Humpty Dumpty Brewery: Нам нравится варить «нескучное пиво»
О пиве в кастрюльке и отсутствии инвестора
— С чего началась история Humpty Dumpty Brewery?
Дмитрий Андрианов: в 2014 году мы с моим другом решили попробовать сварить пиво. Он прочел статью в интернете о том, что это можно сделать дома в кастрюльке, а я только вернулся из Перми, где узнал, как это делали знакомые. Мы нашли оборудование, купили кое-что по мелочи из ингредиентов, собрали импровизированную пивоварню и сделали свой первый сорт. Пожалуй, началось именно с этого.
Примерно полгода назад мы сварили первое пиво на профессиональном оборудовании. Сейчас у нас в команде семь человек. Все активно вовлечены в процесс.
— У каждого представителя Humpty Dumpty Brewery есть своя работа, не связанная с пивоварением. Вы думали о том, когда хобби начнет приносить доход, которого будет достаточно, чтобы не работать и заниматься исключительно делами пивоварни?
Д.А.: Конечно, мы надеемся на это. Чтобы перевести двоих из нас на постоянной основе на пивоварню, нужно не меньше года-полутора. Перевести всех сразу пока тяжело, потому что пока мы не выводим денег с предприятия. Все, что зарабатываем, вкладываем в следующую варку пива.
— Был ли у вас спонсор, который помог запустить проект?
Д.А.: Нет. Но здесь важно, на каких условиях пришел бы инвестор и насколько бы он связал нам руки в плане творчества. Обычно тот, кто приносит деньги, заказывает музыку.
— Сколько изначально составили вложения в производство?
Д.А.: На момент первой варки с каждого участника сумма вложений составила примерно 50 тыс. руб. Всего получилось 350 тыс. руб. Построить свою пивоварню, конечно, стоит в разы дороже.
— В каких городах России можно найти вашу продукцию?
Никита Курганский: Список городов уже достаточно солидный. С уверенностью можно сказать, что по России на данный момент мы не представлены только на Дальнем Востоке. В Сибири охват не такой широкий, потому что, во-первых, очень дорогая логистика, а, во-вторых, многие бары хотят получить линейку продукции, а у нас еще нет достаточного числа сортов.
О сырье и оборудовании
— Что значит «контрактное пивоварение»?
Н.К.: Мы арендуем мощности пивоварни. Кроме того, с нами работает технолог этой пивоварни. Он взаимодействует с нашими технологами.
Д.А.: Технолог пивоварни является гарантом того, что мы не испортим чужое оборудование, а наши технологи следят за тем, чтобы была соблюдена рецептура.
Владимир Лупаносов: На самом деле, наличие технолога от пивоварни очень важно, потому что каждое оборудование уникально. Именно технолог знает, как на нем работать. Это как в автомобиле: есть автоматика, есть ручное управление. Так и здесь.
— На чьих мощностях вы работаете в Ростове?
Д.А.: Мы работаем на пивоварне ресторана «Максимиллиан». Они варят пиво для своих нужд, а мы вклиниваемся, когда у них есть возможность.
— Рассматривали какие-то другие варианты?
В.Л.: Мы долго искали подходящую нам пивоварню, примерно года полтора рассматривали разные варианты в Ростове и в области. Где-то условия не устраивали нас, где-то собственников не устраивали мы. Столкнулись с тем, что в некоторых местах оказался завышенный ценник на аренду оборудования.
Д.А.: Вопросов к оборудованию было больше всего. Зачастую оно было не в том виде, в каком должно было быть. Но чем дальше мы уезжали от Ростова, тем менее ухоженными были пивоварни.
— Как вообще в Ростовской области обстоят дела с оборудованием для пивоварения?
