с инвесторами о сотрудничестве, по реализации проектов на сумму порядка 70 млрд рублей, в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром», и Петербургского экономического форума.

И еще, важный момент — в 2022 году сохранены все действующие формы господдержки инвесторов. Это, в том числе, льготы по налогам, субсидирование процентной ставки, инвестиционный налоговый вычет, инфраструктурная субсидия, региональная господдержка АПК, региональные инвестиционные проекты и т.д.

— Как можно оценить ситуацию с экспортом из Ростовской области?

— Наш регион один из лидеров в стране по объему экспорта. Ну, а по экспорту продукции АПК мы в России на первом месте. Мировые цены на продукты растут, благодаря этому есть высокая доля вероятности, что суммарный объем нашего несырьевого экспорта так же будет расти.

К тому же львиная доля того, что мы выращиваем и производим в регионе, экспортируется в дружественные нам страны. Исторически сложилось, что наши партнеры — это Африка, Азия, Южная Америка, и, конечно, Турция. Есть много планов расширения присутствия в юго-восточной Азии. Еще одно новое направление — Вьетнам. В этом году поставки в эту страну выросли на 30%, товаров мы туда поставили на 117 млн долларов.

— А что с бизнес-миссиями, есть сейчас возможность их продолжать?

— Да, бизнес-миссии, как были, так и продолжаются. Мы запустили новое направление — «Час с торгпредом». Ростовский бизнес, в режиме конференц-связи, раз в десять дней консультируется с торгпредами дружественных стран. На этой площадке им подсказывают, как лучше заходить на рынок, и где-то даже берутся сопровождать в ручном режиме. В этом году мы проведем не меньше двадцати таких дистанционных встреч.

— Логистические сложности ростовский экспорт ощутил на себе?

— Новые вызовы для нас появились еще летом, в связи с контейнерными перевозками. Большой транспортный поток перешел с моря на железную дорогу. Логистика требует новых решений. Нужно модернизировать грузовые ж/д узлы, создавать альтернативные логистические маршруты, как в части экспорта, так и в области поставок импортного сырья.

— Изменение логистики экспорта предполагает изменение транспортной инфраструктуры региона?

— Наши транспортные узлы испытывают перегрузку. Но в этом мы видим не столько проблему, сколько новые возможности. И эту точку зрения разделяют РЖД, СКЖД, минтранс области и губернатор. Ближайшая перспектива — расширение инфраструктуры наших ключевых станций Ростов-Западный и Ростов-Товарный. Железнодорожная инфраструктура всего региона, также потребует расширения в нынешних условиях.

— Возможности морских транспортные узлов региона требуют подобного переосмысления, и каких-то действий?

— Сейчас ведется работа по переориентации потоков Север-Юг через порты Азовского и Черного морей. Опять-таки происходит увеличение нагрузки. Портовые мощности нужно увеличивать, а инфраструктуру модернизировать. Вот пример: при перевозке удобрений требуются особые условия, даже для краткосрочного их хранения. Необходимы новые терминалы. И это, безусловно, потребует серьезных вложений, но и «сгенерит» деловую активность.

— Подводя итог разговора: можно ли сказать, что проблемы, с которыми сталкивается экономика региона, можно оценивать, как импульсы развития?

— Нынешние экономические проблемы, при правильном их восприятии — это координаты. Четкие координаты точек роста экономики региона. Главное сейчас, компетентно и рационально ориентироваться на эти новые маяки развития.

Правительство региона совместно с научным сообществом развивает те инновационные проекты будущего, которые вписаны в мировую и федеральную повестку.

Экономический и инвестиционный потенциал Ростовской области подкреплён разработками Ростовской области в области водородной энергетики, новых материалов, цифровых двойников, новых видов топлива, персонализированных медицинских помощников, пищевой продукции.

Это соответствует 42-м стратегическим инициативам Правительства РФ и позволит нам быть флагманом российского несырьевого экспорта и поставщиком уникальных инновационных товаров и услуг на мировой рынок.

В заключении хочу сказать, что вся деятельность региона сейчас направлена на поддержку региональных компаний по всем направлениям, одним из стратегически важных конечно является развитие экспорта. Мы создали экосистему поддержки бизнеса, которая работает как единая бесшовная система. Мы уже видим результаты нашей работы, не останавливаемся на достигнутом, планируем оставаться в числе уверенных регионов-лидеров по объему несырьевого неэнергетического экспорта в нашей стране.



 

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Все новости Ростов-на-Дону
В Москве госпитализировали актрису Маргариту Терехову Общество, 16:20
В Шебекино при атаке дрона-камикадзе пострадала женщина Политика, 16:09
Варшава заявила об ответе США при применении ядерного оружия на Украине Политика, 16:04
В Казахстане перекрыли дороги из-за майского снегопада. Видео Общество, 16:03
Аэропорт Воркуты закрыли для приема самолетов из-за ремонта Общество, 15:51
«Динамо» и «Краснодар» объявили стартовые составы на решающий матч РПЛ Спорт, 15:50
На Украине назвали количество заключенных, желающих вступить в ВСУ Политика, 15:41
Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
Подробнее
Силуанов заявил о зеркальных мерах при изъятии российских активов Политика, 15:35
Уэйн Руни возглавил команду из второго английского дивизиона Спорт, 15:33
Die Welt раскрыла детали планировавшихся ХАМАС терактов в Германии Политика, 15:16
В Петербурге человек открыл огонь из заблокированной квартиры по полиции Общество, 15:13
Президент Эстонии заявил об отсутствии планов закрывать границу с Россией Политика, 15:01
«Химки» стали победителями Первой лиги Спорт, 14:58
Лукашенко угостил Путина мачанкой и сальтисоном Политика, 14:37