Ольга Ничкова: Модный «бум» на Юге начался до ухода западных брендов
Бурное развитие российской fashion-индустрии и модных стартапов в этой сфере началось не вследствие ухода с рынка РФ западных брендов — глобальные изменения в экономике лишь подстегнули этот процесс, считает совладелец и основатель бренда DNK Russia и DNK Kids Ольга Ничкова. О модном «буме» на Юге и Северном Кавказе и новых вызовах для русских дизайнеров в интервью РБК Ростов она рассказала на площадке ПМЭФ-2024.
— Ольга, как, на ваш взгляд, процесс импортозамещения повлиял на развитие российского дизайна? Чувствуете ли вы «бум» и особую потребность в нарастании этого рынка?
— Уход других брендов однозначно повлиял. Но я думаю, причина не только в этом. Дело в том, что наступило то время, когда российское становится модным. Россия в принципе становится модной. Много лет наша страна была выключена из fashion-индустрии. Мы не занимались этим, у нашей страны были другие задачи. Однако сейчас идет «бум». Он начался до ухода зарубежных брендов с российского рынка. Конечно, их уход подстегнул процессы, но на это также повлияли рост площадок маркетплейсов и онлайн продаж. На это повлияла пандемия, когда многие перешли в онлайн. Совокупность нескольких факторов дала тот самый вау-эффект в индустрии.
— У Юга России есть, можно так сказать, особый статус в модной индустрии. Многие модные стартапы рождаются в ЮФО и СКФО. С чем это может быть связано?
— Я не знаю точно, с чем это связано. Может, с тем, что на Юге люди более темпераменты, активны и предприимчивы.
— Есть ли какие-то особенности именно у южных дизайнеров?
— Знаете, мне очень сложно назвать себя дизайнером, я не имею профильного образования и, несмотря на окончание художественной школы, даже не умею рисовать. Поэтому, наверное, с точки зрения дизайна, я не совсем компетентно оцениваю. Но я могу оценить бренды.
Наши бренды действительно обладают отличительными особенностями, потому что Юг любит наряжаться. Бренды, которые делаются у нас на Юге, всегда более нарядны, они всегда более вызывающие и яркие.
— Многие представители отрасли, в том числе на Юге, сегодня говорят о кадровом дефиците. Многим стартапам сложно масштабироваться, потому что нет швей. Есть ли у вас эта проблема? И как оцениваете ситуацию с кадрами в индустрии в целом?
— Кадровый вопрос у нас стоит остро по всей стране. Если мы говорим про швейную индустрию, то не хватает специализированных техников, их просто нет. И в принципе эта профессия не модная, она не является популярной среди молодежи. Швеи, технологи, закройщики просто не идут в специалисты.
В плане команды, вы знаете, нам повезло. У нас сотрудники работают с самого начала. Текучки нет. Я всех знаю, всех люблю. Конечно, новых специалистов мы набираем, но от нас не уходят.
— Многие представители отрасли жалуются на высокие цены на ткани, другие материалы. Актуальна ли эта проблема для вас? Как вы ее решаете?
— Я не скажу, что это проблема. Просто идет изменение рынка, и под эти изменения нужно подстраиваться. Проблемы найти тканевые материалы нет. Закрываются одни рынки или поставщики, открываются другие.
На самом деле, большая проблема — в снижении маржи из-за роста себестоимости, которая увеличивается в геометрической прогрессии, 200-300%. Каждую неделю отдел закупок подает данные, что у нас выросла стоимость комплектующих, товаров, ткани, нанесения принтов. Это действительно самая большая проблема. Цены (на конечную продукцию — прим. РБК Ростов), в свою очередь, остаются практически на том же уровне. Мы не может себе позволить так быстро «бежать» вслед за ценами комплектующих.
— В ходе недавней дискуссии на «МодаФест» в Краснодаре ваша сестра, дизайнер и сооснователь бренда DNK Russia Анна Ничкова сказала: «Если ты хочешь быть заметным, нельзя молчать. Надо использовать любую возможность рассказать о себе». Как вы продвигали свой бренд на начальном этапе?
— Мы это делали по-разному, очень старались. Однако был момент, который мы использовали с самого начала. Мы делали партнерские проекты и коллаборации. Делали очень много бесплатного. Я помню, когда мы создавали детскую одежду, мы одевали целые танцевальные и вокальные коллективы просто за то, чтобы они в нашей одежде постояли на сцене с каким-то певцом. Там даже логотипа нашего нигде не было.
Естественно, в плане бизнес-подхода это невыгодно. Как ни странно, коллаборация — не про деньги. Скорее, наоборот, особенно, если бренд маленький. Но нам хотелось продвижения, узнаваемости и импровизации. Что-то «стреляло» очень громко, что-то нет. Где-то были классные продажи, а где-то был «минус» полностью за наш счет. Мы делали-делали, к нам приходили бренды и звезды, мы к ним приходили. Одни из наших самых известных коллабораций — это Союзмультфильм и Роскосмос.
— И, конечно, «бушлат из России». Многие видели кадры, как Владимир Путин примерил его на выставке растущих российских брендов «Знай наших» на форуме Агентства стратегических инициатив. Как ваша жизнь и, может быть, покупательский интерес к пуховику-«бушлату» изменились после этого мероприятия?
— Наш президент не просто его примерил, он в нем ушел с мероприятия. Безусловно, когда восемь лет назад мы начинали шить детские шапочки и комбинезоны с вложениями 60 тыс. рублей, мы не могли даже мечтать о том, что президент примерит и оценит наш бушлат. С тех пор мы проделали долгий путь, но эта история для нас очень значима.
Хотя могу сказать, что наш «бушлат» и ранее был популярным, на него стоят предзаказы за полгода. В мае, в июне их покупают на будущий сезон. Мы все время наращиваем производство, чтобы иметь их в доступе. Но, конечно же, после встречи с Владимиром Владимировичем были интересные моменты. Несколько знаковых персон срочно требовали «бушлат как у шефа». Это было здорово.
— Как вы считаете, каким будет будущее модного бизнеса в России?
— Я уверена, что будущее в целом у России, у российского бизнеса и модной индустрии будет замечательным. Это будущее уже наступает. Россия — это модно, как я в начале сказала. Думаю, российская fashion-индустрия займет место «самой модной моды в мире».