В.Л.: Вообще, есть довольно неплохое оборудование. Например, в Новочеркасске развитая культура пивоварения, есть неплохие производства в Таганроге. В районе Волгодонска много хороших пивоварен, но здесь мы столкнулись с проблемой логистики и контроля производства. Оттуда было бы дороже везти продукцию, и мы не смогли бы наблюдать за изготовлением, как делаем это в Ростове. Пиво — это живой организм, его нужно контролировать.
— Какое сырье используется при варке пива? Можно ли найти его в Ростовской области?
Д.А.: В Ростове нет ничего из интересующего нас. Все сырье привозим из других регионов. Мы долгое время работали с московскими поставщиками, сейчас нашли более выгодный вариант в Санкт-Петербурге. Но все сырье, которое поставляют эти компании, производится не в России. Чаще это Великобритания или Бельгия.
— Необходимость покупать зарубежное сырье увеличивает стоимость конечного продукта?
В.Л.: Конечно, но это именно тот случай, когда стоит переплатить. За границей действуют селекционные институты, которые занимаются выращиванием разных сортов хмелей. В частности, в США есть город Якима, одни из основных мировых производителей хмеля. В Америке это многолетний бизнес с историей, люди посвящают этому жизнь. В России пока такого нет.
— Насколько легальны поставки?
В.Л.: Они не попадают под санкции. Это сырье и запрета на них пока нет. Вся продукция идет с сертификатами и накладными.
О конкуренции
— На Юге России работает сразу несколько крафтовых пивоварен. Вы воспринимаете их как конкурентов?
Д.А.: Нет, мы не конкуренты. Скорее, мы коллеги, приятели, друзья. Хочется, чтобы и дальше все развивалось таким же образом. Мы развиваемся вместе, у нас общие интересы, мы постоянно делимся опытом.
В.Л.: Вообще говорить о конкуренции сложно, потому что все эти пивоварни работают в разных нишах. Одни краснодарцы, Big Village, увлечены дикими культурами, делают упор на микробиологию, другие ребята, Lovecraft, на данный момент известны всей стране сразу несколькими хорошо зарекомендовавшими себя темными сортами, в Крымске (Краснодарский край) работает довольно известная пивоварня Ant. Пивоварня Endemic в Красной Поляне использует органические материалы.
Н.К.: Endemic вообще пошли в интересную сторону. Пивоварня находится в горах, там они с нуля создали всю инфраструктуру, построили деревянные коттеджи, водят экскурсии на производство, к ним можно приехать на несколько дней отдохнуть и попить хорошего пива. Это уже такая туристическая история.
— А какова ваша ниша?
Н.К.: Нам пока сложно говорить о какой-то определенной нише, так как мы в начале пути. Сейчас мы эдакие «хорошие молодые хорошие ребята „с Ростова“». Иногда уже слышим, что нас называют выскочками, потому что мы довольно быстро стартанули, но с большинством коллег у нас сложились добрые, приятельские отношения, хочется, чтобы так продолжалось и дальше.
Д.А.: Совершенно точно можно сказать, что нам нравится варить нескучное пиво. Мы берем классические рецепты и привносим в них что-то свое. В пэйл эль добавляли лемонграсс — получилось душисто, ярко и интересно. После этого варили бельгийский трипель с жерделой (дикорастущим абрикосом).
— Можете ли вы оценить перспективы развития пивоварения в России?
Д.А.: Во многом все будет зависеть от курса валют и от покупательской способности населения, которая с каждым годом снижается. Кроме того, сам термин «крафтовое пиво» в последнее время позаимствовали люди, которые варят так называемое живое пиво. Это влияет на мнение покупателей, которые купили где-то в ларьке напиток с надписью «крафт» и теперь уверены, что этот продукт не отличается от обычного пива.
Н.К.: Есть еще один фактор, который мешает развитию отрасли. На наш взгляд, рынок крафтового пива в некотором смысле достиг своей пиковой точки и перестал расти. В том числе, это произошло и из-за того, что сами участники рынка не прикладывают никаких усилий для его развития. Не работают с аудиторией, не стремятся расширять ее за счет новых людей. Сложилась некое небольшое сообщество, члены которого худо-бедно взаимодействуют друг с другом и на этом все.
Кроме того, тормозят развитие некоторые бары, которые открылись на волне хайпа. Если раньше за прилавком стояли настоящие фанаты пива, которые могли так рассказать о том или ином стиле, что даже если ты и не собирался, а все равно попробовал. Сейчас же часто можно встретить барменов, которые вообще не разбираются в том, что они предлагают посетителям.
— Какое-то время назад многие говорили о том, что крафтовое пиво — это временная мода и вообще напиток для хипстеров. Что изменилось сейчас?
Д.А.: Интерес к крафтовому пиву стабилизировался. Наверное, в чем-то для нас это хорошо, потому что сейчас мы ориентируемся на отзывы неслучайных людей, которые действительно в теме. То есть, для них это уже не мода. Проще говоря, основной хайп прошел, но люди, которым интересна эта культура, остались.
Н.К.: Крафтовое пивоварение для нас — это в каком-то смысле мессианство. У меня нет ни одного знакомого, который бы попробовал крафтовое пиво и не нашел бы что-то для себя, что-то по своему вкусу. Люди открывают для себя мир пива и узнают, что есть что-то большее за пределами темного и светлого и куда более интересное.
— Какие механизмы продвижения продукции вы сейчас используете?
Н.К.: В основном это соцсети. У нас достаточно прокачанная страница в Instagram. Кроме того, занимаемся продвижением в Facebook, там больше личных связей. Сейчас хотим попробовать в качестве площадки для продвижения «ВКонтакте». Разумеется, никто не отменял сарафанное радио, это тоже серьезный инструмент продвижения, особенно в Ростове.
— Есть ли планы создать свой сайт?
Д.А.: Сайт сейчас в разработке, мы его постепенно наполняем и скоро запустим. Это будет полноценный ресурс с информацией о продукции, новостями, фотогалереей. Там не будет ежедневного обновления, но оно и не нужно.
«Работать нелегально уже невыгодно»
— Ваша пивоварня зарегистрирована в системе ЕГАИС?
Д.А.: Да, как только мы перешли от кастрюлек к серьезным варкам, мы сделали все соответствующие документы, открыли юрлицо и зарегистрировались.
— Сейчас много пивоварен работает без регистрации?
Д.А.: Таких пивоварен осталось уже не так много. Система выстроена таким образом, что нет смысла рисковать.
В.Л.: Дело даже не в самой пивоварне. Есть большая вероятность, не имея разрешения, подставить бар, который с тобой работает. Это уже значительно хуже, это ответственность за других людей. Все это понимают. Большая часть баров не будет работать с пивоварней без документов.
День крафта в Москве
— Вы едете в Москву на фестиваль Big Craft Day. Что это за фестиваль?
Н.К.: Big Craft Day — это главный смотр пивных сил России. В нем принимают участие около 140 пивоварен из порядка 20 стран. Там соберется весь цвет российского пивоварения и топовые мировые производители. Мы первые, кого пригласили туда из Ростова. Если говорить о южных пивоварнях, то там будут представлены краснодарцы Lovecraft и Big Village, а также сочинский Endemic.
— Участие в подобном мероприятии важно для вас?
Д.А.: Конечно, важно. Во-первых, мы давно хотели попасть туда и посмотреть на других производителей, получить отзывы о своей продукции и сравнить ее с тем, что делают коллеги.
Н.К.: Помимо пивоваров на фестиваль приезжают представители баров и дистрибьюторы со всей страны. Это хороший повод завязать какие-то деловые отношения, найти поставщиков.
— Какие продукты вы планируете показать в Москве?
Н.К.: На мероприятии есть правило: один сорт мы должны сварить специально к нему и презентовать его там. Помимо этого, покажем еще два сорта, которые в скором времени можно будет попробовать в Ростове и по стране.